Развитие творческого мышления дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие творческого мышления детей | 824.36 КБ |
презентация авторского игрового пособия телевизор "Вообразилиус" | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Ведущие цели программы «От рождения до школы» (разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)-всестороннее развитие ребёнка, подготовка к жизни в современном обществе. Особое внимание уделяется воспитанию таких качеств, как активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций. Нашему обществу просто необходимы творческие личности с хорошо развитым воображением. Многие считают , что надо учить ребёнка мыслить, запоминать, а уж воображать он сам научится. Но это не так воображение гораздо ценнее многознания и его необходимо развивать. Как сказал один мудрец: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».По определению ведущих психологов Дьяченко, Выготского, Эльконина, Давыдова и др., занимающихся вопросами развития воображения, наиболее активно творческие способности раскрываются в игре и продуктивных видах деятельности. Игра- ведущий вид деятельности ребёнка, одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя , ребёнок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей полноте, учится понимать правила и творчески преобразовывать их.
Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что дети с удовольствием принимают творческие задачи, но затрудняются в их выполнении, ищут поддержки взрослого или копируют решения сверстников. Большую роль в развитии воображения принадлежит играм. Мы постарались систематизировать и придать играм более привлекательную форму. Современный ребёнок и телевизор - вещи подчас неразлучные. Телевизор, как не грустно, домашняя нянька ребёнка. Основываясь на тяге детей к этому средству массовой информации, возникла идея создания игрового телевизора, который учит думать, творить, воображать, перевоплощать, создавать новые образы.
Игровой телевизор «Вообразилиус» очень прост в изготовлении: каркас телевизора- коробка, экран- магнитная доска, на которой можно как выкладывать изображение, так и рисовать. Задания, выполняемые на « игровизоре», разнообразны и интересны, их можно разделить на 4 группы: задания на додумывание (дорисовывание) образа; задания на передачу положения тела в пространстве; задания на создание стилистических изображений; задания на соединение качеств, характерных особенностей двух и более объектов. Пособие предназначено для детей среднего, старшего возраста.
Известный психолог Давыдов В.В. считает, что воображение имеет место там, где ребёнок видит целое раньше частей. Это свойство воображения раскрывается в заданиях на додумывание образа. Наряду с традиционными играми «На что это похоже», «Дорисуй предмет», в которых дети примеряют на себя роль волшебников, расколдовывают животных, птиц, человечков, которых злой волшебник превратил в геометрические фигуры, «камушки», причудливые кляксы, мы применяем такие игры, как «Рассеянный художник», «Сказочники» , «Незаконченный рисунок»(выкладывание на игровизоре фигур, придумывание сказок: Жил-был … . Кто это? … Нет… Это паучок. Отправился он путешествовать, долго он шел и вдруг увидел Что это было? …..а под деревьями…. и т.д.)
Воображение – это умение мысленно представить объект . Развитию этого свойства воображения способствуют задания на передачу положения тела в движении. Такие задания наиболее любимы нашими детьми. Ведь они становятся мультипликаторами, участвуют в создании любимых всеми мультиков, учатся выбирать из множества фигурок нужную по сюжету. Например, мультфильм «Цыпленок»: По двору к кустику шел цыпленок. Вдруг он услышал какой-то шорох и остановился. Шорох повторился, а цыпленок быстро побежал к кустику, остановился и наклонил головку, посмотрел под кустик, а там ползет большая мохнатая гусеница и т.д. В следующих сериях дети учились передавать взаимосвязь между персонажами, их расположение по отношению друг другу.
Любой предмет, объект окружающей действительности похож на какую-то геометрическую фигуру. Чтобы дети усвоили это мы используем в работе задания на создание стилистических изображений животных, птиц, человечков, используя геометрические фигуры (например, жители планеты Кругляндия : на этой планете все круглое и дома, и человечки, и животные, надо выложить их изображения из кругов и полукругов.
Психологи утверждают, что воображение имеет место там, где ребёнок способен переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Дошкольники очень любят всё фантастическое, любят задания на соединение качеств, характерных особенностей двух и более объектов (например, котозьян, свинораф, зайцутка и т.д.), любят придумывать повадки этих фантастических животных.(как будут двигаться, где будут жить, чем будут питаться).
Игровой телевизор «Вообразилиус» универсален в обращении. Спектр его применения широк : составление описательных, сюжетных рассказов по картине (дикторы телевидения рассказывают новости), пересказ, драматизация сказок, рассказов, придумывание сказок, обсуждение различных ситуаций опасного и безопасного поведения, оживление неодушевлённых предметов «Что предмет расскажет о себе», «В гостях у…..».Использование данного пособия в работе способствовало развитию творческих способностей воспитанников, что нашло отражение в рисунках, в рассказах, в сюжетных играх детей. Пособие было представлено на педсовете в ДОУ и на районном экспертном совете, получило положительную оценку коллег и было рекомендовано для использования в работе с детьми
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Творческие личности - потребность современного общества. «Ребенок не сосуд, который надо наполнить знаниями, а огонек, который надо зажечь.» Игра – главное средство развития творческих способностей детей Дети испытывают затруднения в решении творческих задач, ищут поддержки взрослого, копируют решения сверстников
Игровое пособие «Телевизор Вообразилиус »
Пособие «Телевизор Вообразилиус » представляет собой импровизированный телевизор из магнитной доски и импровизированный процессор из трех отделений с разными типами заданий
Пособие предназначено для детей среднего, старшего возраста и может быть использовано: в организованной образовательной деятельности по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей; в режимных моментах ( ситуативные беседы, игровые упражнения); в индивидуальной работе; в самостоятельной деятельности детей.
Игровые упражнения . Задания на додумывание , дорисовывание образа ( основаны на рекомендациях Л.А.Венгера , О.М.Дьяченко ) «Воображение имеет место там, где ребёнок видит целое раньше частей» ( В.В.Давыдов )
Мы сказочники.
II . Задания на передачу положения тела в движении - (основаны на рекомендациях Ш вайко ) «Воображение-умение мысленно представить объект в движении»
Мы мультипликаторы
III. Задания на создание стилистических изображений животных, птиц, человечков, используя геометрические фигуры – основаны на рекомендациях Л.А.Венгера .
«Жители планеты Кругляндия»
IV. Задания на соединение качеств и характерных особенностей двух и более различных объектов- ( основаны на рекомендациях И.Лыковой ) В оображение имеет место там, где ребёнок способен переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями .
«Фантастические животные»
Составление описательных, сюжетных рассказов по картине «Мы дикторы новостей телевизионных передач»
Драматизация и придумывание сказок
«Говорящие» предметы Оживление неодушевлённых предметов
Отзывы коллег
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! МАДОУ детский сад № 385 АДРЕС: г.Н.Новгород ул. Мечникова 38 т. 2768221 e - mail : detsad 385@ mail . ru , http : www .385 nn.ru Заведующий МАДОУ - Никитина Елена Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников
В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...
Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников
В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...
Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...
«Игры с использованием кругов Луллия» Из опыта работы по развитию творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ. Старшая группа
Варианты использования и игры с использованием пособия "Круги Луллия"...
Передовой педагогический опыт на тему "Развитие творческого мышления дошкольников путём методики ТРИЗ"
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому, дошкольное об...
Семинар-практикум "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ"
Презентация "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ". раскрывается теория применения технологии ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста....
Развитие творческого мышления дошкольников посредством игр драматизаций
Дошкольное детство это период начала развития умений и способностей у ребенка. Для детей старшего возраста, вплоть до 6 - 7 лет ведущей деятельностью является сюжетно ролевая игра, а наиболее сложным ...