Как найти общий язык с ребёнком - несколько способов
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Сидоренко Ольга Борисовна

Нелёгкая это работа - воспитание своего чада. Но если мы любим своего ребёнка - мы будем совершенствовать свои родительские установки на воспитание, искать гуманные пути решения трудностей. Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать.Тайм-аут - это один из гуманных вариантов наказания, реально - это прерывание контакта с ребенком в воспитательных целях. Ребенок может нуждаться в получении разрешения на выражение своих чувств. Очень часто дети, не имея опыта позитивного отношения с взрослыми, не умеют выражать свои чувства. Например, их опыт «говорит» им, что когда злишься – нужно ударить. Этот способ выражения злости не приветствуется в большинстве семьей, и детям запрещают вести себя так. Однако при этом не всегда предлагают другие способы выражения чувств. Что делать, если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать . Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал,
первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.

 Если у ребенка эмоциональная проблема , его надо активно выслушать.

         Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.  Н-Р:
 СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравится.

Заметим: скорее всего такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

— Ну ничего, поиграет и отдаст...

— Как это ты не пойдешь в школу?!

— Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.

Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Н-Р: Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач.

Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын

ДОЧЬ: Уууу!

МАМА: Миша тебя обидел... (Пауза.)

ДОЧЬ (продолжает плакать): Он меня уронииил!

МАМА: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (Пауза.) ;

ДОЧЬ (переставая плакать, но все еще обиженным тоном): Нет, он меня не поймал.

МАМА: Ты откудато прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (Пауза.)

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

ДОЧЬ (уже спокойно): Да... Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)

МАМА (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть...

ДОЧЬ: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

МИША: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...

 Вопервых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом . Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне . Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла

или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы  о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

  Вовторых , если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Н-Р:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

— А что случилось?

— Ты что, на него обиделся?

Почему первая фраза родителя более удачна? Потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его огорчение; во втором же случае ребенок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом деле, это может быть совсем не так, и отец, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

 Втретьих , очень важно в беседе «держать паузу».  После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он чтото добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

Вчетвертых , в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство . 

 Результаты активного слушания:

1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

 ...Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чутьчуть!

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь...(Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...

ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.

МАМА: Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.

МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: Иты расстроилась... ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

МАМА: Было больно... (Пауза.)

ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...

МАМА: Пойти... (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все ждужду, а ты не ведешь!

 3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Однако постепенно родители начинают обнаруживать еще по крайней мере два замечательных изменения, более общего характера.

Первое : родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их .

 ВОПРОС:  Всегда ли нужно активно слушать ребенка? Вот, например, вчера сын пришел домой в порванных брюках. Ему хоть бы что, а я в отчаянии: где теперь их достанешь! Неужели и здесь его надо было активно слушать?

ОТВЕТ:  Нет, не надо. Когда ребенку «хоть бы что», а вы переживаете, то ситуация как раз противоположна той, которую мы имели в виду до сих пор. Как в этом случае реагировать, мы обсудим через урок.

Другой случай, когда не надо активно слушать — это вопрос типа «Мам, который час?». Было бы нелепо ответить: «Ты хочешь узнать, который час...» 

 ВОПРОС: Обязательно ли, слушая ребенка, откликаться развернутыми фразами?

ОТВЕТ : Совсем не обязательно. Одна мама пишет: «Моя дочка, придя из школы, рассказывает, не закрывая рта, обо всем, что случилось. Мне остается только кивать головой и поддакивать».

Эта мама ведет себя естественно и совершенно правильно. Когда ребенок, переполненный впечатлениями, говорит «не закрывая рта», все, в чем он нуждается, — это в вашем присутствии и внимании. Психологи назвали этот способ «пассивным слушанием» — пассивным, конечно, только внешне. Здесь употребляются короткие фразы и слова, междометия, просто мимические знаки, говорящие о том, что вы слушаете и отзываетесь на детские чувства.

 ВОПРОС:  А как слушать ребенка, если некогда? Как прервать его?

ОТВЕТ: Если некогда, лучше не начинайте. Нужно, чтобы у вас был некоторый запас времени. От начатых и прерванных попыток слушать ребенка тот может получить только разочарование. Хуже всего, если хорошо начавшийся разговор резко обрывается родителем:

— Вася, пора домой.

— Пап, пожалуйста, еще немножко!

— Тебе хочется еще немножко поиграть... (Активно слушает).

— Да, у нас так интересно!

— Сколько же еще?

— Ну, хоть полчасика.

— Нет, это слишком много. Сейчас же домой!

При повторении подобных случаев у ребенка может вырасти лишь недоверие к отцу, и попытки активного слушания он начнет оценивать как способ войти к нему в доверие, чтобы потом больнее ударить. Особенно опасны такие ошибки, если у вас до сих пор не было хорошего контакта с ребенком, и выделаете только первые шаги.

 ВОПРОС:  А что, если активное слушание не помогает? Например, на днях я говорю дочке: «Пора садиться за уроки». А она отвечает. «Нет, еще есть время, сейчас не хочу». Я ей: «Тебе сейчас не хочется...» Она: «Да, не хочется», — так и не села!

ОТВЕТ : Этот вопрос помогает разъяснить одно частое ошибочное мнение родителей, будто активное слушание — это способ добиться от ребенка того, что вы от него хотите.

Совсем нет, активное слушание — это путь установления лучшего контакта с ребенком, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями. Для появления такого контакта может понадобиться некоторое время, в течение которого ребенок убедится, что вы стали более внимательно относиться к его проблемам. Если же, напротив, он заподозрит, что вы рассчитываете какимто новым способом воздействовать на него «в свою пользу», то сопротивление вашим попыткам только возрастет.


 Родители, которые пытаются научиться активному слушанию, жалуются на большие трудности: на ум приходят привычные ответы , —все, кроме необходимого.

На одном из занятий группу родителей попросили написать, как бы они ответили на такую жалобу дочери:

— Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они даже не взглянули.

Вот какие были ответы:

— А ты попробуй подойди к ним первая: может быть, и тебя примут.

— Наверное, ты сама в чемто виновата.

— Конечно, очень обидно. Но, может быть, Тане интереснее с той девочкой. Лучше не навязывай ей свою дружбу, а найди себе другую подружку.

— А ты предложи Тане поиграть с твоей новой куклой.

 — Не знаю, что делать. Подари им чтонибудь.

— Такое часто бывает в жизни. Постарайся не переживать так сильно.

— А у вас с ней не было ссоры?

— Брось переживать. Давай лучше поиграем.

Родители очень удивились, узнав, что ни один ответ не был удачным.

Типы автоматических ответов родителей:

1. Приказы, команды : «Сейчас же перестань!»,«Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».

2. Предупреждения, предостережения, угрозы : «Если тыне прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».

3. Мораль, нравоучения, проповеди : «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».

 4. Советы, готовые решения : «А ты возьми и скажи...», «Почему бы тебе не попробовать...», «Помоему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»:  «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась — пеняй на себя».

6. Критика, выговоры, обвинения : «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все изза тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..».

7. Похвала 

В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».

8. Обзывание, высмеивание : «Плаксавакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!»

 9. Догадки, интерпретации : «Я знаю, это все изза того, что ты...», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...»

10. Выспрашивание, расследование : «Нет, ты всетак и скажи», «Что же всетаки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания .Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Ус покойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

12. Отшучивание, уход от разговора.

 СЛУШАТЬ ПОДРУГОМУ

Хорошо известно, что дети любят фантазировать. Слушая сказки или играя, они буквально погружаются в воображаемый мир и живут в нем не менее полно, чем в реальном. Можно присоединиться к этому миру ребенка, играя в его мечты и фантазии. Таким способом удается помочь в его эмоциональных трудностях.

Вот два примера. Мама укладывает Сережу спать, мальчик капризничает.

СЕРЕЖА: Не буду, не хочу спать. (Пауза.) Когда папа приедет? Я устал его ждать! (Папа в длительной командировке и приедет нескоро.)

МАМА: Ты очень соскучился.

СЕРЕЖА: Да, очень. Уже больше не могу...

МАМА: Я тоже скучаю. Давай вообразим, что папа приезжает. Как это будет?

СЕРЕЖА: (Оживляясь). Он нам звонит с вокзала и говорит: «Я уже здесь, скоро буду у вас!».



Предварительный просмотр:

Перерыв в общении с ребенком: успокаивающий тайм-аут.

Иногда дети нас не слушаются, и их приходится наказывать. Тайм-аут - это один из гуманных вариантов наказания, реально - это прерывание контакта с ребенком в воспитательных целях. Вариантов тайм-аута множество, но обычно, наказывая в этом стиле, вы оставляете ребенка на короткий промежуток времени в одиночестве, перестаете общаться с ним сами или лишаете его общения с теми, с кем он развлекался. Иногда это звучит для ребенка как наказание, иногда как помощь: дать ему возможность успокоиться.
Многим кажется, что тайм-аут - это обязательно поставить ребенка в угол и чтобы не даже не поворачивался! Нет, это не так. Вариант "тихий стул" для нормального ребенка гораздо понятнее и спокойнее: расшалился - нужно посидеть на стуле тихо, чтобы успокоиться. При этом можешь делать все что хочешь, только уходить со стула нельзя.
Как отмечают многие мамы, тайм-аут особенно хорош тем, что пока ребенок сидит на "тихом стуле", они сами приходят в себя и успокаиваются. Кажется, этот метод иногда более благотворно действует не на детей, а на самих родителей...
Тайм-аут - не обязательно наказание лишением, это во многом прекращение подкрепления поведения, которое мы оцениваем как нежелательное. Нужно учесть, для ребенка даже наши крики на него - уже в каком-то смысле радость, поскольку ребенок получает от нас внимание. А если мы прекращаем обращать на него внимание, то часто только из-за этого ребенок успокаивается: зачем, действительно, безобразничать, если на это никто не смотрит?
Например, четырехлетний малыш в ярости выкрикивает: “Я тебя ненавижу, я тебя ненавижу!” и лупит кулаками по ногам матери. Вместо того, чтобы продолжать с ним препираться, попробуйте действовать наоборот: перестаньте обращать на ребенка внимание и начните заниматься своими делами: кости он вам не переломает. У вас с ребенком перерыв, тайм-аут. Обычно через несколько минут ярость сменится сопением и потерянным видом... Вот теперь снова обратите свое внимание на ребенка, обнимите, прижмите к себе и смените тему разговора.
Тайм-аут - это не только и не столько наказание, как возможность ребенку прийти в себя и успокоиться. Когда ребенок буянит, ему трудно соображать. Чтобы он начал соображать, ему нужно побыть одному и не бегать. Организуйте детям такие условия!
Старшая сестра ударила младшую. Младшая плачет, а старшая отказывается извиняться. Настаивать? Будем много крика. Вместо этого дайте старшей дочери задание: "Ты идешь в соседнюю комнату, тебе нужно успокоиться. Когда успокоишься и будешь готова извиниться перед сестрой, скажешь мне". Обычно через несколько минут ситуация меняется на более благоприятную.


А когда-то тайм-аут - это столкновение воль: столкновение воли родителя и воли ребенка. Кто сильнее? 
Например, ребенок капризничает, отказывается слушаться родителя. Если это так, вы можете ему сказать: «Я не буду с тобой разговаривать, играть и общаться, пока ты так себя ведешь». Это может вылиться и в час, и в два часа забастовки, но если вы проявите терпение и стойкость, ребенок все-таки пойдет, и тихо ворча, переоденется, уберет, сядет за уроки... Главное, чтобы он понимал - если вы сказали, так и будет.
На что еще может быть похож тайм-аут дома? Например, вы берете ребенка за руку и отводите в его комнату, убрав оттуда все электронные развлечения. Книги и простые игры можно оставить, а вот телефон, айпэды и прочите радости жизни, включая друзей - всего этого ребенок лишается. Если ребенок вас слушается, то еще проще - посадить его на стул рядом с вами, пусть одиноко сидит и немного скучает
Вариантов много: оставить одного в комнате, поставить в угол, посадить на ступеньку лестницы и т.п. Главное - ненадолго (несколько минут) и обязательно объяснить за что. Родители пишут: "У нас ребенок из садика принес понятие naughty corner - угол для непослушных. Напроказничала и говорит: "Пойду сидеть в уголочек!". Ну и мы с мужем решили практиковать. У нас работало замечательно. Сейчас и не ставим практически, если что, достаточно предупредить о перспективе. Да, и в передаче Nanny 911 они очень рекомендуют time-out - посадить куда-нибудь, хоть на диван или на стул. Они еще ставят таймер: 1 минута на каждый год ребенка, т.е. если 2 года - 2 минуты сидеть, 8 лет - 8 минут. С таймером ребенку понятнее, когда можно выходить, и понятно, что это будет длиться не бесконечно".
Еще интересный опыт: "Дочка мне теперь рассказывает как ее подружек в угол мамы ставят. И придумала сама себе наказание. "Когда я буду шалить, если тебе слишком надоест, посади меня на шкаф"
Если ребенок вас совсем не слушается, на стуле не сидит, из угла выходит и из своей комнаты убегает, то его действия нужно физически заблокировать (держать дверь или стоять в дверях, блокируя выход), а плач и крики нужно просто перетерпеть. Собственно, плач и крик для здоровья ребенка не вредны, а разумные окружающие вас поддержат.
Труднее использовать этот метод в общественном месте, но если не все жутко запущено и дома вы этот подход уже успешно использовали, то он поможет вам и на улице, и в супермаркете. В супермаркете качестве комнаты для наказания можно использовать магазинную тележку (посадить туда ребенка), либо общественный туалет, либо угол магазина. Как вариант, вы просто уходите из супермаркета... Если вы увели ребенка за руку, дальше разбираться с ребенком проще, а если вы ушли из супермаркета, оставив его там, - то, понятно, вы не совсем ушли, а просто сделали вид, что ушли, и наблюдаете за происходящим скрыто.
Если ребенок хулиганит в машине, опять-таки нужно начинать считать. Наказание: вы останавливаетесь на обочине и никуда не едете, пока все не успокоятся, либо разворачиваетесь и едете домой, а не на прогулку.
Насколько эффективен этот метод? В каком возрасте и в каком стиле его стоит применять?
Идеальных методов не существует, и тайм-аут подходит не всем и не всегда.
Во-первых, этот метод работает только сразу после проступка: отсроченное наказание уже не эффективно. С другой стороны, тайм-аут эффективен именно как срочный метод прекращения безобразий и работает там, где дает сбои "метод естественных последствий" и "обучение на собственных ошибках": они работают надежно, но очень не сразу...
Во-вторых, наиболее эффективен этот метод, когда ребенку 3-4 года. С другой стороны, если вы тайм-аут трансформируете и будете сопровождать известным ребенку предупреждением, например "Раз! Два! Три!", то его эффективность существенно повысится. В таком варианте его можно использовать уже в период от 2 до 12 лет.



Предварительный просмотр:

Я – СООБЩЕНИЕ

Ребенок может нуждаться в получении разрешения на выражение своих чувств. Очень часто дети, не имея опыта позитивного отношения с взрослыми, не умеют выражать свои чувства. Например, их опыт «говорит» им, что когда злишься – нужно ударить. Этот способ выражения злости не приветствуется в большинстве семьей, и детям запрещают вести себя так. Однако при этом не всегда предлагают другие способы выражения чувств. Что делать, если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания? Сообщите ему об этом.  Чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча накапливать обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями вы никого не сможете: ни себя, ни ребенка, который без труда «читает» по вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз, что что-то не так. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия.  Как же сказать о своих чувствах к ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?

        Для выражения своих чувств и для обучения ребенка способам их приемлемого выражения можно использовать различные способы, например, «Я – высказывания». Важнейшим умением в общении является непосредственность.  Предлагаемая техника позволяет сделать это корректно. Она включает описание чувств говорящего, описание конкретного поведения, которое вызвало эти чувства, и информацию о том, что,  по мнению говорящего, можно в этой ситуации предпринять.

        Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Высказывания такого рода называются «Я – сообщениями».  Схема Я – высказывания имеет следующий вид:

  • Я чувствую…(эмоция), когда ты…(поведение), и я хочу…(описание действия).
  • Я волнуюсь, когда ты приходишь домой поздно, и я хочу, чтобы ты предупреждал меня о том, что задержишься (В ситуации, когда подросток пришел домой позже, чем обещал вместо крика: «Где ты шлялся?»)

        Эта формула помогает выразить свои чувства. Посредством Я – высказывания, вы сообщаете человеку, что вы чувствуете или думаете по поводу некоторой проблемы, и подчеркиваете тот факт, что вы говорите в первую очередь, о своих чувствах. Кроме того, вы сообщаете, что вы задеты и  хотите, чтобы тот, к кому вы обращаетесь, изменил свое поведение определенным образом.

Примеры таких высказываний:

«Ты – сообщение»

«Я – сообщение»

«Ну что у тебя за вид!» (ребенок пришел с прогулки)

«Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей».

«Перестань тут ползать, ты мне мешаешь» (ребенок играет, путается под ногами).

«Мне трудно собраться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь».

«Ты не смог бы потише» (подросток включил магнитофон «на полную катушку»).

«Меня очень утомляет громкая музыка».

«Я – сообщение имеет ряд преимуществ по сравнению с  «Ты – сообщением»:

  1.  «Я – высказывание» позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Как уже говорилось, полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору. Получается все наоборот: вместо мира – война.
  2. «Я – сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать, во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама, родители могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же – делает взрослого ближе, человечнее.
  3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
  4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.        

        Ребенку важно знать, даже, если он не спрашивает об этом, что вполне может испытывать сильные чувства, связанные со своим прошлым: грусть, гнев, стыд и т.д.  Важно также показать ему, что делать с этими чувствами:

  • ты можешь рассказать маме о том, что тебя беспокоит;
  • ты можешь нарисовать это чувство, а затем сделать с ним, что захочешь – порвать рисунок, например;
  • если ты злишься, можно порвать лист бумаги (еще для этого можно нарисовать специальный «лист гнева» - изображение злости);
  • можно побить подушку или боксерскую грушу (очень хорошая игрушка для выражения негативных эмоций;
  • можно поплакать, если грустно и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг развития коммуникативных навыков Тема: «Как найти общий язык с другими»

В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком. Развитая коммуникабельность помогает ус...

Как найти общий язык с подростком

          Как найти общий язык с подросткомКак же быть? Как найти способ быть услышанным? Когда ребенок становится подростком. Для начала, давайте разберем, что же...

Как найти общий язык с ребенком?

Как найти общий язык с ребенком? Как понять ребенка? Как объяснить ребенку?.....

Как найти общий язык с ребёнком ?

Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия, но один из них, как правило, является ведущим.Такие особенности восприятия проявляются уже в дошкольном в...

Памятка для родителей «Ребёнок-манипулятор: как найти общий язык»?

В данной памятке содержится информация для родителей о причинах манипуляций у детей, а также необходимые рекомендации по их предупреждению....

Презентация для родителей "Как найти общий язык с ребёнком"

Общаясь с детьми, мы не особо задумываемся, как они воспринимают обращенные к ним слова и фразы. Трудно представить, но наши слова и мысли обладают магической силой. Всего одна фраза может лишить жизн...