Перспективное планирование игр по ТРИЗ - технологии в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Знароченкова Юлия Сергеевна

 

Цель: Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Планирование написано на учебный год, расчитано на одно занятие в неделю. Есть ход игры, краткое описание, для удобства, начинающим работать по данной технологии воспитателям и родителям. Расписаны задачи, которые решает каждая игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_triz_v_sredney_gruppe.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей

среднего возраста

Цель: Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

 Месяц    

Неделя

             Название игры

                 Ход игры

                 

                                     Задачи

Сентябрь

2 неделя

Игра «Хорошо - плохо».

(роза,  компьютер, дождь, рыба, солнце)

Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, компьютер и другие картинки по выбору детей.  Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого.

Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

 Формировать устойчивость внимания.

Активизировать словарь детей.

3 неделя

Игра «Хорошо - плохо».

(конфета, мороженое, огонь)

  Вариант 2 (конфета, огонь)

 В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

 Д: Потому, что она сладкая.

 В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

 Д: Могут заболеть зубы.

 В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

 Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

 То есть вопросы идут по цепочке.

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

 Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

 В: Огонь - это плохо. Почему?

 Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

 В: Листопад - это хорошо?

 Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

 В: Листья под ногами - плохо. Почему?

 Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны

Учить детей логически мыслить.

Учить отвечать на вопросы по цепочке

Воспитывать уважение к сверстникам.

Октябрь

1 неделя

«Назови части»

(дом, велосипед, машина, самолёт)

Детям показывают  картинки с любыми объектами.  Ребята должны назвать части, из которых состоят эти объекты,  назвать их назначение. Для чего,  например нужна в доме труба и т. д.

 Дать понятие  о том, что объекты состоят из частей.

Учить детей выделять и называть части объектов.

Учить, чётко произносить слова.

Называть назначение частей объектов.

Активизировать речь детей.

2 неделя

« На что похоже»

(колючка ежа, руль машины, лягушка - по цвету)

Ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.  Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.  

 Активизация речи детей.

Учить называть объекты в соответствии с тем или иным признаком.

3 неделя

«Перевертыши»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).

Продолжать пополнение словаря детей антонимами.

Упражнять в быстроте реакции.

Активизация словаря.

Продолжать знакомить со словами «перевёртышами»

4 неделя

Игра "Маша-Растеряша"

  • 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: 
    - Ой! 
    - Что с тобой?
    - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)? 
    Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

Умение видеть ресурсы решения проблем.

Ознакомление детей с различными функциями предметов.

 Тренировать внимание.

Побуждать отвечать полными предложениями.

5 неделя

«Что умеет делать?» 

(мяч, телевизор, лягушка, река)

Ведущий называет объект.  Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

 Например: Телевизор.  может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

Продолжать формировать  умения выявлять функции объекта

Активизация словаря.

Учить подбирать к существительным глаголы.

Ноябрь

1 неделя

«Раньше - позже»  

 

   Мы гуляем с вами на улице, а что было до того, как мы вышли гулять. Дети отвечают: Мы одевались  и т. д.

 Учить детей составлять логическую цепочку действий.     

Закрепить понятия" сегодня", "завтра", "вчера"  

Продолжать развивать речь, память.

2 неделя

«Где живет?»

Ведущий называет предметы окружающего мира  - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, задаёт вопрос: Где живёт: например медведь (в лесу, в мультфильме, в книге и т. д.)

 Научить детей  выявлять  надсистемные связи объектов живой и неживой природы.

Продолжать развивать речь детей, мышление.

Учить различать объекты живой и неживой природы и называть их.

3 неделя

«Мои друзья»  

.

Мои друзья - это те, что могут говорить, летать, на чем можно сидеть в квартире, это то, что умеет жужжать, живут в лесу, бегать и. д.

 Учить детей находить общие свойства и функции с объектами.

 Продолжать развивать словарный запас детей, логическое мышление и речь

4 неделя

«Найди друзей»

Воспитатель задаёт вопросы:

Я умею оставлять след (карандаш, стержень,  фломастер и т. д.)

Я могу перевозить (машина, самолёт, лошадка и т. д.)

Я могу удерживать тепло (шуба, одеяло и т. д.)

Учить детей правильно находить функции объектов и называть их.

Учить детей быть внимательными.

Развивать логическое мышление.

Активизация словаря.

Учить отвечать на вопросы.

Декабрь

1 неделя

"Найди друзей"  

Называется предмет, например "пылесос". Дети подбирают предметы, образуя свои классификационные группы, объединенные одним общим качеством. (Например: фен, кофемолка - "бытовые приборы"; или веник, щетка, метла - помогающие в уборке предметы).

Упражнять в классификации предметов рукотворного мира.

Учить узнавать и называть объекты рукотворного мира.

Пополнять словарь.

Формировать представления о назначении того или иного объекта.

2 неделя

"Рыболов"  

Воспитатель обозначает "озеро" (скакалкой) и "дом", где живут "рыболовы" (охотники). Ребенок выходит из "дома" и говорит слова: "Я иду на рыбалку и поймаю карася" - делает шаг вперед к "озеру". Сколько ребенок назовет рыб, столько шагов сделает к "озеру". Победившим считается тот, кто быстрее дойдет до "озера". Аналогично проводится игра "Охотник", "Птицелов" (обозначается "лес").

Упражнять в классификации представителей животного мира.

Продолжать формировать представления об объектах живой природы.

Развитие разговорной речи.

Учить, правильно строить предложения.

Пополнять словарь детей.

3 неделя

"Кто или что это дело может сделать лучше»  

Воспитатель называет рукотворный объект (занавеска), просит детей назвать, чем помогает человеку этот объект (занавеска защищает комнату от солнца).  Обсуждение на предмет того, какой еще рукотворный объект может выполнить это дело лучше (жалюзи, тонированное стекло и т.д.).

Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции.

Учить определять функцию любого объекта.

Учить детей рассуждать.

Активизировать словарь детей.

Январь

2 неделя

"Дразнилка"  

Ведущий обозначает объект, дети называют его функцию, и с помощью суффиксов -лка, -чк, -ще поддразнивают объект.

Кругляшка (велосипед) –так называем объекты круглые по форме.

Шумилки(машина, вентилятор) признак звук

Вкусняшка (конфета, мороженое, варенье)

Холодючка (сосулька,  лёд  )признак температура.

Учить детей самостоятельно определять функцию объектов рукотворного и природного мира.

Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще)

Логически мыслить.

Учить быть внимательными.

Пополнение словаря.

3 неделя

"Дразнилка"  

Горячилка (кипяток, горчичники и т. д.)

Леталка (птица. стрекоза и т. д.)

Жужжалка (жук, комар)

Учить детей самостоятельно определять функцию объектов живой и неживой  природы.

Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще)

Активизация речи детей.

4 неделя

"Назови предмет"  

 Воспитатель называет способ действия предмета (например: он умеет летать). Ребенок,   называет предмет (самолет).  Затем отвечает следующий ребёнок. Дети следят за правильностью ответов.

Закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия.

Учить детей отвечать на вопросы.

Учить быть внимательными.

Активизировать словарь детей.

Февраль

1 неделя

"Что на что похоже?"  

Каждому ребенку предлагается две картинки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Например, на одной изображен самолет, на другой - птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходства (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета - крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различие: птица - живая, самолет - неодушевленный предмет)

 Дать понятия о том,  что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы,  а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам  

Продолжать учить сравнивать 2 объекта по сходству и различаю.

Активизация словаря.

Учить логически мыслить

2 неделя

 "Собери велосипед» или какой либо другой объект.

У детей заболела кукла Ася. Они решили позвонить доктору Айболиту, но не могут дозвониться. Затем обнаружили, что трубка не соединена проводом с телефонным аппаратом. Решили ехать за доктором на велосипеде, а он оказался разобранным. Его нужно собрать. Кто быстрее соберет велосипед, тот поедет за доктором. Дети собирают велосипед.

Учить  детей  находить  недостающие детали  у объектов.  

 Формировать представление о том, что  отсутствие какой - либо части у объекта делает невозможным его использование.

 Активизировать речь детей.

Развивать логическое мышление.

3 неделя

Игра «Бывает - не бывает»

 

 

Чередовать реальные и    нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.

 Развитие логического мышления.

Учить объяснять свои точки зрения, обосновывать их.

Отвечать на вопросы используя ранее приобретённые знания.

Активизация словаря.

4 неделя

 «Настоящее», «прошедшее», «будущее»

 

 

 Воспитатель показывает детям "дорожку" с тремя окошками и помещает изображение цыпленка в среднее окошко. Кто это? (цыплёнок). Что он умеет делать? Покажите (дети пищат, машут крылышками, бегают, клюют) и т. д.)

Воспитатель: Как много всего умеет делать цыпленок. А что есть у цыпленка для того, чтобы он бегал? клевал? пищал? Как вы думаете, каким раньше был цыпленок? Воспитатель помещает в первое окошечко изображение яйца. Что яйцо умеет делать? (катиться, лежать, может разбиться) Внутри яйца цыпленок рос, там желток, белок, скорлупа. Это было в прошлом. Давайте теперь заглянем в будущее. Что будет с цыпленком, когда он вырастет? Воспитатель вставляет изображение петушка или курочки в окошко.

Познакомить детей с временными понятиями: настоящее, прошедшее, будущее.

 Развитие у детей воображения и логического мышления.

Март

1 неделя

 «Природа и человек» 

Сначала проводится беседа, в процессе которой уточняются знания  о том, что окружающие нас предметы  или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком?» - спрашивает ведущий и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов  он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

 Закрепить, знания  о том, что создано человеком и что даёт человеку природа.

Продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком.

Активизация словаря.

2 неделя

«Чем был - чем стал» 

  Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

Учить  определять  линии развития объекта.  

Развивать логическое мышление, речь

3 неделя

«Чем был - чем стал» 

Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Например: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.

Учить  определять  линии развития объекта.  

Развивать логическое мышление, речь

4 неделя

«Мои друзья»  

Мои друзья - это то, что умеет летать.

Мои друзья - это то, что может говорить

Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире

Учить детей находить общие свойства, функции с объектом.

Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Апрель

1 неделя

«Мои друзья»  

Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

 Мои друзья - это те, кто живет в лесу, и умеют быстро бегать.

Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку.

Учить детей находить общие свойства, функции с объектом.

Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

2 неделя

«Да-нетка»

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.  

Упражнять  в нахождении вещественно – полевых ресурсов.  

Учить задавать вопросы.

Развитие логического мышления.

Активизация словаря.

3 неделя

«Да-нетка»

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть любые  объекты.

Помогать  детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества.

Продолжать учить детей  задавать вопросы.

Развитие логического мышления.

Активизировать речь детей.

4 неделя

«Расставь по порядку»

Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького. После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: Кошка - большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?

Формировать понимание у детей  относительности размера.

Систематизировать знания детей о размерах животных.

 Развивать мыслительную деятельность.

 Речь детей.

Май

1 неделя

"Четвертый лишний».

Детям предлагаются три картинки с изображениями предметов одного вида (например: стул, стол, шифоньер) и одну картинку другого вида (телефон). Ребенок должен объяснить, какая картинка лишняя и почему.

Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку

Учить детей объяснять, какая картинка лишняя и почему.

Учить логически мыслить.

Пополнять словарный запас слов.

2 неделя

"Положи на место".

Дети должны разложить картинки или реальные предметы в нужные коробки  (продукты, одежда, посуда и т.д.)

Учить определять принадлежность единичных предметов к определенному классу.

Продолжать учить детей классифицировать объекты.

Развивать логическое мышление.

Речь детей.

3 неделя

"Кто или что это дело может сделать лучше»  

Воспитатель называет рукотворный объект (холодильник), просит детей назвать, чем помогает человеку этот объект.  Идет обсуждение на предмет того, какой еще рукотворный объект может выполнить это дело лучше  

Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции.

Продолжать учить детей объяснять сою точку зрения.

Развивать речь.

4 неделя

"Дорисуй, что я задумал"  

Воспитатель предлагает задумать предмет и нарисовать только его часть, а товарища попросить закончить рисунок.

Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним создавать изображение всего предмета.

Учить детей быстроте реакции.

Логическому мышлению.

Учить называть получившийся объект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего дошкольного возраста на 2014-2015 г.

Составлен перспективный план по играм ТРИЗ технологии на учебный год. С помощью этих игр у детей развивается логическое мышление, формируется связная речь детей, происходит пополнение  активного ...

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии.

Цель: Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов....

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста на 2017-2018 г.

Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,...

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детейсреднего возраста...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста

Развитие логического мышления.Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов...

Перспективное планирование по видам образовательных областей. Перспективное планирование по художественно- эстетической деятельности в средней группе. ( Аппликация/ Лепка/ Рисование) .

Перспективное планирование по видам образовательных областей.Перспективное планирование по художественно- эстетической  деятельности в средней группе.( Аппликация/ Лепка/ Рисование) ....