«Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников»
методическая разработка на тему
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodoohrannye_aktsii.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников»
1.Введение
Стремительно меняется мир вокруг нас. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.(1)
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.(2)
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.(2)
Основными задачами экологического воспитания являются:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.(1)
2. Теоретическая часть
В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста являются природоохранные акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной.
Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, проводимые в нашем ДОУ природоохранные акции приурочены к датам, событиям: например Новый год, День Земли, День птиц и другие.
Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:
- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;
- акции - это «игра-всерьёз». Результаты акции значимы для детей и взрослых;
-обязательные составляющие акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
Педагогический смысл акций заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.(2)
План-конспект сценария экологической акции (на конкурс агитбригад) с использованием информационных технологий в подготовительной группе.
Тема: «Человек - природе друг».
Цель:
формирование экологического сознания детей дошкольного возраста, посредством агитационной работы.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»:
-формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, причинах и следствиях взаимодействия человека с природой;
-формирование первичных представлений о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
-привлечение внимания воспитанников старшего дошкольного возраста к проблемам охраны окружающей среды;
-популяризация бережного отношения к природе среди детей дошкольного возраста, вовлечение в активную природоохранную деятельность;
ОО «Речевое развитие»:
привлечение детей к участию в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость рассказывать о собственной позиции;
использования элементарных форм речи: рассуждения, доказательства в стихотворной форме;
- использование форм объяснительной речи (уметь объяснять сверстникам и
младшим детям правила поведения в общественных местах и на природе);
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
мира природы;
Материалы и оборудование:
Эмблема «Натуралисты из «Весточки».
Интерактивная доска.
Медиапроектор.
Костюмы для «туристов» и «активистов», галстуки.
Ноутбук.
Имитированное дерево.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Природа- это дом, в котором мы живём
И в нём шумят леса, текут и плещут реки.
Под сводом голубым, под солнцем золотым
Хотим мы в этом доме жить вовеки!
Но не все люди берегут нашу землю.
Посмотрите, как ведут себя в лесу некоторые туристы.
Мини-сценка «Туристы»
(группа детей входят в зал под звуки природы (пение птиц, шум ветра и т.д.), останавливаются и имитируют привал, читая стихи)
1й турист: Сегодня мы пришли гулять.
Благо лес - рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад
2й турист: Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки-склянки-
Лес большой - он всё вместит!
Лес, он чей? -Ничей!
3й турист : Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают.
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет- неси в кусты!
Мы с природою на «ты»?!
4й турист: Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки.
В море пусть плывут посылки!
5й турист: Мы- цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше- лес и воды!
Выходят активисты под музыку (заставка к передаче «В мире животных»)
1й активист: Постойте, так вести себя нельзя!
5й турист: А вы кто такие, ребята?
Представление команды:
Активисты (хором) :
Мы- «Натуралисты из «Весточки».
Наш девиз: «Знает каждый, ты и я-
природу обижать нельзя!!!»
1й активист:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
2й активист:
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил веселый летний дождь.
3й активист:
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
4й активист:
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей.
Все, что зовется Родиной твоей!
Дети переходят к экрану.
5й активист: Посмотрите, какие правила мы выполняем:
(просмотр слайдов)
1й слайд:
1й активист: Не разжигай в лесу костра –
На этом месте долго не растет трава.
2й слайд:
2й активист: Разорить муравейник не труд,
Но вредители лес сожрут!
Запомни и млад и стар-
Муравей – лесной санитар.
Будь бережлив и зорок,
Мал муравей да дорог!
3й слайд:
3й активист: Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица.
Она в гнезде спокойная тогда,
Когда над рощей буря злится.
Не разоряйте птичьего гнезда!
4й слайд
4й активист: Никогда не забывай мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Бабочки пускай летают- ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
5й слайд
5й активист:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
1й активист: Присоединяйтесь к нам, друзья!
Должна быть чистою земля!
2й турист: Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету!
Ведущий:
-Давайте, ребята, примем туристов в наши ряды и повяжем им такие же галстуки как у нас.
Вручение туристам галстуков.
Ведущий:
-Предлагаем создать своё экологическое памятное дерево. Вешая листочек на веточку, мы произнесём слова клятвы:
-клянусь не разорять птичьего гнезда,
-клянусь не сорить в лесу,
-клянусь не ломать ветки,
-клянусь не рвать цветы,
-клянусь не ловить бабочек, жучков и т.д.
Ведущий: Самое время, ребята, узнать, что вы знаете о природе.
Поиграем в игру «Засели полянку» на интерактивной доске. Я буду загадывать загадки, а вы отгадки-картинки перемещаете на «полянку».
(Загадки о насекомых, птицах, растениях).
Ведущий:
- А теперь споём вместе песню. Подпевайте нам, ребята.
(На мотив песни из м/ф «Бременские музыканты»)
Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету,
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим.
Береги ты все живое рядом.
И на всё смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети-
Должен быть порядок на планете.
Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим.
Ведущий: До свидания, ребята. Мы еще не раз с вами встретимся на лесных дорожках.
Заключение
Итак, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Различные экологические акции и проекты могут и помогают сформировать у детей экологическую культуру, развивают экологическое сознание, мышление, экологической, способствуют формированию ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.(3)
Список литературы:
- Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду./ Рыжова Н.А. М.: Карапуз, 2000.
- Рыжова, Н.А. Наш дом - природа./ Рыжова Н.А. М.: Карапуз, 2005.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников./ Николаева С.Н. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"
В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....
«Природоохранные акции-как форма экологического воспитания детей.»
«Природоохранные акции-как форма экологического воспитания детей.» ...
Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях ...
Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников
Экологическая тропа как формаэкологического образования дошкольников...
Инновационный опыт по теме: «Природоохранные акции в формировании экологического сознания дошкольников»
Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем...
Выступление (из опыта работы) на тему «Значение природоохранных акций в воспитании экологического сознания дошкольников».
Цель выступления: Повысить компетентность педагогов в направлении – экологического воспитания дошкольников....
Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную ...