Как грамотно воспитывать мальчика
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В статье описано, что необходимо учитывать при воспитании мальчика. Особый акцент ставится на выборе стиля воспитания. Представлены характеристки стилей воспитания и формирумые в соответствии с этим качества характера, ценности и особенности поведения ребёнка. Родители смогут провести самооценку своего стиля воспитания и при необходимости скорректировать воспитательные действия. Также важная часть материала посвящена учёту типа темперамента в воспитании ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как грамотно воспитывать мальчика | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Как грамотно воспитывать мальчика-дошкольника
Мы часто говорим при рождении ребёнка, что не важно, кто родился, мальчик или девочка. Главное, чтобы был здоровым. Да, здоровье важно одинаково для всех. И всё же существуют особенности воспитания, как для девочек, так и для мальчиков. Сегодня поговорим о мальчиках.
Для благополучного развития мальчика важно учитывать сложившиеся в общественном сознании черты характера, свойственные мужскому полу, и модель мужского поведения, а также потребности и его природные индивидуальные особенности (темперамент). Если говорить о глобальных мужских положительных характеристиках, то это:
- деловитость, нацеленность на достижение цели и успех;
- профессиональная самореализация, материальная состоятельность;
- стремление к самостоятельности, независимости;
- склонность к риску, смелость, решительность;
- активность, напористость, уверенность, инициативность;
- склонность к соперничеству;
- стремление служить, защищать, помогать;
- стремление показать свою физическую силу, ловкость;
- стремление проявлять волю, терпение, благородство.
Важное отличие мальчиков от девочек – эмоциональная закрытость, неумение или нежелание показывать свои переживания. Эта особенность культивировалась с древних времён и прочно заложена в мужском подсознании.
Вместе с тем, мужчины в большей степени, чем девочки, склонны к агрессивности, горячности, конфликтности.
До года потребности мальчика и девочки одинаковы. Это - потребности в заботе, ласке, любви, общении. От года до 3-х лет эти потребности также должны удовлетворяться, но уже с большим учётом пола. Не случайно после 3-х лет мальчиков всё больше привлекают представители сильного пола. Первым образцом мужского поведения является папа. Если семья полная, то папе важно учитывать это и стараться быть положительным примером для сына. Фраза «в кого ты такой?!» не имеет места быть, так как мальчик впитывает то, что видит в семье. Родители должны быть очень внимательны к своему поведению. И мальчик, и девочка наблюдают стиль общения мамы и папы. Мальчик смотрит на папу, а девочка на маму. С 4-х лет мальчик должен быть в поле влияния папы. А папа должен стремиться проявлять мужские качества, быть авторитетом, примером заботливого и уважительного отношения к жене (маме мальчика). Это культивирует в сыне потребность в оказании помощи, заботы, выполнении просьб. Кроме того, в период кризиса 3-х лет у мальчика с большей силой проявляется потребность в самостоятельности и независимости, что является ступенькой для развития умения принимать решение и доводить дело до конца. Поэтому грамотное управление этими качествами со стороны родителей имеет большое значение. То, что родители часто называют упрямством, можно перевести в упорство. Например, ребёнок играет в лего, ему важно достроить дом, а вы его зовёте обедать. Дайте ему возможность закончить своё дело. Но выставьте ограничения по времени и обязательно договоритесь с ребёнком о том, что к обозначенному времени он сядет за стол. И объясните, почему для вас важно, чтобы он выполнил вашу просьбу.
Важно и то, как отец общается с другими членами семьи и с друзьями. Если муж груб с женой, бабушкой, то и сын со временем станет дерзить своей матери. Для мальчика также может быть хорошим примером положительное поведение близких родственников – дедушки, старшего брата, дяди.
Как должна вести себя с сыном мама? Для формирования уважительного отношения к женщине мама должна время от времени обращаться к нему за помощью, акцентируя на том, что ей трудно справиться одной. Например, донести до дома небольшой пакет с продуктами. Также мама может обращаться за советом к сыну, что приготовить на ужин, как провести выходные. В этом, конечно, может участвовать и папа. Если есть второй младший ребёнок, то и здесь можно обращаться к старшему за посильной помощью, но не делать из него «золушку». И, конечно, крайне важно грамотно хвалить (3 шага эффективной похвалы).
Есть некоторые аспекты, к которым следует относиться внимательнее. Если ваш сын большей частью дружит с девочками, предпочитает их игры и держится ближе к матери, то, возможно, принадлежность к мужской части населения его пугает. И здесь снова важна роль папы, который должен помочь сыну преодолеть страх перед своим мужским началом.
Мальчики более скрытны и сдержанны, чем девочки, но они чаще боятся ночной темноты и сильнее переживают из-за ссор между родителями. Поэтому родители должны стараться избегать ссор на глазах у сына.
Если в семье авторитарная (не путать с авторитетной) мама, то есть риск сформировать у сына неуверенность и приспособляемость. Нарушается потребность в принятии и признании. Главный признак авторитарной мамы – эмоциональная глухота. Второй признак – чрезмерные требования, упрёки, постоянный контроль. Третий признак – ребёнок воспринимается как собственность. А если идти глубже? Откуда в маме авторитарность? Кто её взрастил? Ответ очевиден: семья мамы. И скорее всего, у неё был авторитарный отец. Кого видит мама в сыне? Скорее, она проецирует на него свои отношения с отцом. Или с мужем. У сына в ответ на подавление возникает страх, обида и злость, которые могут «застрять» в нём на всю оставшуюся жизнь. И идеал женщины в лице мамы рушится. Но связь с такой мамой часто очень сильная. И, будучи взрослым мужчиной, он продолжает оглядываться на маму и опираться на её мнение. Даже если многого достиг в жизни. И построить свою счастливую семью ему очень сложно.
Может быть и другой сценарий, когда мама гиперответственная, много трудится на благо сына и семьи. Своей сверхзаботой она ограничивает самостоятельность мальчика. Такое нередко случается в неполных семьях, где нет папы. И в какой-то момент мама начинает манипулировать чувствами сына, вызывая у него чувство вины и неполноценности («всё ради тебя, а ты…»). Усталость и недомогание – это одно из проявлений манипуляции.
В этой связи мы неминуемо выходим на тему стиля семейного воспитания и его влияния на растущего мальчика. К 5-6 годам закладываются базисные черты характера. В этом главную роль играют родители. Выводы напрашиваются сами. Каким вы хотите видеть своего сына?
Предлагаем вашему вниманию отличительные черты стилей воспитания и формируемые у ребёнка качества, ценности и особенности поведения. Проведите самодиагностику: постарайтесь честно оценить, к какому стилю воспитания вы склонны в большей степени.
Стиль воспитания | Признаки, проявления | Формируемые у ребёнка качества и ценности, особенности поведения |
Демократический или авторитетный (гармоничный) | Разумные требования и контроль. Уважение к личности ребёнка, его мнения, учёт возрастных особенностей, умение слышать, стремление понять потребности ребёнка, открытость в выражении своих чувств, эффективные приёмы общения (я-сообщения, активное слушание). | Способность к самоконтролю, волевые качества, хорошая адаптируемость, уверенность в себе, ответственность, учёт принятых правил и норм, способность принимать решение, умение учитывать потребности и мнения окружающих |
Авторитарный (диктаторский) | Высокий уровень контроля, холодные отношения, категоричность, неуступчивость. Диктат во всём (друзья, интересы, одежда и др), систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка. Чрезмерно значимо мнение окружающих о детях. Неприятие к ребёнку. Чрезмерные или необоснованные наказания (физические, в том числе). | Неуверенность, податливость. Пассивность и зависимость либо неуправляемость, агрессивность, властность, желание самоутвердиться. |
Либеральный или попустительский | Низкий уровень контроля, потакание, тёплые отношения. Максимум свободы. Неуверенное воспитание. Выполнение всех прихотей и желаний. | Отсутствие границ поведения, нарушение чужих границ (вседозволенность), своенравие, неспособность учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, неготовность к ограничениям и ответственности. Страх и неуверенность. Склонность к асоциальному поведению. |
Гиперопека | Удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от каких-либо забот, усилий и трудностей, полная концентрация внимания на ребенке (может быть по причине ослабленного здоровья). | Инфантильность, безответственность, неуверенность. Чрезмерное преувеличение собственной значимости либо тревожность беспомощность, отсутствие социальной зрелости. |
Хаотический или непоследовательный | Отсутствие единого подхода к воспитанию, ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. | Отсутствие ощущения стабильности и повышенная тревожность, неуверенность, импульсивность, в сложных ситуациях агрессивность и неуправляемость, социальная дезадаптация. Низкий уровень самоконтроля и ответственности, незрелость суждений, заниженная самооценка. |
Индифферентный или гипоопека (безразличный тип) | Отсутствие запретов и ограничений, равнодушие к душевному состоянию ребенка, к его потребностям и запросам, акцент на материальной заботе (обут, одет, накормлен) | Конформность, отсутствие собственного мнения, хвастовство, неумение искренне сочувствовать и сопереживать, манипулирование людьми |
В семье, где преобладают демократический или авторитетный стиль воспитания, растут дети с адекватной самооценкой и ощущением своей ценности, не зависимо от заслуг и достижений. В такой семье умеют слышать, понимать и учитывать потребности ребёнка, а он, в свою очередь, перенимает у своих родителей эти важные умения. И в своей будущей семье, скорее всего, будет их использовать.
Теперь о темпераменте. Темперамент – это врождённые индивидуальные особенности личности, которые ярко проявляются в поведения, деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере. У детей с раннего возраста четко видны значительные различия в общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, стиле общения, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие). Черты темперамента наиболее ярко можно увидеть в нестандартной, непривычной или трудной для ребёнка ситуации (обучение новым навыкам, незнакомое место, люди, выступление на сцене, замечание, наказание и др.).
Вы можете определить тип темперамента вашего сына, основываясь на ваших наблюдениях. Как чаще проявляет себя ребёнок? Как реагирует в необычных или трудных ситуациях? Какие эмоции у него преобладают? А далее вы познакомитесь с рекомендациями по учёту типа темперамента в воспитании.
Экспресс-тест
Инструкция: прочитайте вопрос и выберите подходящий вариант ответа, основываясь на своих наблюдениях.
1. Как ведёт себя ребенок, если возникает необходимость в быстрых и безотлагательных действиях?
a) действует быстро и без особо ярких эмоций;
b) действует эмоционально и достаточно активно;
c) не спешит, действует неторопливо;
d) начинает действовать осторожно и робко.
2. Как реагирует малыш на замечания взрослых?
a) обещает больше не делать, но все равно делает;
b) игнорирует замечание, бурно на него реагирует и поступает по-своему;
c) молча принимает к сведению и обдумывает сказанное;
d) обижается, переживает, плачет, долго молчит.
3. Как ребенок общается со сверстниками в важных для него ситуациях (выбор занятий, игры, игрушек, в песочнице)?
a) быстро и прислушивается к репликам других детей;
b) эмоционально, стремительно и никого не слушает;
c) уверенно и спокойно;
d) неуверенно, с сомнением оглядываясь на присутствующих.
4. Как ребенок реагирует на незнакомую обстановку (в кабинете врача, в театре и т.п.)?
a) активно, проявляет любопытство, легко ориентируется;
b) беспокойно и возбужденно;
c) внимательно, обстоятельно рассматривая всё вокруг;
d) застенчиво, во всем слушаясь взрослых.
Преобладающие реакции и тип темперамента:
по типу ”a” - сангвиник,
по типу ”b” – холерик,
по типу ”с” – флегматик,
по типу ”d” – меланхолик.
Полезные рекомендации родителям
Тип темперамента | Проявления и рекомендации |
Сангвиник (эмоционально стабильный, уравновешенный, подвижный, сильный тип нервной системы) | Сангвиники веселы, жизнерадостны, активны, шумны, быстро переключаются с одного занятия на другое, поэтому приберегите для ребенка целый арсенал разноплановых и нескучных игр. Играйте вместе с ребенком в веселые подвижные игры, просматривайте вместе сказки, сочиняйте истории, больше фантазируйте. Можете предложить малышу водить хороводы, играть с разорванной бумагой, подушками, водой и песком. Сангвиники делают то, что им интересно. Их важно направлять и грамотно мотивировать. Риск развития нежелательных качеств: несобранность, беспечность, поверхностность, разбросанность, лекгомыслие. Одна из задач воспитания ребенка - сангвиника - формирование у него устойчивых привязанностей, интересов, умения доводить начатое дело до конца. Кружки и секции. Мальчики: командный спорт, плавание, журналистика, танцы. Девочки: танцы, гимнастика, плавание, фото, журналистика, ин.языки. |
Холерик (эмоционально нестабильный, неуравновешенный, возбудимый, подвижный, сильный тип нервной системы) | Холерики – лидеры, порывистые, энергичные, быстро увлекаются игрой, занятием, но могут быстро остыть. Они могут быть задиристы, вспыльчивы. При нарастании эмоционального напряжения всегда старайтесь чем-нибудь отвлечь ребенка. Внимательно наблюдайте за поведением малыша и воздействуйте на него до того, как он начнет злиться или плакать. Можно чем-то заинтересовать, переключить внимание на другое занятие или просто успокоить. Дружелюбная атмосфера и добродушный юмор помогают избежать многочисленных конфликтов. Никогда не стыдите маленького холерика при посторонних, он очень обидчив. Просто помогите ему научиться контролировать свои эмоции. У холериков слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение, а нужно помочь его обуздать. Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому следует учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. С детьми старше 5 лег можно говорить о недопустимости резких вспышек, неблаговидных выходок. Рекомендуются прыжки на батуте, плавание, ритмичные танцы и различные подвижные игры. Риск развития нежелательных качеств: вспыльчивость, агрессивность, конфликтность, раздражительность, нетерпеливость. У мальчика-холерика надо чаще подкреплять хорошее поведение (поощрять, хвалить). Давать возможность достичь цели. Развивать эмпатию (умение сопереживать). Кружи и секции. Мальчики: спорт, легкая атлетика, теннис, занятия там, где есть соревновательность. Девочки: танцы, спорт, плавание, театральный кружок. |
Флегматик (эмоционально стабильный, инертный, спокойный, сильный тип нервной системы) | Флегматики медлительны, неэмоциональны. Их нельзя подгонять. Это вызовет внутреннее напряжение у ребенка. Не ждите от них быстрой реакции. Развивайте фантазию ребенка, предлагайте ему игры в форме экспериментов: всевозможные пазлы, мозаики и логические игры. Маленьким флегматикам рекомендуются рисование, лепка, изготовление поделок, игры с песком и водой. Риск развития нежелательных качеств: медлительность, малоподвижность, упрямство, пассивность, безынициативность. Мальчиков-флегматиков привлекать к активным видам занятий. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности, создавать такие условия, чтобы вялость, безучастность не превратились в леность, а ровность чувств – в их бедность и слабость, равнодушие. Нужно опираться на такие качества, как уравновешенность, терпимость, самообладание, старательность, аккуратность. Кружки и секции. Мальчики: спорт – легкая и тяжёлая атлетика, где важны упорство и выдержка, фехтование, верховая езда, технический кружок, шахматы, плавание. Девочки: аэробика, танцы, легкая атлетика, плавание, музыка, рисование, вышивка. |
Меланхолик (эмоционально нестабильный, малоподвижный, слабый тип нервной системы) | У меланхоликов - высокая чувствительность, восприимчивость нервной системы. Помните, что грубость по отношению к ребенку-меланхолику неприемлема! Оградите ребенка от излишних эмоциональных перегрузок. Не допускайте чрезмерного просиживания у телевизора. Ребенок должен понимать, что вы не запрещаете ему грустить или плакать, но стараетесь отвлечь от подобного эмоционального фона. Предлагайте маленькому меланхолику погулять, почитать интересную книжку или отвлекайте каким-нибудь занятием, вызывающим положительные эмоции. Лучше всего подходит рисование, игры с мягкими игрушками, лепка, спокойные танцы, настольные игры, конструкторы, эксперименты с красками, игры с водой. Всегда следите за проявлением собственных переживаний, стараясь не передавать плохое настроение маленькому члену семьи. Не теряйте с ребенком эмоциональный контакт. Желательно также завести домашнего любимца, поскольку маленькие меланхолики очень любят животных. Риск развития нежелательных качеств: пессимизм, замкнутость, мнительность, неуверенность в себе. Необходим щадящий режим, частый отдых и принцип постепенности, чаще хвалите, реже подчеркивайте недостатки – это лишь закрепит неуверенность в своих силах. Меланхолики – интроверты. Они чаще «общаются» с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Вместе с тем, за счёт высокого самоконтроля у них могут быть высокая продуктивность и качество выполнения заданий, высокая обучаемость (при наличии хорошего интеллектуального потенциала). Мальчику-меланхолику очень важно помочь найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность. Чаще создавать ситуацию успеха (хвалить за хорошо выполненное задание). Кружки и секции. Индивидуальные виды спорта без особой соревновательности, аэробика, эстетические занятия, театральный, литературный кружок, рисование, музыка, «Умелые руки», вязание, вышивание (для девочек). |
Уважаемые родители! Темперамент передаётся по наследству. Оцените, на кого по указанным характеристикам больше похож ваш сын? И чаще вспоминайте себя в детстве! И общайтесь с ребёнком так, как хотели бы вы, чтобы с вами общались! Не зависимо от того, мальчика вы воспитываете или девочку, используйте любую возможность для того, чтобы показать ребёнку свою искреннюю, безусловную любовь и заботу.
Педагог-психолог МБОУ «Детский сад № 343»
Грачева Арина Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитываем мальчика, воспитываем девочку.
Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, ...
"Воспитываем мальчика, воспитываем девочку".
Информационная бюллетень для родителей....
Памятка для родителей "Воспитываем мальчика, воспитываем девочку!"
Памятка "Воспитываем мальчика, воспитываем девочку!" выполнена в виде буклета, что очень удобно для информирования родителей. В памятке содержится полезная информация о гендерном воспитании детей....
Консультация для родителей «Воспитываем девочек, воспитываем мальчиков»
Девочек и мальчиков следует воспитывать по-разному, потому что они испытывают разные чувства и переживания, по-разному говорят и молчат. Нам, взрослым, важно принимать их такими, какими их создала при...
Воспитываем мальчика, воспитываем девочку
Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят....
Консультации для родителей "Как воспитывать девочку"; "Как воспитывать мальчика". Средняя группа «Пчелки».
Консультации для родителей. Средняя группа "Пчелки""Как воспитывать мальчика"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28009362","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...
Совместное мероприятие с родителями " Воспитываем мальчика,воспитываем девочку"
Цель мероприятия - способствовать формированию гендерной идентичности детей среднего дошкольного возраста через совместные виды деятельности с родителями....