Проект "Компьютерные игры - польза для развития"
проект (подготовительная группа) на тему

Шелист Ирина Николаевна

Инновационный проект «Компьютерные игры – польза для развития» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_8.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ – ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ»

Вид проекта: групповой, дидактически – игровой

Продолжительность проекта: 1 месяц

Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, родители дошкольников, воспитатель.

Обоснование актуальности

В связи с введением ФГОС стал актуальным вопрос организации развивающей

предметно-пространственной среды. В соответствии с требованиями ФГОС предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности        

современного человека. Причина тому –повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии компьютерных технологий и прочих технических устройств

сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-

образовательных технологий (ИОТ) в образование –логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного пространства в целом.

Компьютер как универсальное информационное устройство является эффекти-

вным средством для решения задачи развивающего обучения дошкольников, формирования таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность. Информационные технологии, как отмечается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество

      Реализация проекта, обобщение и распространение опыта могут стать
основой для выработки образовательной программы и внедрения информационных технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на персональном компьютере. Но проблема заключается в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере. Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.

     Инновационный проект «Компьютерные игры – польза для развития» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.                      

Цель:

Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста. Исследовать возможности компьютерных дидактических игр для расширения интеллектуальных возможностей ребенка, в частности для развития произвольного внимания.

 Задачи:

     1. Изучить опыт использования компьютерных игр в  развитии дошкольников

    2. Подобрать  компьютерные упражнения и задания на развитие познавательной  активности старших дошкольников

    3.Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной учебы в школе и для всей последующей жизни.

     4. Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением.

    5. Развивать простейших технических умений.

    6.Пропагандировать использование развивающих компьютерных игр в домашних условиях родителями в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей.   

Проблема:

     На сегодняшний день, одной из проблем обучения компьютерной грамотности, является ограниченный доступ к электронно-вычислительной технике, особенно для детей дошкольного возраста. Сейчас у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на компьютере часто ограничивается играми, которые не всегда соответствуют их возрасту. Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного возраста воспринимают компьютер как дорогую, очень интересную и часто недоступную игрушку. Помочь решить эту проблему детей и взрослых помогает проект «Компьютерные игры – польза для развития».

     Компьютерное образование – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлективности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы.                                      

Введение компьютерных игр в систему дидактических средств детского сада станет мощным фактором обогащения интеллектуальной основы, развития произвольного внимания ребенка.

     Благодаря мультимедийному способу подачи информации предполагаются следующие результаты:

     1. Повыситься уровень познавательных процессов детей дошкольного возраста:

– логического мышления;

– объема памяти;

– внимания;

– творческих способностей;

– воображения;

      2. Разовьются технические навыки и умения работы на компьютере:

– умения ориентироваться на экране монитора;

– умения пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел;

– умения управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором;

– выполнения техники безопасности работы на компьютере.

    Предварительная работа:

     1. Организовать общее собрание всех участников проекта для ознакомления  с данной проблемой.

     2. Подобрать дидактический игровой компьютерный материал для выполнения задач проекта.

 

                                           Этапы реализации проекта

 I. Организационно – подготовительный этап (декабрь)

       Задачи этапа:

- изучить литературу по теме проекта;

-подобрать компьютерные игры в соответствии с тематическим планированием занятий по познавательному развитию;

-подобрать диагностический инструментарий в соответствии с развивающими компонентами познавательного развития;

- создать справочник библиографической литературы по теме проекта.

II. Основной этап ( декабрь).

Задачи этапа:

  1. Работа с детьми

- Овладение игровой компьютерной деятельностью.

 - Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в  нахождении  способов решения познавательно- дидактических  задач в образовательной деятельности.                                                                                          - Вовлечь воспитанников  в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует умственную деятельность.                                                                                                    -  Диагностика  показателей результативности реализации программы

  1. Работа с родителями

Использование компьютерных технологий  в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам дидактического и познавательного развития детей следующим образом:

- Изучить представления родителей об использовании компьютерных игр ориентированных на познавательное развитие ребёнка;

- Привлечение родителей к дополнительной (закрепительной) работе с детьми дома изученного материала в группе;

- Использование средств компьютерных технологий  для психолого-педагогического просвещения родителей;

 - Познакомить родителей с Интернет-ресурсами для детей.                                              3. Работа  педагога                                                                                                                       - Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных    игр в познавательном развитии старших дошкольников.                                                - Подобрать  диагностический инструментарий  для мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта                                                                                                                                - Проведение открытого мероприятия для педагогов ДОУ по использованию  компьютерных технологий в старшей и подготовительной группах;                                 - Самообразование.                                                                                                               В этом этапе проекта используются   эмпирические методы  анализ имеющегося опыта по теме, теоретическое моделирование, использование ИКТ в организации инновационной методической и просветительской работы;

III. Заключительный этап (декабрь)  

Задачи этапа:

-провести итоговое  диагностическое обследование по выявлению актуального уровня познавательного развития;

-провести сравнительный анализ диагностического обследования на предмет эффективности использования компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников;

- сделать вывод по теме проекта;

-ознакомить с результатами работы педагогический коллектив ДОУ и родителей.

   

             Прогнозируемые результаты от реализации проекта  

                      «Компьютерные игры-польза для развития»

-Устойчивое внимание  детей в процессе деятельности за компьютером  интерес к нему.

-Сформированные  настойчивость и терпение  у детей подготовительной группы.

- Повышение уровня познавательного развития у старших дошкольников.

-Способность ребенка находить решения методом проб.                                         -Разработка методики использования компьютерных игр в познавательном развитии  детей старшего дошкольного возраста.

-Повышение эффективности процесса обучения.

-Активизация познавательной деятельности детей.

-Активизация педагогического сознания родителей, педагогов, для создания единой информационной среды по интегрированию  в познавательное развитие компьютерных игр.

Возрастет:

- исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);

- мотив успешного решения познавательных задач;

 -возможность практического использования компьютера детьми .

                                           Реализация проекта

Форма проведения мероприятий: индивидуальные, групповые.                           Используемые методы:                                                                                                              -практические занятия;                                                                                                          -наблюдение;                                                                                                                      -беседы;                                                                                                                                            -работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.);                                                                                                                                     -активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.

                                              

                                                   План работы

Перечень запланированных мероприятий

Содержание фактической проделанной работы

Сроки, место проведения мероприятий

Характеристика полученных результатов

1

Знакомство с компьютером

«Компьютерная азбука»

Познакомить детей с отдельными элементами компьютер-ной техники: монитор, мышка, клавиатура, (системный блок -процессор)

Декабрь          (1.12-2.12.16), групповая комната

Сформирован интерес к инновационным технологиям

2

Учимся работать на компьютер

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину. Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши. Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.         Выход из игры с использованием клавиши Esc

Декабрь      (5.12-9.12.16), групповая комната

В результате освоения темы дети получают комплекс знаний и приобретают определенные умения

3

Развиваемся с компьютером

Игры:                              -на развитие внимания, 
 мышления, памяти;              - развитие речи;                         - знакомство с окружающим миром;                         - формирование математических 
   представлений;                     - развитие творческого воображения.

Декабрь (19.12-23.12.16), групповая комната, музыкальный зал

Формирование и развитие произволь-ных психических функций (произволь-ное внимание, мыш-ление, память );                     - развитие наглядно-образного мышления;                    - формирование и развитие логического мышления

4

Метод «Шифровка»  (диагностика на внимание)

Выявить возможности распределения и переключения внимания

Декабрь      (26.12.16), групповая комната

Выявлен уровень произвольного внимания

5

Презентация «Загадки о компьютере»

Проверить знания детей о составляющих компьютера

Декабрь (27.12.16) музыкальный зал

Окончено первичное ознакомление с компьютерным обор.

 Компьютерные дидактические игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

На детском сайте онлайн игр «Играемся», детском портале «Солнышко», я выбрала игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания.

       В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

                                                    «Пазлы»                                                                         Цель: развитие наблюдательности, внимания, принимать верные решения.

                    «Разложить картинки по геометрической форме»

Задача: закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.

                               «Разложить картинки по цветам»

 Цель: тренировка концентрации внимания.

                                             «Найдите пару»

 Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

                                         «Найдите отличия» 

Цель: развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности.

                                               «Лабиринт»    

Цель: развивать умение концентрировать внимание, сосредоточенности, наблюдательности, самоконтроль.

Задача: нужно найти выход из лабиринта.

                                         «Четвёртый лишний» 

Цель: активизировать внимание, закреплять знания детей об окружающем мире.

                                  «Дополнить недостающий элемент»

 Цель: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно запоминать информацию.

                                             

                                                «Животные»

Цель: развивать представления о типах животных, внимание, мелкую моторику, зрительную память.

                                             

                                                        «Профессии»

Цель: обобщать и закреплять представление о профессиях, вызывать интерес к разным профессиям,  закреплять представления о предметах-помощниках.

                                                  «Фрукты овощи»

Цель: развитие памяти, внимания.

                                                       

                                                            «Мебель»

Цель: закреплять звук слоговую структуру слова в процессе образования названия мебели.

Работа с родителями:

     Проведение консультации для родителей по теме «Польза  и вред компьютерных игр»

Цель: познакомить родителей о пользе и вреде компьютерных игр

 (приложение Д)

   Было проведено экспериментальное исследование,  направленное на выявление представлений родителей о влиянии компьютерных игр на развитие ребенка, особенностей их использования,  возможности применения их в дидактическом и познавательном развитии.                                                                        В процессе исследования участвовали 15 детей (проходивших диагностику). Метод исследования –  опрос.  Для последующего анализа были выделены такие параметры как :                                                                                                            1.Частота игр:  Постоянно– ответили 5 человек; Редко– 7 человека; Не играет,  хотя компьютер есть– 3 человек;                                                                   2.Экспертные источники: Просьбой ребенка –9 человек ; Советами друзей детей – 2 человека; Консультацией педагога – 1 человек; Телевизионными передачами – 0 человек;  Другое (Личный выбор)– 3 человека. 3.Целесообразность использования компьютерных игр для развития ребенка: Да ответили 11 человек ; Нет – 2 человека;  Затрудняюсь ответить– 2 человека. 4.Изучение мнения родителей об использовании компьютерных игр на занятиях в детском саду: Да - 9 человек; Нет -1; Затрудняюсь ответить – 4.                                                                                                     5.Есть ли польза от применения компьютерных игр на развитие старших дошкольников: Да- 11человек; Затрудняюсь ответить – 4 человека.                    Проведенный опрос позволяет сделать следующие выводы:                                      При выборе компьютерных игр для детей опираются главным образом на пожелания ребенка . В силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста,  недостаточного развития у них уровней произвольности и планирования, дети не могут быть  единственными экспертами при выборе компьютерных игр. Большинство родителей считают возможным использование развивающих компьютерных игр,  и хотели бы применения компьютерных игр на занятиях в детском саду. Так же большинство считают, что компьютерные игры оказывают скорее положительное воздействие на ребенка,  локализация этого воздействия определяется ими в области интеллектуального развития, а именно формирование мышления и внимания.

Буклет для родителей  «Компьютерная игра – развиваем малыша»

 Цель:  познакомить родителей с развивающими компьютерными играми

 (приложение Е)

   

 Работа с воспитателями ДОУ

     Проведение консультации для воспитателей по теме «Польза  и вред компьютерных игр»

Цель: Ознакомление с программно-техническими средствами для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в учреждениях образования  (приложение Ж)                         Проведение открытого (заключительного) мероприятия для педагогов ДОУ.

Критерии  и  показатели  оценки    результативности и  эффективности  инновационного проекта

  • Совместимость проекта с долгосрочными планами детского сада
  • Соответствие проекта отношению организации к нововведениям
  • Соответствие проекта потенциалу роста организации
  • Необходимость образовательных нововведений для осуществления проекта
  • Потребность в дополнительном оборудовании
  • Возможная реакция мнения родительской общественности на осуществление проекта

Данные критерии и показатели оценки  результативности и эффектив-ности дают возможность оценить достижения  инновационного проекта.

                   Обоснование  возможности  реализации  проекта

В настоящее время между дошкольными учреждениями Калининского района наблюдается  тесное  сотрудничество в рамках методических  объединений.

Педагогические коллективы активно  участвуют во всех  районных мероприятиях, щедро  делятся  опытом. Каждое образовательное дошкольное  учреждение  имеет  в  своем  активе  накопленный  педагогический  материал  по различным  аспектам образовательной деятельности. Районный педагогический фестиваль инноваций позволит обогатить содержание деятельности всех дошкольных учреждений, обеспечит единое образовательное пространство, выработать новые подходы к оценке  деятельности  дошкольных  учреждений.  

В дошкольных образовательных учреждениях Калининского района работают   педагоги с высоким творческим потенциалом, умеющие разрабатывать необходимый методический материал  и готовые  работать  в режиме  инновационной  деятельности.

    Предложения по распространению и внедрению  результатов инновационного проекта «Компьютерные   игры – польза для развития» в массовую практику                        

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использовать воспитатели для организации развивающей работы, студенты при подготовке к семинарам по проблемам развития произвольного внимания.

                Обоснование  устойчивости  результатов инновационного проекта «Компьютерные игры – польза для развития» после окончания его реализации

Проект позволит привлечь к участию в его реализации педагогов ДОУ, обучающихся и их родителей, социальных партнеров, с которыми организуется совместная работа. Взаимная поддержка педагогов  и  использование уже  имеющегося  апробированного  опыта  - одно  из  условий  наличия  устойчивого  результата.

    Создание Банка данных и методических рекомендаций позволит педагогам использовать их в своей дальнейшей работе и продолжать получать  результаты по инновационной деятельности у всех участников образовательного процесса.   Сформированная высокая мотивация у родителей и обучающихся также позволит сохранить результаты образовательной деятельности, полученные в ходе проекта. Проект позволит повысить уровень удовлетворенности родителей воспитанников качеством дошкольного образования в МБДОУ д/сад №12. Разработанная система работы позволит реализовывать основные направления Федерального Государственного образовательного Стандарта.

Таким образом, наша организация будет сохранять свою инновационную привлекательность, предлагая социуму качественное образование.

                                                     

                                                      ВЫВОД

В ходе работы над данным проектом я выяснила, что компьютерные игры влияют на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Использование компьютерных упражнений позволяет:                                                      − повысить уровень познавательного развития;                                                           − формировать положительное отношение к деятельности ;                                        − воспринимать компьютерную игру, как помощника в различных видах деятельности;                                                                                                                    − развивать мелкую моторику с помощью координации движений при работе с компьютерной мышью;                                                                                                             − формировать тончайшую координацию движений глаз.                           Компьютерные игры позволяют детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.                                                                                Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.                                                   В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому детские развивающие игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные игры. Польза или вред. Презентация.

Презентация к консультации для родителей....

Консультация для родителей на тему: Компьютерные игры. польза или вред?

Влияние компьюрерных игр на психику и поведение детей....

Консультация для родителей "Компьютерные игры - польза или вред?"

В этой консультации высказаны рассуждения на тему - приносят компьютерные игры пользу или насосят вред ребенку....

Компьютерные игры: польза или вред?

Ребенок должен играть в игры, но можно ли считать компьютерные игры полезным занятием для детей?...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и их польза в развитии речи детей раннего возраста"

Пальчиковые  игры  -это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые  игры сопровождаютс...

Консультация "Летние игры на улице с пользой для развития"

Уважаемые родители, в консультации Вы найдете игры, в которые можно играть на детской площадке, оказывающие положительное влияние на развитие ребенка.Нейропсихологи изучают, как различные игровые акти...

Рекомендации «Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать? Какая польза такого развития, с какого возраста начинать и можно ли это делать в домашних условиях?»

Рекомендации «Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать? Какая польза такого развития, с какого возраста начинать и можно ли это делать в домашних условиях?»...