Образовательный проект «Знаменитые люди Мордовии»
проект (подготовительная группа) на тему
Образовательный проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_izvestnye_lyudi_mordovii_dou_no3_dlya_ns_portala.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Образовательный проект «Знаменитые люди Мордовии»
Выполнили: Воспитатель 1
2017 г.
Паспорт проекта
Творческое название проекта | «Знаменитые люди Мордовии» |
Авторы проекта | Талабаева Мария Петровна – воспитатель Альканова Ольга Ивановна - воспитатель |
Участники | Воспитатели, дети подготовительной к школе группы, специалисты ДОУ |
Вид проекта | Познавательно-исследовательский |
Срок реализации | Средней продолжительности (3 месяца) |
Направление развития | Познавательно-исследовательское (в содержание проекта заложен принцип интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.) |
Актуальность проекта | Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным краем, с известными людьми, которые прославили свой край. Актуальность и своевременность данной проблемы отражена в исследованиях Л.С. Выготского, О.В. Дыбиной, А.В. Запорожца, М.В. Крулехта, А. Ю. Кузиной, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже и др.), которые отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям. На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей является очень актуальной. Всем известно, любовь к Родине начинается с малого: своего села, города, знания своих корней. Развитие социальных процессов, осуществляемое в рамках современного общества, усиливает интерес человечества к истории своего народа (прошлого и настоящего времени), в том числе к людям, прославившим свой родной край. А каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю, Отечеству (Л.А. Венгер, С.А. Козлова, В.И. Логинова, А.П. Усова и др.) В связи с этим вопросы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с выдающимися людьми, их подвигами, творчеством, жизнью и вкладом в историю Мордовии выступают на первый план. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ через их подвиги, творческую и созидательную деятельность. |
Новизна проекта | Новизна проекта заключается в том, что ознакомление со знаменитыми людьми мордовского края будет осуществляться через проектную деятельность. Это позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми по данному направлению |
Цель | Формирование у детей дошкольного возраста интереса к знаменитывм людям, прославивших Мордовию |
Задачи | Образовательные: - приобщить детей, родителей, педагогов к истории и культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям; - познакомить с биографией и творчеством людей, прославивших Мордовию; - закрепить представления о знаменитых земляках; - расширять кругозор детей. Развивающие: - развивать познавательную активность детей в совместной деятельности с родителями, бабушками, дедушками. - развивать коммуникативные навыки детей: диалогическую и связную речь. - развивать воображение через ознакомление с творчеством мордовских художников, писателей, композиторов. Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма; - воспитывать чувство любви к родному краю, чувство гордости за своих земляков, чувство уважения к мордовскому народу. |
Ресурсное обеспечение проекта | Информационные ресурсы:
Социальное партнерство в рамках реализации проекта:
|
Предполагаемый результат | Дети:
Родители:
Педагоги:
|
Продукт проектной деятельности | Создание альбома «Знаменитые люди Мордовии» Создание «Книги памяти». Оформление родителями выставки «Знаменитые люди Мордовии» Пополнение уголка краеведения в группе |
3. Реализация проекта по этапам:
Этапы | Содержание деятельности |
Подготовительный |
|
Практический |
|
Заключительный |
|
Презентационный |
|
Психолого-педагогическое содержание проекта
Формы работы | Содержание психолого-педагогической работы с детьми |
Непосредственно образовательная деятельность | |
Познавательное развитие «Наши предки» | Уточнить знания о земляках, прославивших свой край в прошлом. Закрепить представления о знаменитых земляках. Рассказать, как чтят память людей, прославивших свой город, свое село, свою республику. |
Познавательное развитие «Великие поэты и писатели Мордовии» | Познакомить детей с творчеством и биографией великих поэтов и писателей Мордовии (А.И.Полежаев, Н.П.Огарев), воспитывать уважительное отношение к его творчеству. Познакомить с творчеством современных писателей и поэтов. |
Познавательное развитие «Художники мордовского края» | Познакомить с творчеством Ф.В.Сычкова, с его биографией |
Познавательное развитие «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны» | Помочь детям сохранить и пронести память и уважение к участникам событий времен ВОВ. Познакомить с земляками, участниками военных событий (Сущинский Владимир Александрович – военный оператор, Девятаев Михаил Петрович – герой Советского Союза) |
Познавательное развитие «Олимпийские чемпионы Мордовии» | Познакомить детей со знаменитыми спортсменами Ольгой Канискиной, Денисом Нижегородовым, Алексеем Немовым, Алексеем Мишиным. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, желание быть похожими на них. |
Чтение художественной литературы «Мордовские сказительницы» | Продолжать знакомить детей с мордовскими сказаниями, сказками. Познакомить с мордовскими народными сказительницами Беззубовой Фёклой Игнатьевной,Люлякиной Серафимой Марковной |
Художественно-эстетическое развитие «Картинки мордовского букваря» | Познакомить с первым мордовским букварем и его автором Дорофеевым Захаром Федоровичем. Помочь увидеть особенности рисунков художника-иллюстратора. Развивать умение изображать предметы, названия которых начинаются с определенного звука. |
Познавательное развитие «Великий скульптор» | Познакомить с творчеством и биографией Нефёдова (Эрьзи) Степана Дмитриевича |
Образовательная деятельность в режимных моментах | |
Беседы: «Каких известных людей, прославивших нашу республику вы знаете?» «Какие земляки – вам известны? Чем они прославились?» «Какие памятники известным людям вы знаете в нашем городе?» | Уточнить и обобщить представления детей о людях Мордовии, прославивших свой край. |
Экскурсияк музей боевой славы | Познакомить детей с личностью известых земляков (Сущинский Владимир Александрович – военный оператор, Девятаев – герой Советского Союза), рассказать о их героическом прошлом. Рассказать детям о других земляках – защитниках нашей Родины в годы ВОВ. |
Экскурсияв мини-музей ДОУ | Познакомить детей со знаменитыми людьми родного села |
Рассматриваниерепродукций портретов знаменитых деятелей науки, искусства | Расширять представления детей о знаменитых соотечественниках, о их достижениях в науке, искусстве, литературе и др. |
Рассматриваниевырезок из газет и журналов, иллюстрирующих спортивные достижения наших спортсменов | Знакомить детей с достижениями наших спортсменов. |
Слушание музыкальных произведений мордовских композиторов | Продолжить знакомство детей с музыкальными произведениями мордовских композиторов Познакомить с биографией и творчеством мордовских композиторов (Георгий Иванович Сураев-Королев, Леонтий Петрович Кирюков, Леонид Иванович Войнов, Сергей Терханов , Елена Кузина, Михаил Фомин, Николай Митин, Николай Бояркин, Нина Кошелева) |
Дидактическая игра «Узнай и назови» | Закрепить знания детей об знаменитых людях и том, чем они известны. |
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы» | В город приехали дети из других стран. Экскурсоводы показывают им памятники известным людям, которые находятся в родном городе. |
Сюжетно-ролевая игра «Детское телевидение» | Открылась новая программа на телевидении: дети снимают передачу об известных людях Мордовии |
Самостоятельная деятельность детей | |
|
Работа с родителями
Форма | Тема | Содержание |
Экскурсия | «Музеи нашего города» | Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию музеи города Саранска Познакомить детей с творчеством С.Д.Эрьзи, В.Ф.Сычкова. |
Экскурсия | «Памятники известным людям мордовского края» | Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию к памятникам известным людям Мордовии, составить рассказы об известных людях, которым посвящены памятники. |
Выставка | «Выставка портретов знаменитых людей Мордовии» | Предложить родителям подготовить к групповой выставке репродукции портретов знаменитых людей Мордовии |
Портфолио | «Моя семья в истории родного края» | Предложить родителям совместно с детьми создать портфолио своей семьи с биографическими сведениями о своих родственниках, которые стали известными, внесли вклад в развитие своей малой Родины. |
Презентация | «Знаменитые люди Мордовии» | Создать итоговую презентацию по реализации проекта |
Перспективный план
№ п/п | Содержание | Сроки | Участники | Результат |
1 | НОД по познавательному развитию на тему «Наши предки» | март | Воспитатели, дети | Дети познакомятся с людьми, прославившими мордовский край в прошлом (Ф.Ф.Ушаков, С.Д.Эрзя, врач-афтальмолог Филатов В.П.идр) |
2 | Вечер вопросов и ответов «Каких известных людей, прославивших нашу республику вы знаете?» | март | Воспитатели, дети | Дети познакомятся с известными людьми современности родного края |
3 | «Наши земляки – наша гордость» | март | Педагоги ДОУ | Заседание круглого стола |
4 | Пополнение уголка книги фотографиями, иллюстрациями известных людей Мордовии | март | Воспитатели | Создание фотоальбома «Известные люди Мордовии» |
5 | Оформление в уголке книги постоянно действующих книжных выставок «Известные люди Мордовии». | март-май | Воспитатели | Выставка художественной литературы «Известные люди Мордовии» |
6 | Организация в детской библиотеке дней краеведения - «По памятным местам»; - «Прославленные люди Лямбирского района»; - «Мы помним, мы помним ваши имена» | март апрель май | Воспитатели Работники библиотеки | Экскурсии в детскую библиотеку |
7 | НОД по познавательному развитию «Великие поэты и писатели Мордовии» | март | Воспитатели, дети | Создание альбома стихов мордовских детских поэтов |
8 | Составление информационных буклетов: «Умеем ли мы предками гордиться?» | март | Родители | Буклет «Умеем ли мы предками гордиться» |
9 | Анкетирование «Знаешь ли ты своих земляков прославивших Мордовию. Чем они знамениты» | март | Воспитатели, родители, педагоги ДОУ | Результаты анкетирования |
10 | Информационные буклеты «Наши замечательные земляки» | март | Воспитатели | Информационные буклеты о творчестве С.Эрзи |
11 | Рассматриваниерепродукций портретов знаменитых деятелей науки, искусства | март | Воспитатели, дети | Создание коллекции портретов знаменитых деятелей искусства |
12 | Игры «Узнай и назови», «Детское телевидение», Экскурсоводы» | март-май | Воспитатели, дети | Отражение детьми в играх свои представления и знания об известных людях Мордовии |
13 | «Создание развивающей среды в детском саду по ознакомлению детей с известными людьми Мордовии». | март | Воспитатель 1 Педагоги ДОУ | Консультация для педагогов ДОУ |
14 | Беседа «Владимир Дежуров – космонавт из Мордовии» | апрель | Воспитатели | Досуг, посвященный дню космонавтики |
15 | Беседа «Памятник героям-стратонавтам Павлу Федосеенко, Андрею Васенко и Илье Усыскину» | апрель | Родители | Экскурсия к памятнику |
16 | Мастер-класс «Великий скульптор» | апрель | Воспитатели Педагоги ДОУ | Мастер-класс для педагогов ДОУ |
17 | Творчество С.Д.Эрьзи | апрель | Воспитатели, родители | Экскурсия в музей им.С.Эрьзи |
18 | Художественное творчество «В художественной мастерской» - лепка по мотивам произведений С.Д.Эрьзи | апрель | Дети | Выставка работ |
19 | «Ознакомление дошкольников с известными людьми мордовского края , как средство патриотического воспитания дошкольников» | апрель | Воспитатели | Консультация для педагогов ДОУ |
20 | Интегрированное занятие «Художники мордовского края» | апрель | Воспитатель 1, дети, педагоги ДОУ | Выставка рисунков |
21 | Слушание музыкальных произведений мордовских композиторов | апрель | Воспитатели, дети, муз.рк-ль | Создание аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов |
22 | «Мордовские сказительницы» | апрель | Воспитатели, дети, | Знакомство с устным творчеством сказительниц Беззубовой Фёклой Игнатьевной,Люлякиной Серафимой Марковной Создание альбома сказаний |
23 | Экскурсионный маршрут Станции: - «Вечной памятью живы...» (Вечный огонь, музей боевой славы); - «У духовного родника» ( храм святого Ф.Ушакова) | апрель | Воспитатели, дети, родители | Экскурсия по городу Саранску |
24 | НОД«Наши земляки - герои Великой Отечественной войны | апрель | Воспитатель 2 | Создание «Книги памяти» |
25 | Экскурсияв мини-музей ДОУ | май | Воспитатели, дети | Пополнение музея новыми экспонатами |
26 | Проблемная ситуации «Как бы я поступил на месте героев-земляков» | май | Дети | Выставка рисунков «Они сражались за Родину» |
27 | «Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают». | май | Воспитатели, дети, родители | Литературно-музыкальный вечер |
28 | «Памятники известным людям Мордовии?» | май | Воспитатель 1 | Викторина |
29 | Создание электронной базы данных «Знаменитые люди Мордовии», которая будет содержать библиографическую и фактографическую информацию по данной теме | май | Воспитатели | Презентация «Знаменитые люди Мордовии» |
30 | Беседа «Картинки мордовского букваря» | май | Воспитатели дети | |
31 | НОД «Олимпийские чемпионы Мордовии» | май | Воспитатели дети | Подбор иллюстраций об олимпийских чемпионах Мордовии |
32 | Рассматриваниевырезок из газет и журналов, иллюстрирующих спортивные достижения наших спортсменов | май | Воспитатели, дети, родители | Создание газетного и журнального фонда о достижениях мордовских спортсменов |
33 | «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям мордовского народа». | май | Воспитатель 2 Педагоги ДОУ | Семинар-практикум |
34 | «Мы помним, мы гордимся» | май | Воспитатели, работники библиотеки | Творческая встреча |
35 | «Знаменитые люди Мордовии» | май | Воспитатели, родители | Составление фотоальбома |
Ожидаемые результаты
У детей:
- сформированы знания и представления о жизни, подвигах, творчестве знаменитых людей Мордовии;
- расширился кругозор детей, проявился интерес к людям, прославляющих родной край;
- отмечается появление чувства гордости за свой народ, которые живут и работают в Мордовии, которые прославили свой край в прошлом;
- проявляется осмысленная роль в судьбе страны, их места в жизни, сформированность собственного взгляда на жизнь.
Родители:
- оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии);
- принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т.д.
- пополнили знания об известных людях Мордовии, их подвигах и творчестве;
- проявили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Педагоги:
- приняли участие в преобразовании предметно-развивающей среды группы; ДОУ;
- повысили педагогическую компетентность по теме проекта;
- пополнили педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.
- организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех образовательных областей;
- подготовили итоговую презентацию «Знаменитые люди Мордовии» /по результатам проектной деятельности/.
- взаимодействуют с социумом: привлекают работников районной детской библиотеки к работе над проектом (экскурсии, беседы с применением мультимедийных средств; работников музеев (краеведческий музей г.Саранска, музей им.С.Эрьзи)
- разместили материал по проектной деятельности в сети Интернет.
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает
поэтапное познание великих людей родного края через различные виды деятельности.
Вопросы изучения истории родного края, в том числе людей, внесших вклад в развитие родного края являлись предметом изучения многих известных ученых историков. Актуальность и своевременность данной проблемы отражена в исследованиях Л.С. Выготского, О.В. Дыбиной, А.В. Запорожца, М.В. Крулехта, А. Ю. Кузиной, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже и др.), которые отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям.
Венгер Л.А, С.А. Козлова, В.И. Логинова, А.П. Усова и др. отмечали, что каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю, Отечеству.
В работах А.И. Герцена и Н.П. Огарева – патриотическое воспитание связано с изучением истории своего народа и словесности.
Практическая значимость
Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу.
А дети в свою очередь, узнают знаменитых людей мордовского края, научатся ценить подвиги и творчество мордовского народа, относится с уважением к ценностям, созданным этим народом. Проведенная работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, гордиться своим народом, его достижениями.
Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Мероприятия, проведённые в детском саду, сплотили детей и родителей. У них появился интерес к творчеству, подвигам, созиданиям мордовского народа, желание побольше узнать о истории родного края.
Результаты по внедрению проекта могут быть использованы педагогами дошкольного образования в целях проектирования и реализации педагогического процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, чувства уважения и гордости за народ, внесших вклад в развитие Мордовии.
Познавательная значимость
Познавательная значимостьсостоит в том, что:
- в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, творческие встречи, умозаключения детей и т. д.);
- применяется личностно — ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.
Познавательное значение проекта проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни конкретных людей и дает обширные знания об их творчестве и подвигах, а также представление о мировоззрении и психологии народа, а образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.
Знакомство с известными людьми родного края для ребенка - это не просто рассказ о них, не только рассматривание фотографий и иллюстраций, не просто игра или экскурсия, это - жизнь, это приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Известные люди Мордовии - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент воспитания.
Знакомя детей с известными людьми, вводя детей в круг необыкновенных событий, творческих достижений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках известных людей Мордовии противопоставляется добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.
Используемая литература
1.Мы в Мордовии живем.Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О.В.Бурляева, Л.П.Карпунина, Е.Н.Киркина и др., саранск, Мордов.кн.изд-во, 2011.
2.Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников : Старшая группа : метод.пособие дляпед. дошк. образ. учреждений / Л. Г. Горькова, О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2009. – 336 с.
3.День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки / сост.:М. М.Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.-288с.
4. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012
5. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2013.
6. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Знаменитые люди нашего города. П.И.Чайковский"
Проект «Знаменитые люди нашего города.П.И.Чайковский» рассчитан на возраст детей 6-7 лет помогает в увлекательной форме знакомить детей с достопримечательностями города, его знамениты...
Проект "Знаменитые люди нашего города. С.А. Афанасьев. Ю.П.Артюхин"
Проект "Знаменитые люди нашего города - С.А. Афанасьев и Ю.П. Артюхин" посвящен изучению дошкольниками космоса....
Проект «Знаменитые люди Мордовии»
Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу.А дети в свою оче...
Презентация "Знаменитые люди Мордовии"
Мастер – класс«Знаменитые люди Мордовии. Скульптор Н.М. Филатов». Программное содержание: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города. Познакомить детей ...
Проект: "Знаменитые люди Алтайского края"
подготовительная группа...
Анкета для родителей «Знаменитые люди Мордовии»
Анкета для родителей «Знаменитые люди Мордовии»Подготовила: старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Кислякова О.Ю....
Дидактическое пособие лэпбук "Знаменитые люди Мордовии"
Знакомство с историей родного края, знаменитыми людьми Морловии...