Практико-ориентировочный проект «Мы – артисты театра»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Цель проекта. Узнать все о театре, о видах кукольного театра, подготовить сказку и показать ее детям младших групп с помощью разных детских театров.

Задачи проекта.

Ø Формировать у детей элементарные навыки проектной деятельности:

а) умения договариваться, слушать других, задавать вопросы в процессе обсуждения;

б) планировать свои действия (что будем делать сначала, что потом, что еще надо сделать);

в) согласованно взаимодействовать  со взрослыми и сверстниками (во время разыгрывания сцен, подготовки реквизита…);

г) публично представлять  полученный результат.

Ø Познакомить детей с театром, как одним из видов искусств, познакомить с создателями театрального спектакля, с устройством сцены и зрительного зала, воспитывать культуру поведения в театре.

Ø Познакомить детей с видами кукольных театров, используемых в дошкольном учреждении.

Ø Формировать простейшие образно-выразительные умения: имитацию, мимику, речевую интонационную выразительность.

Ø Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, развивать диалогическую и монологическую речь.

Ø Совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать знакомые сказки без помощи взрослого, развивать способность анализировать поступки героев сказки, развивать умения сочинять новые эпизоды и концовки к знакомым сказкам.

Ø Воспитывать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности, бережное отношение к реквизиту, уважение к труду взрослых и детей.

Ø Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, уверенность в себе, снимать сжатость и скованность.

Ø Обогащать отношения родителей и детей через общение в совместной творческой деятельности.

Ø Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу организации театрализованных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1proekt_my_artisty_teatra.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников №31» г.Павлово

МАТЕРИАЛЫ

на районный конкурс методических разработок

по организации проектной деятельности детей

«Культура. Дети. Творчество»

Номинация

«Театр. Культура. Дети»

Практико-ориентировочный проект

«Мы – артисты театра»

Дети средней группы – 23 человека

Автор-разработчик:

Балуева Светлана Сергеевна –

воспитатель высшей

квалификационной категории

По продолжительности – среднесрочный.

По количеству детей – групповой.

По возрасту детей – средний или старший дошкольный возраст.

По характеру контактов – семейный.

По режиму занятий – вне занятий.

2014г.

«Театр – это такая кафедра,

с которой можно сказать

миру много добра».

Н.В. Гоголь

Аналитико – прогностическое обоснование проекта.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач определяет «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Театральная деятельность – это один из самых распространенных видов детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что тесно связана с игрой. Ребенку хочется свои впечатления из окружающей жизни, свою выдумку воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.

Театральная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и эмоциональной выразительности, самоконтроля и повышения самооценки.

Проект, организованный в год Культуры в России и накануне Международного Дня Театра, поможет детям глубже познакомиться с древнейшим видом искусства, понять и полюбить театр.

Проблема проекта. Малыши (дети младших групп) опечалены тем, что артисты не смогут приехать и показать им кукольный спектакль. Неужели мы, дети средней группы, не сможем их утешить, развлечь и показать им сказку? Нужно самим стать настоящими артистами, подготовить костюмы, атрибуты и устроить для малышей театральное представление.

Цель проекта. Узнать все о театре, о видах кукольного театра, подготовить сказку и показать ее детям младших групп с помощью разных детских театров.

Задачи проекта.

  • Формировать у детей элементарные навыки проектной деятельности:

а) умения договариваться, слушать других, задавать вопросы в процессе обсуждения;

б) планировать свои действия (что будем делать сначала, что потом, что еще надо сделать);

в) согласованно взаимодействовать  со взрослыми и сверстниками (во время разыгрывания сцен, подготовки реквизита…);

г) публично представлять  полученный результат.

  • Познакомить детей с театром, как одним из видов искусств, познакомить с создателями театрального спектакля, с устройством сцены и зрительного зала, воспитывать культуру поведения в театре.
  • Познакомить детей с видами кукольных театров, используемых в дошкольном учреждении.
  • Формировать простейшие образно-выразительные умения: имитацию, мимику, речевую интонационную выразительность.
  • Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, развивать диалогическую и монологическую речь.
  • Совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать знакомые сказки без помощи взрослого, развивать способность анализировать поступки героев сказки, развивать умения сочинять новые эпизоды и концовки к знакомым сказкам.
  • Воспитывать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности, бережное отношение к реквизиту, уважение к труду взрослых и детей.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, уверенность в себе, снимать сжатость и скованность.
  • Обогащать отношения родителей и детей через общение в совместной творческой деятельности.
  • Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу организации театрализованных игр.

Проектным продуктом будут являться показы детьми сказки «Заюшкина избушка» в День театра (27 марта) посредством разных видов театра:

- драматизации;

- варежкого театра;

- пальчикового театра;

- настольного плоскостного театра;

- театра игрушек.

План организации проектной деятельности по достижению цели.

1 этап проблематизации и выбора темы проекта – 2 дня (первая неделя).

Цель: создание у детей мотивации к проектной деятельности, ознакомление родителей с задачами, условиями проекта.

Формы работы воспитателя с детьми и родителями.

Деятельность педагога и детей

Работа с родителями

1. Создание проблемной ситуации.

В группу приходит воспитатель младшей группы и читает письмо от артистов Нижегородского театра кукол, которые  сообщают, что не смогут приехать и показать кукольный спектакль. Воспитатель рассказывает, что малыши её группы очень расстроились. Воспитатель средней группы предлагает подумать, что можно сделать в такой ситуации, как утешить малышей?

Предложения детей обсуждаются.

Воспитатель подводит детей к тому, что можно показать сказку малышам, но только надо сначала все узнать о театре, научиться показывать, как настоящие артисты. Дети идут к малышам и обещают подготовить и показать им сказку.

2. Выбор темы проекта.

Воспитатель предлагает подумать, какую сказку будут показывать дети, ориентируя их на сказку «Заюшкина избушка». Дети вспоминают сказку (чтение).

Анализ сказки (обсуждение характеров героев: зайчик – добрый, добродушный, доверчивый, неконфликтный; медведь, собака – добрые, отзывчивые, но трусливые; лиса – хитрая, злая, коварная, бессовестная).

Определение количества действующих лиц.

Проблемная ситуация: детей в группе много, все хотят быть артистами, а героев в сказке меньше (можно использовать фишки для сравнения количества детей в группе и героев в сказке). Воспитатель рассказывает, что одну и ту же сказку можно показать с помощью разных театров, и тогда все смогут быть артистами.

3. Воспитатель показывает персонажей нескольких видов кукольного театра: пальчикового, теневого, варежкового, театра коробок, настольного театра игрушек, бутылочного и др.

Проблемная ситуация: в нашей группе нет таких театров к сказке «Заюшкина избушка». Кто сможет помочь? Чем могут помочь родители?

4. Задание на дом.

Подумать, посоветоваться с родителями для последующего заполнения картографа.

1. Наглядная информация о проекте «Мы артисты театра».

2. Подготовка для каждой семьи памятки – листовки о видах детских театров и способах участия в проектной деятельности вместе с ребенком, нацеливание на взаимодействие с воспитателями группы и оказание необходимой помощи своему ребенку.

Например:

Уважаемые (ФИО) родителей. Мы рады сообщить Вам о начале работы по проекту «Мы артисты театра» и надеемся, что Вы поможете нам подготовить  о сказке «Заюшкина избушка», которое состоится в Международный День театра – 27 марта. Нам нужна ваша помощь и ваши творческие способности для изготовления:

- костюмов для драматизации сказки;

- декораций;

- персонажей сказки для разных видов театра, выполненных из ткани и меха (варежковый и пальчиковый театр), из картона и фанеры (плоскостной и теневой театр), из бутылок, киндер-сюрпризов и коробок.

Вы сможете придумать свой вариант кукольного театра. За консультацией обращаться к воспитателям группы.

3. Индивидуальные и групповые консультации по вопросам:

- помощь в выборе участия;

- помощь в выборе способов выполнения задания;

- определение источников информации о видах театра;

- обговаривание правил участия в проекте: добровольность и возможность выбора любого из вариантов.

Вариант участия

Имена детей

Саша

Поля Ш.

Даша О.

Егор

1. Изготовление костюмов

+

2. Изготовление варежкового театра

+

3. Подготовка декораций

+

4.

2 этап планирования проектной деятельности – 3 дня (первая неделя).

Цель: определение средств реализации проекта, источников реализации проекта.

Формы работы воспитателя с детьми и родителями.

Деятельность педагога и детей

Работа с родителями

1. Экскурсия во Дворец Культуры, рассматривание сцены, декораций, занавеса, зрительного зала, посещения костюмерной комнаты.

2. рассказ воспитателя о театре с презентацией, уточнение устройства сцены, знакомство с атрибутами театральной деятельности (костюмы, грим, парики, афиши, программки и др.).

3. Обсуждение, что дети будут делать в группе для предстоящего спектакля.

4. Взаимосвязь со специалистами ДОУ:

- музыкальный руководитель: подбор музыкального репертуара к будущему спектаклю;

- специалист по ИЗО-деятельности:

1) лепка сказочных героев к сказке «Заюшкина избушка»;

2) коллективная аппликация «Театральная афиша»;

- физорг:

1) разучивание п/игры «Хитрая лиса»;

2) повтор п/игр «Зайка беленький сидит», «Лиса и зайцы», «У медведя во бору», «Петушки».

5. Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка».

6. Занятие по конструированию из бумаги (Сафонова О.А.).

1. Индивидуальные беседы с родителями по планированию деятельности для осуществления задуманного.

2. Обсуждение способов участия в работе ребенка:

 - изготовление с родителями персонажей одного из театров;

- заучивание роли, работа над выразительностью образа (движения и речь).

3. Привлечение папы Полины О. к организации экскурсии во Дворец Культуры.

3 этап осуществления проектной деятельности (поиск способов осуществления проектного продукта, подготовка к постановке спектакля) – 4 дня (вторая неделя).

Цель: объединение усилий детей и родителей в работе над спектаклем.

Формы работы воспитателя с детьми и родителями.

Деятельность педагога и детей

Работа с родителями

1. Воспитатель готовит оформление зала, оборудование, атрибуты.

2. Распределение ролей между детьми, добавление новых сказочных героев с той целью, чтобы все дети смогли принять участие в разыгрывании спектаклей.

3. Сочинение совместно с детьми новых эпизодов к сказке, других концовок с новыми персонажами.

Например: …Ежик свернулся клубочком и начал колоть лису, лиса испугалась и убежала из домика.

… Олень подошел к окошку и сказал: «Уходи, лиса, прочь, а не то на рога посажу, высоко подниму и в овраг сброшу».

4. Подбор и проведение с детьми игр и упражнений на развитие интонационной выразительности, пластической выразительности, этюдов и пантомим на развитие эмоциональной выразительности.

5. Проведение пальчиковых игр на развитие моторики рук с целью обучения свободному кукловождению (пальчиковый и варежковый театры).

6. Работа над ролями. Репетиции сцен.

1. Родители приносят в группу изготовленные ими разные детские театры или персонажи к ним.

2. Родители помогают в оформлении зала к спектаклю – драматизации.

3. Родители печатают несколько программок.

Например.

«Варежковый театр по сказке «Заюшкина избушка».

Артисты: дети средней группы №12 «Кораблик».

В роли зайчика – Павлик Г.

В роли лисы – Юля Г.

В роли петушка – Никита Г.

В роли собачки – Дима Л.

В роли медведя – Антон К.

В роли кабана – Данила К.

4 этап – презентация проектного продукта - разыгрывание детьми с помощью разных видов театров русской народной сказки «Заюшкина избушка» - 5-ый день (вторая неделя).

Цель: показ результата работы над проектом перед зрителями.

Формы работы воспитателя с детьми и родителями.

Деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Утром воспитатель объявляет, что сегодня отмечается Международный День театра и что дети «поедут» на гастроли в другие группы с показом сказки. Дети делятся на 5 групп, готовят все необходимое для показа и расходятся по другим группам детского сада.

1-ая подгруппа – в 1 младшую группу – показ плоскостного театра.

2-ая подгруппа – в 1 младшую группу – показ настольного театра игрушек.

3-я подгруппа – во 2 младшую группу – показ пальчикового театра.

4-ая подгруппа – во 2 младшую группу – показ варежкового театра.

5-ая подгруппа в зале для средней группы №4 «Радуга» показывает спектакль-драматизацию.

1. На информационном стенде помещается информация о Международном Дне театра.

2. Подготовка и размещение фотовыставки сцен спектакля.

3. Вывесить благодарность родителям, принимавшим участие в работе над проектом.

4. Размещение в раздевалке афиши с приглашением родителей в один из ближайших дней на показ спектакля-драматизации детьми группы.

Ожидаемые результаты проекта.

Формирование у детей опыта театрализованной деятельности:

  • дети умеют действовать согласованно;
  • дети умеют строить простейшие диалоги;
  • дети имеют элементарные навыки кукловождения;
  • дети умеют разыгрывать знакомые произведения с помощью игрушек (персонажей кукольного театра);
  • дети умеют пользоваться интонацией в речи, выражающей основные чувства;
  • дети имеют элементарные представления о театре, как о виде искусства.

Ресурсная база проекта.

Кадровые ресурсы

    Воспитатели группы, дети, родители.

Материально-технические ресурсы.

Научно-методические ресурсы.

  1. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду», М., 2003.
  2. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», М.: «Просвещение», 1991.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» - М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
  4. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», ТЦ «Сфера», 2008.
  5. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
  6. Львова Л.С. «Режиссерско-педагогический подход к постановке детского спектакля» - журнал «Педагогика ДОУ» №9, 2012.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», М.: «Школьная пресса», 2004.
  8. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
  9. Тексты русской народной сказки «Заюшкина избушка» в обработке разных авторов.
  10. Музыкальный репертуар к инсценировке сказки.
  1. Зайчик – композитор М. Старокадомский.
  2. Лиса – композитор С. Прокофьев.
  3. Медведь - композитор С. Прокофьев.
  4. Собаки - композитор С. Прокофьев.
  5. Петух – композитор Я. Лядов.

                                                    Возможные риски.

  1. Невысокая степень активности родителей.
  2. Недостаточное материально-техническое обеспечение

ДОУ (декорации, костюмы, атрибуты).

  1. Возрастные особенности и индивидуальные возможности

детей средней группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практико-ориентировочный проект «Колокольчик –голос России» в средней группе

Информационно-практико-ориентировочный проект «Колокольчик –голос России» в средней группеЦель проекта: создание условий для развития нравственно-патриотических...

Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"

Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"...

Практико – ориентировочный проект «Овощи»

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество....

Краткосрочный практико - ориентировочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Праздничная ёлка".

Краткосрочный  практико - ориентировочный проект      для детей старшего дошкольного возраста  «Праздничная ёлка».Проблема: « Вырубка елей ради кратковременных празд...

Практико-ориентировочный проект "Мы в космос полететь хотим"

В проекте дано краткая анотация, взаимодействие с семьями воспитаннико, педагогов и детей, календарно-тематическое планирование на одну неделю, конспекты занятий, дидактических игр и опытов, а также к...

Проект "Я хочу в школу". Практико - ориентировочный проект для подготовительной группы.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к обучению в школе.Школа - это совершенно новая жизнь для ребенка.Она создает такие правила , с которыми он еще не вст...