Экспериментирование - деятельностный подход в процессе познания
консультация на тему

Требования ФГОС первоочередной задачей ставят перед педагогами научить детей самостоятельно добывать знания. Экспериментирование является значительной частью процессе познавательной деятельности. Базируясь на игре можно разнообразить экспериментальную деятельность до получения детьми необходимых знаний, умений и навыков соответствующих любому возрасту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование – деятельностный подход в процессе познания.

Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать.

Песталоцци

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал что «для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в тоже время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства».

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

   Одним из видов игр, которые могут быть использованы специалистом в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его здоровьесберегающей деятельности, становятся игры-эксперименты и игры-путешествия.

     Игры-эксперименты, а так же игры-путешествия являются одним из видов дидактической игры.

     Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры-эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей. Так, например, в младшем дошкольном возрасте игры-эксперименты и игры-путешествия должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.

Игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка - это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни.

Игры-путешествия для младших дошкольников заключаются в том, что ребенок будто бы совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия. Например, для малышей актуально знакомство с разными видами щёток (зубная, для волос, щётка-сметка, щётка для одежды и т.п.). Игра-путешествие предоставляет ему возможность найти необходимый вариант для разрешения конкретной ситуации. Экспериментальная задача выглядит следующим образом: подбери щетку для того, чтобы убрать крошки со стола. Попробуй это сделать с помощью зубной щетки, щетки-расчески, сметки. Скажи, какая из этих щеток больше всего подходит?

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4—5-летнему дошкольнику даётся определённый сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях.

Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 4-5 лет, игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Для детей старшего дошкольного возраста игры-эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребенку 5—7 лет. Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно-следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого.

Игры-путешествия для старших дошкольников нацелены на «полидеятельность», поскольку предлагают ребёнку разнообразие деятельностей или комбинацию разнообразных действий, что отвечает возможностям 6—7-летнего ребенка. Игры-эксперименты должны использоваться воспитателем с учетом следующих факторов:

  • возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
  • доступность содержания игр;
  • сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
  • обеспечение «культурной практики» детей в игре;
  • сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
  • соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
  • постепенное усложнение игр;
  • цикличность организации игр.

Требования ФГОС нацеливают педагогов использовать системно-деятельностный подход в реализации образовательной программы ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный  подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...

«ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

   Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзы...

«Детское проектирование и экспериментирование как основа системно-деятельностного подхода к образованию»

В статье представлен опыт работы по обучающим проектам в дошкольном учредении....