Проект "Компьютерные игры - польза для развития"
проект (подготовительная группа) на тему
Инновационный проект «Компьютерные игры – польза для развития» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_8.docx | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ – ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ»
Вид проекта: групповой, дидактически – игровой
Продолжительность проекта: 1 месяц
Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, родители дошкольников, воспитатель.
Обоснование актуальности
В связи с введением ФГОС стал актуальным вопрос организации развивающей
предметно-пространственной среды. В соответствии с требованиями ФГОС предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности
современного человека. Причина тому –повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии компьютерных технологий и прочих технических устройств
сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-
образовательных технологий (ИОТ) в образование –логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного пространства в целом.
Компьютер как универсальное информационное устройство является эффекти-
вным средством для решения задачи развивающего обучения дошкольников, формирования таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность. Информационные технологии, как отмечается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество
Реализация проекта, обобщение и распространение опыта могут стать
основой для выработки образовательной программы и внедрения информационных технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на персональном компьютере. Но проблема заключается в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере. Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.
Инновационный проект «Компьютерные игры – польза для развития» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.
Цель:
Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста. Исследовать возможности компьютерных дидактических игр для расширения интеллектуальных возможностей ребенка, в частности для развития произвольного внимания.
Задачи:
1. Изучить опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников
2. Подобрать компьютерные упражнения и задания на развитие познавательной активности старших дошкольников
3.Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной учебы в школе и для всей последующей жизни.
4. Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением.
5. Развивать простейших технических умений.
6.Пропагандировать использование развивающих компьютерных игр в домашних условиях родителями в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей.
Проблема:
На сегодняшний день, одной из проблем обучения компьютерной грамотности, является ограниченный доступ к электронно-вычислительной технике, особенно для детей дошкольного возраста. Сейчас у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на компьютере часто ограничивается играми, которые не всегда соответствуют их возрасту. Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного возраста воспринимают компьютер как дорогую, очень интересную и часто недоступную игрушку. Помочь решить эту проблему детей и взрослых помогает проект «Компьютерные игры – польза для развития».
Компьютерное образование – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлективности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы.
Введение компьютерных игр в систему дидактических средств детского сада станет мощным фактором обогащения интеллектуальной основы, развития произвольного внимания ребенка.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации предполагаются следующие результаты:
1. Повыситься уровень познавательных процессов детей дошкольного возраста:
– логического мышления;
– объема памяти;
– внимания;
– творческих способностей;
– воображения;
2. Разовьются технические навыки и умения работы на компьютере:
– умения ориентироваться на экране монитора;
– умения пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел;
– умения управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором;
– выполнения техники безопасности работы на компьютере.
Предварительная работа:
1. Организовать общее собрание всех участников проекта для ознакомления с данной проблемой.
2. Подобрать дидактический игровой компьютерный материал для выполнения задач проекта.
Этапы реализации проекта
I. Организационно – подготовительный этап (декабрь)
Задачи этапа:
- изучить литературу по теме проекта;
-подобрать компьютерные игры в соответствии с тематическим планированием занятий по познавательному развитию;
-подобрать диагностический инструментарий в соответствии с развивающими компонентами познавательного развития;
- создать справочник библиографической литературы по теме проекта.
II. Основной этап ( декабрь).
Задачи этапа:
- Работа с детьми
- Овладение игровой компьютерной деятельностью.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в нахождении способов решения познавательно- дидактических задач в образовательной деятельности. - Вовлечь воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует умственную деятельность. - Диагностика показателей результативности реализации программы
- Работа с родителями
Использование компьютерных технологий в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам дидактического и познавательного развития детей следующим образом:
- Изучить представления родителей об использовании компьютерных игр ориентированных на познавательное развитие ребёнка;
- Привлечение родителей к дополнительной (закрепительной) работе с детьми дома изученного материала в группе;
- Использование средств компьютерных технологий для психолого-педагогического просвещения родителей;
- Познакомить родителей с Интернет-ресурсами для детей. 3. Работа педагога - Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников. - Подобрать диагностический инструментарий для мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта - Проведение открытого мероприятия для педагогов ДОУ по использованию компьютерных технологий в старшей и подготовительной группах; - Самообразование. В этом этапе проекта используются эмпирические методы анализ имеющегося опыта по теме, теоретическое моделирование, использование ИКТ в организации инновационной методической и просветительской работы;
III. Заключительный этап (декабрь)
Задачи этапа:
-провести итоговое диагностическое обследование по выявлению актуального уровня познавательного развития;
-провести сравнительный анализ диагностического обследования на предмет эффективности использования компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников;
- сделать вывод по теме проекта;
-ознакомить с результатами работы педагогический коллектив ДОУ и родителей.
Прогнозируемые результаты от реализации проекта
«Компьютерные игры-польза для развития»
-Устойчивое внимание детей в процессе деятельности за компьютером интерес к нему.
-Сформированные настойчивость и терпение у детей подготовительной группы.
- Повышение уровня познавательного развития у старших дошкольников.
-Способность ребенка находить решения методом проб. -Разработка методики использования компьютерных игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
-Повышение эффективности процесса обучения.
-Активизация познавательной деятельности детей.
-Активизация педагогического сознания родителей, педагогов, для создания единой информационной среды по интегрированию в познавательное развитие компьютерных игр.
Возрастет:
- исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
- мотив успешного решения познавательных задач;
-возможность практического использования компьютера детьми .
Реализация проекта
Форма проведения мероприятий: индивидуальные, групповые. Используемые методы: -практические занятия; -наблюдение; -беседы; -работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.); -активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.
План работы
№ | Перечень запланированных мероприятий | Содержание фактической проделанной работы | Сроки, место проведения мероприятий | Характеристика полученных результатов |
1 | Знакомство с компьютером «Компьютерная азбука» | Познакомить детей с отдельными элементами компьютер-ной техники: монитор, мышка, клавиатура, (системный блок -процессор) | Декабрь (1.12-2.12.16), групповая комната | Сформирован интерес к инновационным технологиям |
2 | Учимся работать на компьютер | Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину. Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши. Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение. Выход из игры с использованием клавиши Esc | Декабрь (5.12-9.12.16), групповая комната | В результате освоения темы дети получают комплекс знаний и приобретают определенные умения |
3 | Развиваемся с компьютером | Игры: -на развитие внимания, | Декабрь (19.12-23.12.16), групповая комната, музыкальный зал | Формирование и развитие произволь-ных психических функций (произволь-ное внимание, мыш-ление, память ); - развитие наглядно-образного мышления; - формирование и развитие логического мышления |
4 | Метод «Шифровка» (диагностика на внимание) | Выявить возможности распределения и переключения внимания | Декабрь (26.12.16), групповая комната | Выявлен уровень произвольного внимания |
5 | Презентация «Загадки о компьютере» | Проверить знания детей о составляющих компьютера | Декабрь (27.12.16) музыкальный зал | Окончено первичное ознакомление с компьютерным обор. |
Компьютерные дидактические игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
На детском сайте онлайн игр «Играемся», детском портале «Солнышко», я выбрала игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания.
В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.
«Пазлы» Цель: развитие наблюдательности, внимания, принимать верные решения.
«Разложить картинки по геометрической форме»
Задача: закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.
«Разложить картинки по цветам»
Цель: тренировка концентрации внимания.
«Найдите пару»
Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.
«Найдите отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности.
«Лабиринт»
Цель: развивать умение концентрировать внимание, сосредоточенности, наблюдательности, самоконтроль.
Задача: нужно найти выход из лабиринта.
«Четвёртый лишний»
Цель: активизировать внимание, закреплять знания детей об окружающем мире.
«Дополнить недостающий элемент»
Цель: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно запоминать информацию.
«Животные»
Цель: развивать представления о типах животных, внимание, мелкую моторику, зрительную память.
«Профессии»
Цель: обобщать и закреплять представление о профессиях, вызывать интерес к разным профессиям, закреплять представления о предметах-помощниках.
«Фрукты овощи»
Цель: развитие памяти, внимания.
«Мебель»
Цель: закреплять звук слоговую структуру слова в процессе образования названия мебели.
Работа с родителями:
Проведение консультации для родителей по теме «Польза и вред компьютерных игр»
Цель: познакомить родителей о пользе и вреде компьютерных игр
(приложение Д)
Было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление представлений родителей о влиянии компьютерных игр на развитие ребенка, особенностей их использования, возможности применения их в дидактическом и познавательном развитии. В процессе исследования участвовали 15 детей (проходивших диагностику). Метод исследования – опрос. Для последующего анализа были выделены такие параметры как : 1.Частота игр: Постоянно– ответили 5 человек; Редко– 7 человека; Не играет, хотя компьютер есть– 3 человек; 2.Экспертные источники: Просьбой ребенка –9 человек ; Советами друзей детей – 2 человека; Консультацией педагога – 1 человек; Телевизионными передачами – 0 человек; Другое (Личный выбор)– 3 человека. 3.Целесообразность использования компьютерных игр для развития ребенка: Да ответили 11 человек ; Нет – 2 человека; Затрудняюсь ответить– 2 человека. 4.Изучение мнения родителей об использовании компьютерных игр на занятиях в детском саду: Да - 9 человек; Нет -1; Затрудняюсь ответить – 4. 5.Есть ли польза от применения компьютерных игр на развитие старших дошкольников: Да- 11человек; Затрудняюсь ответить – 4 человека. Проведенный опрос позволяет сделать следующие выводы: При выборе компьютерных игр для детей опираются главным образом на пожелания ребенка . В силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста, недостаточного развития у них уровней произвольности и планирования, дети не могут быть единственными экспертами при выборе компьютерных игр. Большинство родителей считают возможным использование развивающих компьютерных игр, и хотели бы применения компьютерных игр на занятиях в детском саду. Так же большинство считают, что компьютерные игры оказывают скорее положительное воздействие на ребенка, локализация этого воздействия определяется ими в области интеллектуального развития, а именно формирование мышления и внимания.
Буклет для родителей «Компьютерная игра – развиваем малыша»
Цель: познакомить родителей с развивающими компьютерными играми
(приложение Е)
Работа с воспитателями ДОУ
Проведение консультации для воспитателей по теме «Польза и вред компьютерных игр»
Цель: Ознакомление с программно-техническими средствами для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в учреждениях образования (приложение Ж) Проведение открытого (заключительного) мероприятия для педагогов ДОУ.
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта
- Совместимость проекта с долгосрочными планами детского сада
- Соответствие проекта отношению организации к нововведениям
- Соответствие проекта потенциалу роста организации
- Необходимость образовательных нововведений для осуществления проекта
- Потребность в дополнительном оборудовании
- Возможная реакция мнения родительской общественности на осуществление проекта
Данные критерии и показатели оценки результативности и эффектив-ности дают возможность оценить достижения инновационного проекта.
Обоснование возможности реализации проекта
В настоящее время между дошкольными учреждениями Калининского района наблюдается тесное сотрудничество в рамках методических объединений.
Педагогические коллективы активно участвуют во всех районных мероприятиях, щедро делятся опытом. Каждое образовательное дошкольное учреждение имеет в своем активе накопленный педагогический материал по различным аспектам образовательной деятельности. Районный педагогический фестиваль инноваций позволит обогатить содержание деятельности всех дошкольных учреждений, обеспечит единое образовательное пространство, выработать новые подходы к оценке деятельности дошкольных учреждений.
В дошкольных образовательных учреждениях Калининского района работают педагоги с высоким творческим потенциалом, умеющие разрабатывать необходимый методический материал и готовые работать в режиме инновационной деятельности.
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта «Компьютерные игры – польза для развития» в массовую практику
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использовать воспитатели для организации развивающей работы, студенты при подготовке к семинарам по проблемам развития произвольного внимания.
Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта «Компьютерные игры – польза для развития» после окончания его реализации
Проект позволит привлечь к участию в его реализации педагогов ДОУ, обучающихся и их родителей, социальных партнеров, с которыми организуется совместная работа. Взаимная поддержка педагогов и использование уже имеющегося апробированного опыта - одно из условий наличия устойчивого результата.
Создание Банка данных и методических рекомендаций позволит педагогам использовать их в своей дальнейшей работе и продолжать получать результаты по инновационной деятельности у всех участников образовательного процесса. Сформированная высокая мотивация у родителей и обучающихся также позволит сохранить результаты образовательной деятельности, полученные в ходе проекта. Проект позволит повысить уровень удовлетворенности родителей воспитанников качеством дошкольного образования в МБДОУ д/сад №12. Разработанная система работы позволит реализовывать основные направления Федерального Государственного образовательного Стандарта.
Таким образом, наша организация будет сохранять свою инновационную привлекательность, предлагая социуму качественное образование.
ВЫВОД
В ходе работы над данным проектом я выяснила, что компьютерные игры влияют на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Использование компьютерных упражнений позволяет: − повысить уровень познавательного развития; − формировать положительное отношение к деятельности ; − воспринимать компьютерную игру, как помощника в различных видах деятельности; − развивать мелкую моторику с помощью координации движений при работе с компьютерной мышью; − формировать тончайшую координацию движений глаз. Компьютерные игры позволяют детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому детские развивающие игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные игры. Польза или вред. Презентация.
Презентация к консультации для родителей....
Консультация для родителей на тему: Компьютерные игры. польза или вред?
Влияние компьюрерных игр на психику и поведение детей....
Консультация для родителей "Компьютерные игры - польза или вред?"
В этой консультации высказаны рассуждения на тему - приносят компьютерные игры пользу или насосят вред ребенку....
Компьютерные игры: польза или вред?
Ребенок должен играть в игры, но можно ли считать компьютерные игры полезным занятием для детей?...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры и их польза в развитии речи детей раннего возраста"
Пальчиковые игры -это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаютс...
Консультация "Летние игры на улице с пользой для развития"
Уважаемые родители, в консультации Вы найдете игры, в которые можно играть на детской площадке, оказывающие положительное влияние на развитие ребенка.Нейропсихологи изучают, как различные игровые акти...
Рекомендации «Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать? Какая польза такого развития, с какого возраста начинать и можно ли это делать в домашних условиях?»
Рекомендации «Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать? Какая польза такого развития, с какого возраста начинать и можно ли это делать в домашних условиях?»...