Статья "Как развить исследовательские способности у дошкольника"
статья на тему

Шагланова Альбина Борисовна

В этой статье интересные методы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить исследовательские способности у дошкольника?

    Период дошкольного возраста характеризуется стремлением детей узнать об окружающем мире как можно больше, но наш современный мир успешно заменяет это стремление на просмотр фильмов, игры в компьютере. Нужно не упустить этот момент, так как в процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информативности об окружающем предметном мире, о живой и неживой природе, о других людях, о пространстве и времени; развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

     На основе наблюдений за действиями детей в процессе выполнения различных наблюдений, опытов я обратила внимание на то, что у детей плохо развита наблюдательность, поисковая деятельность; дети не могут направить свою умственную активность на поиск и использование имеющихся знаний и действий на решение конкретной задачи. При этом я использовала анкету для родителей с вопросами о познавательной деятельности детей, в результате которой выяснилось, что дети не проявляют особой активности в получении знаний. Также провела диагностику, которая доказала, что детям не хватает умения анализировать, предполагать - то, что необходимо юному исследователю. Это и стало толчком для моей работы.

    Проанализировав, я наметила пути практического осуществления своей работы:

- научить детей видеть проблемы;

- сформировать умение выдвигать гипотезы;

- умение задавать вопросы;

- давать определения понятиям, классифицировать предметы;

-умение наблюдать;

-сформировать интерес к коллекционированию, к опытам

      Умение видеть проблемы – это интегративное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности, и все же я подобрала специальные упражнения, которые помогли в решении этой сложной педагогической задачи. Такие упражнения как «Смотреть на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета», «Карусель», «Волшебные превращения».

    При проведении игры «Смотреть на мир чужими глазами» я читала детям неоконченный рассказ такого плана «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги…». Затем предлагала закончить рассказ, но иным способом – представить себя гуляющего во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега? Либо водителем грузовика, едущего по дороге, вороной, сидящей на дереве, зайцем в лесу.

    Еще один способ выявления проблем – это наблюдение. Дети задают такие вопросы, как «Почему светит солнце?», «Почему попугаи могут разговаривать?», и именно наблюдение за объектами поможет в решении проблемы.

    Следующий шаг - умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Подойдут и иные, особенные, неправдоподобные гипотезы – их называют провокационными идеями.    Гипотезы, предположения, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять, задавать вопросы.

    Я подобрала упражнения, позволяющие развивать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Это задания типа «Найдите возможную причину события», «Что

 будет, если произойдет…», «Почему происходит то или иное», «При каких условиях эти

предметы будут полезными?». Очень эффективно упражнение, предполагающее обратное действие:  «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезными и даже вредными?»

Выдвижение гипотез, предположений – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск, но любой исследователь еще должен уметь задавать вопросы.

       С целью развития умения  у детей задавать вопросы я использовала методику работы Э.Барановой, кандидата психологических наук, состоящей из трех этапов, каждый из которых направлен на решение определенной задачи.

    1-й этап. Цель – знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. На этом этапе я в различных играх предлагала детям задавать вопросы в свободной форме. Ввела призовую форму – фишки, присваиваемые за каждый правильно сформулированный вопрос.

    Предлагаются на этом этапе такие игры, как «Все ли мы увидели?», «Что в чудесном мешочке?», «Вопрос – ответ», «Визуальная Данетка».

    В пример игра «Что в чудесном мешочке?». Для проведения игры используется мешочек с любым предметом внутри, мяч и фишки. Объяснила детям их цель – угадать, что в мешке, задавая вопросы. Мяч использовала для очередности, кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Было принято правило – не задавать повторного вопроса, за него фишка не дается. Дети в основном задавали вопросы путем перебора. В случае, если отгадали, спросить, почему они так думают. Затем подсчет фишек.

    2-й этап. Цель – освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. Здесь работа предусматривает обучение детей оформлению вопросов; при этом для облегчения вводятся визуальные знаки, обозначающие то или иное вопросительное местоимение, с которого следует начать формулировку вопроса. Визуальные знаки – пиктограммы, имеют свой цвет и соответствующие фишки.

    Для 2-го этапа подходят такие игры, «Учимся задавать вопросы» в двух вариантах, «Спрашиваем сами», «Угадай предмет», «Кто больше задаст разных вопросов?», «Что под салфеткой».

    Приведу в пример игру, подобную той, что описана в 1-ом этапе, но усложненную «Угадай предмет».  Для игры брала во внимание несколько различных по назначению предметов. Предупреждала детей о незасчитывании вопросов типа «Что это?» и методом перебора. Ребята задавали такие вопросы «Какого цвета предмет?», «Где он стоит?», «Какую форму имеет?», ориентируясь на пиктограммы. За каждый вопрос давала фишку синего цвета, за угаданный предмет – красного цвета. Игра занимает не более 10-15 м.

    3-ий этап. Цель – формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов. Содержание этого этапа предусматривает проведение игр, в которых с помощью вопросов выяснить загаданный предмет, но без опоры на пиктограммы. Игры данного этапа однотипные, это «Угадай предмет», «Что в мешке?», «Угадай, что загадано?». Дети задавали вопросы, которые помогли побольше узнать о предмете. Время игры также занимает 15-20 минут.

    В результате умение формулировать вопросы у детей возросло почти на 70%.

    Плюс ко всему для полной сформированности у ребенка исследовательского поведения нужно учить его давать определения понятиям, классифицировать предметы, анализировать.

     После использования множества упражнений на развитие исследовательских качеств в определенном порядке я провела повторную диагностику, в результате которой увидела, что дети научились рассуждать, мыслить, анализировать – все необходимое для исследовательского поведения.

     Сформировать и поддержать познавательный интерес детей к объектам и явлениям окружающего мира помогут такие методы исследовательской деятельности как: экспериментирование, наблюдение; вид деятельности как коллекционирование.                                        Обратимся к такому виду познавательной исследовательской деятельности, как коллекционирование. Дети любят собирать и копить, и я воспользовалась этим свойством детского характера, так как коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие детьми предметов коллекций тесно связано с их чувствами и эмоциями. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. Замечено, что человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Интерес имеет огромное значение в развитии творческой личности. Интерес ребенка к  какому-либо объекту способствует возникновению желания  больше узнать о нем, формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества придают активности ребенка четкую познавательную направленность.

    Эксперимент - важнейший метод исследования, предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Эксперименты бывают и мысленные: их можно делать в уме, некоторые я предлагала детям.

    В ходе мысленного эксперимента мы решали следующие задачи: «Что можно сделать из куска бумаги?», «Что будет, если все станут выше ростом?», «Правильно ли художник нарисовал тени?»    А вот более сложная ситуация для мысленного эксперимента. Я читала детям неоконченный рассказ: «Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но попал в окно  квартиры на первом этаже. Окно разбилось…». Предлагала им: «Представьте, что вы милиционер. Что вы скажете Сереже? А что бы вы сказали, если бы были его другом? Его сестрой? Родителями? В данном случае у детей еще воспитываются человеческие взаимоотношения.

    Подобные мысленные эксперименты можно предлагать на различных видах занятий в качестве тренировок.

     Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами, именно в этой деятельности  ребенок моделирует в своем сознании картину мира, основанной на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей и т.д. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

   Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи  - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Когда  и  с какого  возраста  следует  развивать  творческие  способности  у  детей....

Статья «Как родителям развить математические способности у дошкольников»

Консультация для родителей, как развивать математические способности у дошкольников....

Как развить музыкальные способности ребенка-дошкольника

Данный материал является консультацией для родителей...

Как развить творческие способности у дошкольников

Всё о творческих способностях детей дошкольного возраста...

Как развить творческие способности у дошкольников

Статья предназначена для родителей, которые заинтересованы в гармоничном воспитании своих детей. В ней раскрываются основные направления, способствующие формированию креативных способностей у дошкольн...