Консультация для педагогов «Влияние нетрадиционной, художественной деятельности (оригами) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Консультация для педагогов «Влияние нетрадиционной, художественной деятельности (оригами) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Влияние нетрадиционной, художественной деятельности (оригами) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский.
Задачи: Познакомить педагогов ДОУ с видами нетрадиционного художественного творчества. Влияние нетрадиционного художественного творчества на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. А так же с художественным конструированием из бумаги – оригами.
Художественное творчество с применением нетрадиционных техник и материалов способствуют развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики и тактильного восприятия;
2. Пространственной ориентировки на листе бумаги;
3. Внимания и усидчивости;
4. Зрительного восприятия и глазомера;
5. Наблюдательности и эстетической отзывчивости;
6. Изобразительных навыков и умений.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Обучение изобразительной деятельности строится на принципе – «От простого к сложному». Результат работы зависит от заинтересованности ребёнка. Дополнительные стимулы такие, как – игра, сюрприз, красивая классическая и народная музыка, приход сказочных персонажей или мультипликационных героев, просмотр презентаций на тему занятия. На занятиях детьми надо предлагать различные виды деятельности – проведение дидактических игр, выкладывание предметов из геометрических фигур, счётных палочек. Применение пальчиковых игр, весёлых физкультминуток.
Детей надо поощрять, иногда из – за страха не справиться с заданием ребёнок отказывается, его выполнять. Нужно помогать доводить начатое до конца, но при этом не забывать давать возможность проявлять самостоятельность. Успешное выполнение работы, придаст уверенности ребёнку в своих силах. Всегда надо учитывать при организации, выборе материала, темы для занятия, индивидуальные особенности детей. Не у всех детей одинаковое владение навыками к той или иной деятельности и это важно. У детей с различными нарушениями (речи, координации и т.д.) – наблюдается быстрая утомляемость, рассеянное внимание, они не могут описать, что изобразили; поэтому надо набраться терпения, чётко формулировать задание оно должно быть, понятно и доступно всем детям без исключения. Помните, на занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а так же радость, удовольствие, быть счастливыми от полученных хоть и малых, но успехов.
Виды нетрадиционного художественного творчества:
1) Рисование с помощью растительных элементов (листья дерева,
цветы, трава и так далее);
2) Рисование с использованием различных видов тканей;
3) Рисование одновременно двумя инструментами, соединёнными
между собой;
4) Аппликация из природного материала;
5) Аппликация из крупы;
6) Аппликация в технике квиллинг:
7) Аппликация в технике декупаж;
8) Работы в технике оригами;
9) Аппликация из ваты, ватного листа;
10) Пластилинография;
11) Кляксография.
И это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества. Я хочу рассказать вам сегодня об одной из нетрадиционных техник – это техника оригами.
Развитие мелкой моторики является одним из важных задач в развитии ребенка. Проблема развития мелкой моторики волнует многих психологов и педагогов. Они сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, потому что через нее развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Исследования ведущих педагогов и психологов говорят о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения, а Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Поэтому младшие школьники часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. В дальнейшем уровень развития движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма.
Использование оригами в образовательном процессе в детском саду связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук.
Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует развитию движений кисти, согласованность мелких движений пальцев.
Важно, что при создании поделки в этой технике, разнообразные движения выполняются обеими руками, всеми пальчиками, требуют усилий, нажима. Происходит постоянная смена напряжения и расслабления мышц пальцев, что способствует более плодотворной их тренировке.
Оригами имеет одну важную отличительную от других методов развития мелкой моторики, особенность – это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, и представляет для него ценность. Оригами (переводится, как «сложенная бумага») – это очень древний вид искусства, который зародился в Китае на родине бумаги и расцвел в Японии.
Сегодня оригами распространилось по всему миру, снискало миллионы поклонников за пределами Японии и прочно заняло свою нишу в образовательных и развивающих программах.
Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей во время освоения техники оригами. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь на листе бумаги, а так же относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, и в других они действуют синхронно.
Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.
Обучение технике оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца. Выбор методов и их применение зависят от задач обучения и опыта, которыми владеют дети. Но воспитатель, приступая к занятиям оригами с детьми, должен сам освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.
Перед занятием педагог должен приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определённого цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры.
Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.
Процесс изготовления поделки не только интересен для малыша, но и положительно сказывается на развитии творчества, фантазии, самостоятельности ребёнка, развитии мелкой моторики руки, ориентировки в пространстве.
Таким образом, развитая мелкая моторика является важным показателем интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.
Список использованной литературы:
1. Выгорнов В.В. - Мир оригами. - М., 2013
2. Гульянц Э.К. - Учите детей мастерить. - М., 2012
3. Куцакова Л.В. - Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 2014
4. Тарабарина Т.И. - Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 22
5. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ под ред. Соколовой С.В. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/31/picture-44777-1356981350.jpg)
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
Оригами в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
сообщение на педагогическом совете...
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886012-1485869161.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/15/picture-781863-1460736871.jpg)
Как нетрадиционная художественная деятельность влияет на развитие мелкой моторики рук у детей
Познакомить педагогов дошкольного образования с видами нетрадиционного художественного творчества. Как нетрадиционное художественное творчество влияет на развитие мелкой моторики рук у дошкольни...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/13/picture-846811-1550057548.jpg)
Значение оригами в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
1. Из истории оригами.2. Задачи оригами в развитии ребенка.3. Достижения детей старшей группы в овладении искусством оригами.4. Знакомство родителей с н...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/13/picture-947040-1505290446.jpg)
Консультация для родителей «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи....