Доклад "Проектная деятельность в ДОУ"
методическая разработка на тему
Проектная деятельность в детском саду
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_proektnaya_deyatelnost_v_dou.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12
ХУТОРА БОЙКОПОНУРА
«Проектная деятельность в детском саду»
Сообщение - презентация
Воспитатель Шелист Ирина Николаевна
х. Бойкопонура
ул. Ленина, 33 «В»
Проектная деятельность в детском саду
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
1. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
2. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
3. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
4. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
5. В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам: по продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).
По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)
По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов
6. В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов
- Исследовательско– творческий. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
- Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
- Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
- Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)
7. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектов в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
8. В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.
9. 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.
10. 2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
- с какими предметами научиться работать.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей
11. 3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
12. 4. Подведение итогов: публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
13. К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.). ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
14. Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с пометкой «Проект».
В образовательной практике используется матрица проекта.
Структура проекта
- Тема.
- Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
- Возраст детей.
- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
- Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Этапы реализации.
- Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования. Указать список литературы, выделив методическую литературу и литературу для детей, а так же оборудование, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.
- Основной этап. Описать последовательность организации:
- работа с родителями;
- работа с детьми;
- оснащение предметно-развивающей среды.
11. Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.
12. Ожидаемый результат.
Содержание проекта | Развивающая среда | Методическое обеспечение | Детская и семейная продуктивная деятельность. |
15. В своей подготовительной группе, проектный метод в работе с детьми я использую разные виды проектов:
- комплексные;
- межгрупповые;
- групповые;
- индивидуальные;
- творческие;
- исследовательские
Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». В старшем возрасте появляются соответствующие виды проектной деятельности.
Комплексные: выставка творческих работ и праздники: «Зимняя сказка», «Здоровый образ жизни ». «Птичья столовая», «Золотая осень», «Книжкина неделя».
Индивидуальные: «Как я провел летние каникулы», «»Моя семья», «Я помощник».
Межгрупповые: «Если хочешь быть здоров» , «Наша клумба», «Покормите птиц зимой», и др.
Групповые: «Мы и улица », «Математика – это интересно», «Знакомство с народными и государственными праздниками»
Творческие: выставки «Мамины руки не знают скуки», «23 февраля», «Зеленая красавица», «День победы».
Практико-ориентированные: оформление познавательно-исследовательского уголка группы, уход за комнатными растениями в уголке природы и на клумбе участка, создание мини музея «Киндер игрушка».
Исследовательские: «Путешествие капельки», «Здоровое питание», «Как растет лук» и др.
27. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов ДОУ, детей. Усвоить с высокой прочностью материал программы, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.
Литература.
1. О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М.2012
2. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М2010
3. Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до Я. 2006, №2
4. Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008
5.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-Синтез М.2014
6. Интернет ресурсы: http://doshkolnik.ru/, http://www.maam.ru/, http://dohcolonoc.ru/, http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...