Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга»
Педагогический проект
«Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
Разработчик :
Углова Н.Ю. Ст.воспитаттель
г.Нижняя Салда
2016г
Содержание
- Введение
1.Что такое речь?
2.Особенности речи детей раннего возраста.
3.Периоды становления речи.
4.Отличительные характеристики.
5.Эпоха СМИ (проблема)
6.Диагностические исследования.
- Устное народное творчество
2.1.Ценность фольклора.
2.2.Требования к подбору произведений У.Н.Т.
2.3.Пальчиковые игры.
2.4.Организация работы.
2.5.Использование У.Н.Т. в режимных моментах.
- Анализ диагностик.
Промежуточные результаты.
Заключение
Используемая литература
Приложение
Введение.
1.Что такое речь?
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам , взрослым людям , но и к детям : неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным.
Чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными заданиями, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Что такое речь?
«Чрезвычайная прибавка на уровне человека»- так великий русский физиолог И.П. Павлов назвал способность человека к речи и отвлеченному мышлению.
Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет Общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр и занятий. Отсюда очевидна необходимость того, чтобы ребенок своевременно и достаточно хорошо овладел речью. Умение ребенка хорошо говорить Коменский и Руссо относили к обязательной составной части общего воспитания ребенка.
2.Речь – это деятельность в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Важно понимать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов (активный словарь).Понимание речи приходит ранее активного её освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный. Задачами первых трех лет является во-первых , расширение понимания речи взрослых, во-вторых , формирование активного словаря ребенка. Это важно , потому, что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки.
Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры. Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося громко или про себя( внешняя, внутренняя речь).
Нельзя ставить знак равенства между умение говорить и умственным развитием ребенка, но речь тем не менее имеет прямое отношение к развитию мышления.
Какая между ними связь? Каждое слово – это речевой знак. Ребенок очень рано понимает, что все можно обозначить словом. И произнося сакраментальное «это Что», требует чтобы взрослые называли всё , что он видит вокруг: предметы, их признаки, действия с ними. И так в слове заложено знаковое обозначение всего окружающего. Но люди не могли бы выразить ни одной мысли, если язык не обладал обобщающей функцией. Иначе, всё на свете, каждый листочек на каждом дереве, имело бы свои названия. Однако, когда мы произносим слово «лист» не важно какой - кленовый, березовый. Мы понимаем , что речь идет не о дереве в целом, не о кроне, не о корнях. Эту закономерность языка, малыш усваивает особенно интенсивно и четко на третьем году жизни.Как с этим связано мышление: мыслительные операции(анализ, синтез, сравнение, обобщение) возможны только с помощью речи, внешней или внутренней. При этом в процессе анализа и синтеза человек задаёт себе вопросы, строит различные предположения, рассуждает, приходит к определенным понятиям и суждениям. В процессе этой мыслительной деятельности он прибегает к сравнениям, что является важной предпосылкой обобщения. Понятие- одна из форм отражения мира в процессе познания , связанная с применением языка, форма обобщения предметов и явлений.
Таким образом, с помощью речи в мышлении формируются понятия , являющиеся единицами мыслительного процесса.
Ко всему этому ребенок начинает приобщаться уже с первых лет жизни, постепенно овладевая речью и определенным типом мышления. Основоположник отечественной детской психологии Л.С .Выготский писал: «Слово всегда относится не к одному какому- нибудь отдельному предмету, но к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово уже обобщает и с психологической точки зрения значение Слово прежде всего представляет собой обобщение. Но обобщение, как это легко видеть, есть чрезвычайный словесный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях…Что оно представляет собой? Речь или мышление? Оно есть речь и мышление в одно и тоже время, потому что оно есть единица речевого мышления».
3.Периоды становления речи
В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему среда действительности , усложняется общение со взрослым. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ребенка «искать» новое средство для общения, которым становится речь.
Так новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослым деятельности.
Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова.
В первом – главным компонентом ситуации выступает предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая действия мимическими и интонационно- выразительными эмоциональными компонентами, смысл которых – воздействовать на взрослого. Если попытки неудачны, то они могут перерастать в выражение неудовольствия, в плач.
Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Попытки достать предмет заменяются указательными жестами. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки.
В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляции. Появляются первые попытки произнести слово, ребенок строит его, артикуляционно-произносительный образ. Исчезают неадекватные речевые пробы.И малыш произносит требуемое слово- название предмета.При этом требуемое действие взрослого подразумевается с предметом.
Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.
В возрасте двух лет ребенок задаёт многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря.
К концу третьего года жизни в речи дошкольника появляются слова, с обобщающим значением, но по своему содержанию отличающие от таких же слов в речи взрослого. Говоря «овощи», «одежда», «игрушки» ребенок имеет ввиду предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал, а не абстрактное понятие, освоенное на существенных признаках.
Таким образом, развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.
На втором году жизни появляется особая форма речи- ситуативная, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи. Ситуативная форма речи ребенка отражает ответы на вопросы взрослого и самого ребенка, выражает желание малыша, требования, предложения.Строится ситуативная речь, как диалог, что связано с недостаточной самостоятельностью ребенка, неотделимостью его деятельности от деятельности взрослого.
В возрасте около двух лет и особенно на третьем году жизни малыш по своей инициативе начинает отражать в речи всё то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры.
В раннем детстве продолжает развиваться понимание речи взрослых. К концу второго года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями. Ребенок понимает названия предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. Его поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрослого, в связи с чем складываются элементы произвольности.
На третьем году жизни малыш под влиянием инструкции взрослого может не только начать , но и затормозить действие, что создаёт новые возможности для его воспитания, в частности для усвоения правил поведения.
Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться , не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок уже понимает содержание небольших текстов, которые непосредственно связано с его личным опытом или с ситуацией и предметами, воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений.
4.Отличительные характеристики.
- Развитие речи связано не только с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
- Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослым и сверстниками;
- Складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.
- Формируется регулирующая функция речи , когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования.
- Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники.
- Возникает описательная речь;
- Ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого.
- Речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим ,называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, желания.
- Формируется слушание и понимание литературных произведений , рассказов взрослого, что обобщает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.
5.Эпоха средств массовой информации.
Работая с детьми можно отметить, что СМИ, новейшие технологии активно вторгаются в жизнь наших малышей .Компьютер, телевизор, видео, планшеты плотно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только дети научатся сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки. Экран становится главным «Воспитателем» ребенка. Это безобидное занятие вполне устраивает не только детей , но и родителей. Однако это может повлечь печальные последствия не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, осанки,), но и для его психического развития.
5.1.Отставание в развитии речи.
-задержка в развитии речи
- дети позже начинают говорить
- речь бедна и примитивна
Специальные исследования показали:
25% детей- с нарушением речевого развития
4%-80-е годы.
Число речевых нарушений с каждым годом возрастает.
Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом , непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова , но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Речь взрослого подключает ребенка к общению.
Речь это- не только средство общения, но и мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и себя в целом.
Многим стало трудно воспринимать информацию на слух, им трудно читать , слышимая речь не вызывает у них каких- либо образов, им скучно читать даже хорошие детские книжки.
2.Резкое снижение фантазии и творческой активности детей.
- не прилагают усилий для изобретения новых игр
-сочинения сказок,
- им скучно рисовать, конструировать
- не интересно общаться друг с другом
- повышенная агрессивность и детская жестокость
Телевизор, компьютер оказывают деформирующее
влияние на становление психики и личности растущего человека.
Ребенок не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит только ярко движущиеся пятна, которые магнитом притягивают его внимание.
Главное право ребенка- это его право, на детство, полноценное проживание всех возрастных периодов. Взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребенка. Суть заключается в том, что становление внутреннего мира ребёнка происходит только в его совместной жизнедеятельности со взрослым.
6.Диагностические исследования развития речи детей.
Обработав результаты исследования, я увидела, какие дети затрудняются и что вызывает особые сложности .Оказалось, что
29,4% от всего коллектива детей имеют средний уровень речевого развития
52,9%- высокий уровень
17,6%- низкий уровень
Отметив для себя над какими пунктами придется усиленно потрудиться:
-использование предложений из нескольких слов
-умение называть имена близких людей, детей
-подражание незнакомым словам, повтор за взрослым.
Составила план работы, подобрала необходимые материалы, литературу, для решения поставленных задач(пр. «Фольклор»
1.Речь, как средство общения, установление контакта между детьми.
2.Обогащение понимаемого и активного словаря.
3.Широко использовать произведения У.Н.Т. в работе по развитию речи.
4. Воспитание доброжелательного, заботливого отношения к друг другу.
Для решения этих задач следует:
- внимательно и заинтересованно слушать ребенка;
-много говорить самому
- вовлекать в разговор на разные темы
- помогать ребёнку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.
Полноценное человеческое развитее ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие СМИ не заменят живого человека.
Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, то внутренний мир ребенка остаётся пустым.
Если раньше эти симптомы были присущи сиротам , то в наше время распространяется на «семейных» детей.
Исходя из этих проблем, я решила глубже изучить тему «Развитие речи детей раннего возраста»
Проведя диагностические исследования, наметила план работы, который ориентирован на познавательную активность, развитие воображения, художественно-речевой деятельности, средствами устного народного творчества.
7.Устное народное творчество.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает контакт.
В.А.Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки, незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
И действительно ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у малыша радость. Не только у малыша, но и у взрослого, используя образный язык народного поэтического творчества, для выражения своей заботы, нежности , веры в своего ребенка.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него реакцию на художественное произведение.
Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других бодрит.
Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее действие, а потешки, в которых игровые приёмы «Ладушки», « Идет коза рогатая», «Поехали-поехали» вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Попевки, приговорки, потешки- первые художественные произведения которые, слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Особое значимое место приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме .Он еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная с выразительностью рассказанная потешка, помогает порой установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатии к пока еще незнакомому человеку-воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.
8.Требования к подбору произведений У.Н.Т.
Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей, отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям.
Простые , короткие, они побуждают детей к действию , произнесенные нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия , доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю тебе калач»
Налаживается эмоциональный контакт с детьми. Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосами животных и конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора.Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей , вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.
9.Пальчиковые игры.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.В наше время сотрудники физиологии детей и подростков доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи ребенка.
Игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движения рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.Развитие рук находится в тесной связи с ,
В.М.Федяевская описала целую группу игр с детьми раннего возраста, основанных на устном народном творчестве.Сюда относятся классические «Ладушки», «сорока – белобока», «Пальчик- мальчик» и многие другие.
10.Организация работы.
Работая с детьми раннего возраста , я увидела такую закономерность: дети быстрее воспринимают потешки, песенки, лепеталки, а не просто данные указания и обычная похвала.Отметила это для себя и решила сконцентрировать свое внимание на проблеме использования устного народного творчества для развития речи малышей.
Организуя работу, я проанализировала речь детей своей группы. Результаты показали, что некоторые малыши знали и с большим удовольствием повторяли потешки, песенки, прибаутки.
Но большинство детей не владели навыками речевой деятельности. Узнавая потешку , они только называли её персонажи.
Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений У.Н.Т. с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитание гуманных чувств. За основу этой системы я использовала научные достижения А.П.Усовой «Устное народное творчество в детском саду» и Е.А.Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников»
Выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей мне помогли исследования Н.А.Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольника», рекомендации Е.И.Тихеевой, система Павловой « Фольклор для маленьких»
Подобрала соответствующие книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.В уголке книги разместила книги-картинки, книжки-малышки.Здесь поместила картинки знакомых персонажей потешек, прибауток, сказок.Всё это сразу привлекло внимание детей.Они с радостью шли в «книжный дом», рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек.
При разучивании потешек сопровождаю слова определенными действиями, малыши стараются копировать эти движения, интонацию, ответы, обращения. Вариативность их действий была связана с особенностями индивидуальной восприимчивости , эмоциональности.
Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе мимику, жесты, позу того или персонажа потешки, песенки были использованы «живые картинки», которые позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешек. Чтобы потешка, байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо помочь осознать её содержание.На занятиях стараюсь не просто читать ту или иную потешку, а продумать в какой форме преподнести , чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
11.Использование У.Н.Т. в режимных моментах.
Малые формы фольклора использую при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ всех трудовых действий сопровождаю потешками или песенками. Запомнившуюся потешку дети постепенно начинают использовать в играх(колыбельные песни, прибаутки)
В произведениях описываются действия ребенка, связанные с поддержанием его жизнедеятельности(приём пищи, сон, умывание).Отражены фрагменты жизни самого ребенка, акцентируется внимание на вкусовых свойствах(каши, оладьи, калачи).
Передаётся радость и бодрость, которые дарит вода, эмоционально обыгрывая самые простые обыденные ситуации «Водичка».Чтение сопровождается процесс умывания, затем показ с куклой, а по прочтению спрашивала- у тебя где глазки, у куклы? И здесь неоценимо помогали потешки, прибаутки, присказки.
Важно оценить действия малыша Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, пройди подорожке, топни Катя ножкой.
С помощью потешек утверждаются добрые чувства, воспитывается понимание сопричастности во всём, что его окружает: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?Коленька хороший, Коленька пригожий»
Налаживается эмоциональный контакт с детьми, утверждаются добрые чувства
«В светлом теремочке выросла Лизуша, люди её любят, все её голубят.
АНАЛИЗ ДИАГНОСТИК
12.Промежуточные результаты речевого развития.
Работая по данной системе-развивая речь детей средствами У.Н.Т., я увидела как это повлияло на моих воспитанников: снизилось число детей со средним уровнем речевого развития на 5,9%, возросло число детей с высоким уровнем на 23,6% и не стало с низким уровнем.У детей развивается интерес к занятиям, играм.Появилось желание общаться со взрослыми и со сверстниками.Большой интерес появился к пальчиковым играм по произведениям малого фольклора.Дети с удовольствие включаются в игру, повторяют слова, могут самостоятельно выполнять действия, просят поиграть в понравившуюся игру.
13.Заключение
Таким образом, следует отметить, что проведенная работа не прошла бесследно и имеет следующие положительные результаты:
- у детей вырабатывается положительное отношение к режимным моментам;
- появилось желание общаться друг с другом, со взрослым, дети стали меньше ссориться;
-дети пытаются выразить отношение к окружающей действительности;
- появляется уверенность в себе;
- пытаются реализовать своё «Я»
- используют в речи слова и выражения из произведений фольклорного жанра;
А главное, я считаю, что в этом возрасте фольклорное произведение, отражающие реальную действительность в художественных образах, становится одной из форм её познания.Мне кажется , что проводимая работа не прошла даром , но и не следует останавливаться на достигнутом:
Предстоит пополнить библиотеку новыми произведениями, продумать еще более интересные методы и приемы работы, привлекать родителей, запланировать работу на следующий год , включая новы потешки, игры.
К.Д.Ушинский писал:
«Усваивая родной язык, ребенок не только усваивает слова…но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка- и усваивает легко и скоро, в два три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот педагог-родное слово.»
14.Используемая литература
1.Алямовская В.Г. «Ясли –это серьёзно» Линка.Пресс.Москва2000
2.Волкова Е. «Развитие ребенка раннего возраста»
3.Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до 3 лет» Академия развития.Ярославль
4.Григорьева Г.Г. «Педагогика раннего возраста»
5. Доронова Т.Н, Гербова В.В.Программа «Радуга» Москва, просвещение
6.Журова Л.Е. «Мир детства»
7.Кожевников А.Ю. «Школа раннего развития для детей 2-3 лет»
8.Косина Е.М. « Гимнастика для пальчиков»
9.Светлова И.Е. «Развиваем мелкую моторику»
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология
11. Федяевская В.М. «Игры с детьми раннего возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".
"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"....
Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помога...
Долгосрочный проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
Долгосрочный проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»с сентября 2015 по февраль 2016 годаАктуальность проекта:Устное народное творчество является не только...
«Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
laquo;Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»...
Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества
Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи...
Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
Развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста через устное народное творчество...