Практико-ориентировочный проект «Мы – артисты театра»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Цель проекта. Узнать все о театре, о видах кукольного театра, подготовить сказку и показать ее детям младших групп с помощью разных детских театров.
Задачи проекта.
Ø Формировать у детей элементарные навыки проектной деятельности:
а) умения договариваться, слушать других, задавать вопросы в процессе обсуждения;
б) планировать свои действия (что будем делать сначала, что потом, что еще надо сделать);
в) согласованно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (во время разыгрывания сцен, подготовки реквизита…);
г) публично представлять полученный результат.
Ø Познакомить детей с театром, как одним из видов искусств, познакомить с создателями театрального спектакля, с устройством сцены и зрительного зала, воспитывать культуру поведения в театре.
Ø Познакомить детей с видами кукольных театров, используемых в дошкольном учреждении.
Ø Формировать простейшие образно-выразительные умения: имитацию, мимику, речевую интонационную выразительность.
Ø Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, развивать диалогическую и монологическую речь.
Ø Совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать знакомые сказки без помощи взрослого, развивать способность анализировать поступки героев сказки, развивать умения сочинять новые эпизоды и концовки к знакомым сказкам.
Ø Воспитывать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности, бережное отношение к реквизиту, уважение к труду взрослых и детей.
Ø Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, уверенность в себе, снимать сжатость и скованность.
Ø Обогащать отношения родителей и детей через общение в совместной творческой деятельности.
Ø Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу организации театрализованных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1proekt_my_artisty_teatra.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников №31» г.Павлово
МАТЕРИАЛЫ
на районный конкурс методических разработок
по организации проектной деятельности детей
«Культура. Дети. Творчество»
Номинация
«Театр. Культура. Дети»
Практико-ориентировочный проект
«Мы – артисты театра»
Дети средней группы – 23 человека
Автор-разработчик:
Балуева Светлана Сергеевна –
воспитатель высшей
квалификационной категории
По продолжительности – среднесрочный.
По количеству детей – групповой.
По возрасту детей – средний или старший дошкольный возраст.
По характеру контактов – семейный.
По режиму занятий – вне занятий.
2014г.
«Театр – это такая кафедра,
с которой можно сказать
миру много добра».
Н.В. Гоголь
Аналитико – прогностическое обоснование проекта.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач определяет «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Театральная деятельность – это один из самых распространенных видов детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что тесно связана с игрой. Ребенку хочется свои впечатления из окружающей жизни, свою выдумку воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.
Театральная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и эмоциональной выразительности, самоконтроля и повышения самооценки.
Проект, организованный в год Культуры в России и накануне Международного Дня Театра, поможет детям глубже познакомиться с древнейшим видом искусства, понять и полюбить театр.
Проблема проекта. Малыши (дети младших групп) опечалены тем, что артисты не смогут приехать и показать им кукольный спектакль. Неужели мы, дети средней группы, не сможем их утешить, развлечь и показать им сказку? Нужно самим стать настоящими артистами, подготовить костюмы, атрибуты и устроить для малышей театральное представление.
Цель проекта. Узнать все о театре, о видах кукольного театра, подготовить сказку и показать ее детям младших групп с помощью разных детских театров.
Задачи проекта.
- Формировать у детей элементарные навыки проектной деятельности:
а) умения договариваться, слушать других, задавать вопросы в процессе обсуждения;
б) планировать свои действия (что будем делать сначала, что потом, что еще надо сделать);
в) согласованно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (во время разыгрывания сцен, подготовки реквизита…);
г) публично представлять полученный результат.
- Познакомить детей с театром, как одним из видов искусств, познакомить с создателями театрального спектакля, с устройством сцены и зрительного зала, воспитывать культуру поведения в театре.
- Познакомить детей с видами кукольных театров, используемых в дошкольном учреждении.
- Формировать простейшие образно-выразительные умения: имитацию, мимику, речевую интонационную выразительность.
- Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, развивать диалогическую и монологическую речь.
- Совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать знакомые сказки без помощи взрослого, развивать способность анализировать поступки героев сказки, развивать умения сочинять новые эпизоды и концовки к знакомым сказкам.
- Воспитывать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности, бережное отношение к реквизиту, уважение к труду взрослых и детей.
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, уверенность в себе, снимать сжатость и скованность.
- Обогащать отношения родителей и детей через общение в совместной творческой деятельности.
- Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу организации театрализованных игр.
Проектным продуктом будут являться показы детьми сказки «Заюшкина избушка» в День театра (27 марта) посредством разных видов театра:
- драматизации;
- варежкого театра;
- пальчикового театра;
- настольного плоскостного театра;
- театра игрушек.
План организации проектной деятельности по достижению цели.
1 этап проблематизации и выбора темы проекта – 2 дня (первая неделя).
Цель: создание у детей мотивации к проектной деятельности, ознакомление родителей с задачами, условиями проекта.
Формы работы воспитателя с детьми и родителями.
Деятельность педагога и детей | Работа с родителями | ||||
1. Создание проблемной ситуации. В группу приходит воспитатель младшей группы и читает письмо от артистов Нижегородского театра кукол, которые сообщают, что не смогут приехать и показать кукольный спектакль. Воспитатель рассказывает, что малыши её группы очень расстроились. Воспитатель средней группы предлагает подумать, что можно сделать в такой ситуации, как утешить малышей? Предложения детей обсуждаются. Воспитатель подводит детей к тому, что можно показать сказку малышам, но только надо сначала все узнать о театре, научиться показывать, как настоящие артисты. Дети идут к малышам и обещают подготовить и показать им сказку. 2. Выбор темы проекта. Воспитатель предлагает подумать, какую сказку будут показывать дети, ориентируя их на сказку «Заюшкина избушка». Дети вспоминают сказку (чтение). Анализ сказки (обсуждение характеров героев: зайчик – добрый, добродушный, доверчивый, неконфликтный; медведь, собака – добрые, отзывчивые, но трусливые; лиса – хитрая, злая, коварная, бессовестная). Определение количества действующих лиц. Проблемная ситуация: детей в группе много, все хотят быть артистами, а героев в сказке меньше (можно использовать фишки для сравнения количества детей в группе и героев в сказке). Воспитатель рассказывает, что одну и ту же сказку можно показать с помощью разных театров, и тогда все смогут быть артистами. 3. Воспитатель показывает персонажей нескольких видов кукольного театра: пальчикового, теневого, варежкового, театра коробок, настольного театра игрушек, бутылочного и др. Проблемная ситуация: в нашей группе нет таких театров к сказке «Заюшкина избушка». Кто сможет помочь? Чем могут помочь родители? 4. Задание на дом. Подумать, посоветоваться с родителями для последующего заполнения картографа. | 1. Наглядная информация о проекте «Мы артисты театра». 2. Подготовка для каждой семьи памятки – листовки о видах детских театров и способах участия в проектной деятельности вместе с ребенком, нацеливание на взаимодействие с воспитателями группы и оказание необходимой помощи своему ребенку. Например: Уважаемые (ФИО) родителей. Мы рады сообщить Вам о начале работы по проекту «Мы артисты театра» и надеемся, что Вы поможете нам подготовить о сказке «Заюшкина избушка», которое состоится в Международный День театра – 27 марта. Нам нужна ваша помощь и ваши творческие способности для изготовления: - костюмов для драматизации сказки; - декораций; - персонажей сказки для разных видов театра, выполненных из ткани и меха (варежковый и пальчиковый театр), из картона и фанеры (плоскостной и теневой театр), из бутылок, киндер-сюрпризов и коробок. Вы сможете придумать свой вариант кукольного театра. За консультацией обращаться к воспитателям группы. 3. Индивидуальные и групповые консультации по вопросам: - помощь в выборе участия; - помощь в выборе способов выполнения задания; - определение источников информации о видах театра; - обговаривание правил участия в проекте: добровольность и возможность выбора любого из вариантов. | ||||
Вариант участия | Имена детей | ||||
Саша | Поля Ш. | Даша О. | Егор | ||
1. Изготовление костюмов | + | ||||
2. Изготовление варежкового театра | + | ||||
3. Подготовка декораций | + | ||||
4. |
2 этап планирования проектной деятельности – 3 дня (первая неделя).
Цель: определение средств реализации проекта, источников реализации проекта.
Формы работы воспитателя с детьми и родителями.
Деятельность педагога и детей | Работа с родителями |
1. Экскурсия во Дворец Культуры, рассматривание сцены, декораций, занавеса, зрительного зала, посещения костюмерной комнаты. 2. рассказ воспитателя о театре с презентацией, уточнение устройства сцены, знакомство с атрибутами театральной деятельности (костюмы, грим, парики, афиши, программки и др.). 3. Обсуждение, что дети будут делать в группе для предстоящего спектакля. 4. Взаимосвязь со специалистами ДОУ: - музыкальный руководитель: подбор музыкального репертуара к будущему спектаклю; - специалист по ИЗО-деятельности: 1) лепка сказочных героев к сказке «Заюшкина избушка»; 2) коллективная аппликация «Театральная афиша»; - физорг: 1) разучивание п/игры «Хитрая лиса»; 2) повтор п/игр «Зайка беленький сидит», «Лиса и зайцы», «У медведя во бору», «Петушки». 5. Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка». 6. Занятие по конструированию из бумаги (Сафонова О.А.). | 1. Индивидуальные беседы с родителями по планированию деятельности для осуществления задуманного. 2. Обсуждение способов участия в работе ребенка: - изготовление с родителями персонажей одного из театров; - заучивание роли, работа над выразительностью образа (движения и речь). 3. Привлечение папы Полины О. к организации экскурсии во Дворец Культуры. |
3 этап осуществления проектной деятельности (поиск способов осуществления проектного продукта, подготовка к постановке спектакля) – 4 дня (вторая неделя).
Цель: объединение усилий детей и родителей в работе над спектаклем.
Формы работы воспитателя с детьми и родителями.
Деятельность педагога и детей | Работа с родителями |
1. Воспитатель готовит оформление зала, оборудование, атрибуты. 2. Распределение ролей между детьми, добавление новых сказочных героев с той целью, чтобы все дети смогли принять участие в разыгрывании спектаклей. 3. Сочинение совместно с детьми новых эпизодов к сказке, других концовок с новыми персонажами. Например: …Ежик свернулся клубочком и начал колоть лису, лиса испугалась и убежала из домика. … Олень подошел к окошку и сказал: «Уходи, лиса, прочь, а не то на рога посажу, высоко подниму и в овраг сброшу». 4. Подбор и проведение с детьми игр и упражнений на развитие интонационной выразительности, пластической выразительности, этюдов и пантомим на развитие эмоциональной выразительности. 5. Проведение пальчиковых игр на развитие моторики рук с целью обучения свободному кукловождению (пальчиковый и варежковый театры). 6. Работа над ролями. Репетиции сцен. | 1. Родители приносят в группу изготовленные ими разные детские театры или персонажи к ним. 2. Родители помогают в оформлении зала к спектаклю – драматизации. 3. Родители печатают несколько программок. Например. «Варежковый театр по сказке «Заюшкина избушка». Артисты: дети средней группы №12 «Кораблик». В роли зайчика – Павлик Г. В роли лисы – Юля Г. В роли петушка – Никита Г. В роли собачки – Дима Л. В роли медведя – Антон К. В роли кабана – Данила К. |
4 этап – презентация проектного продукта - разыгрывание детьми с помощью разных видов театров русской народной сказки «Заюшкина избушка» - 5-ый день (вторая неделя).
Цель: показ результата работы над проектом перед зрителями.
Формы работы воспитателя с детьми и родителями.
Деятельность педагога и детей | Работа с родителями |
Утром воспитатель объявляет, что сегодня отмечается Международный День театра и что дети «поедут» на гастроли в другие группы с показом сказки. Дети делятся на 5 групп, готовят все необходимое для показа и расходятся по другим группам детского сада. 1-ая подгруппа – в 1 младшую группу – показ плоскостного театра. 2-ая подгруппа – в 1 младшую группу – показ настольного театра игрушек. 3-я подгруппа – во 2 младшую группу – показ пальчикового театра. 4-ая подгруппа – во 2 младшую группу – показ варежкового театра. 5-ая подгруппа в зале для средней группы №4 «Радуга» показывает спектакль-драматизацию. | 1. На информационном стенде помещается информация о Международном Дне театра. 2. Подготовка и размещение фотовыставки сцен спектакля. 3. Вывесить благодарность родителям, принимавшим участие в работе над проектом. 4. Размещение в раздевалке афиши с приглашением родителей в один из ближайших дней на показ спектакля-драматизации детьми группы. |
Ожидаемые результаты проекта.
Формирование у детей опыта театрализованной деятельности:
- дети умеют действовать согласованно;
- дети умеют строить простейшие диалоги;
- дети имеют элементарные навыки кукловождения;
- дети умеют разыгрывать знакомые произведения с помощью игрушек (персонажей кукольного театра);
- дети умеют пользоваться интонацией в речи, выражающей основные чувства;
- дети имеют элементарные представления о театре, как о виде искусства.
Ресурсная база проекта.
Кадровые ресурсы
Воспитатели группы, дети, родители.
Материально-технические ресурсы.
Научно-методические ресурсы.
- Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду», М., 2003.
- Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», М.: «Просвещение», 1991.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» - М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», ТЦ «Сфера», 2008.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
- Львова Л.С. «Режиссерско-педагогический подход к постановке детского спектакля» - журнал «Педагогика ДОУ» №9, 2012.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», М.: «Школьная пресса», 2004.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
- Тексты русской народной сказки «Заюшкина избушка» в обработке разных авторов.
- Музыкальный репертуар к инсценировке сказки.
- Зайчик – композитор М. Старокадомский.
- Лиса – композитор С. Прокофьев.
- Медведь - композитор С. Прокофьев.
- Собаки - композитор С. Прокофьев.
- Петух – композитор Я. Лядов.
Возможные риски.
- Невысокая степень активности родителей.
- Недостаточное материально-техническое обеспечение
ДОУ (декорации, костюмы, атрибуты).
- Возрастные особенности и индивидуальные возможности
детей средней группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект практико - ориентировочный (краткосрочный) средняя группа тема "Защитники нашей Родины".
патриотическое воспитание дошкольников...
Информационно-практико-ориентировочный проект «Колокольчик –голос России» в средней группе
Информационно-практико-ориентировочный проект «Колокольчик –голос России» в средней группеЦель проекта: создание условий для развития нравственно-патриотических...
Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"
Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"...
Практико – ориентировочный проект «Овощи»
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество....
Краткосрочный практико - ориентировочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Праздничная ёлка".
Краткосрочный практико - ориентировочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Праздничная ёлка».Проблема: « Вырубка елей ради кратковременных празд...
Практико-ориентировочный проект "Мы в космос полететь хотим"
В проекте дано краткая анотация, взаимодействие с семьями воспитаннико, педагогов и детей, календарно-тематическое планирование на одну неделю, конспекты занятий, дидактических игр и опытов, а также к...
Проект "Я хочу в школу". Практико - ориентировочный проект для подготовительной группы.
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к обучению в школе.Школа - это совершенно новая жизнь для ребенка.Она создает такие правила , с которыми он еще не вст...