Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию
методическая разработка на тему
Материал расчитан для педагогов, чтобы облегчить их труд. В этом планировании расписан примерный план по проведению занятий по нравстенно-патриотическому воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_perspektivnogo_planirovaniya_new.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию группы № 39 (5) на 2015 - 2016 г.г.
Введение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
* особенности дошкольного возраста,
* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит пред собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нраственно-патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:
- Мой детский сад.
- Будем Родине служить.
- Моя малая родин.
- Моя семья.
- Страна, ее столица, символика.
- Культура и традиции.
- Мой город.
- Мой город.
- Правила, по которым живем.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
План работы в старшей группе.
Тема, цели и задачи | Разделы работы с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | ||
Игра-путешествие «Широка страна моя родная» Закреплять и расширять знания о родном городе, округе, о столице страны: государственные символы, государственный язык, достопримечательности; познакомить детей с понятием «столица». Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине. (с.116) |
| Рисунок «Наш город глазами детей» |
Я люблю свой детский сад и район, где я живу». Воспитывать уважение к труду воспитателя, расширять кругозор детей, воспитывать уважение к труду и желание быть послушным. Учить детей здороваться с воспитателями, взрослыми, которыми они встречаются детском саду. Воспитывать любовь к своему детскому саду, району, где мы живем (район Строгино); доброжелательное отношение сверстникам (с. 84). |
| Оформление папки передвижки «Мой любимый район» |
Ноябрь | ||
Беседа «Семья и родной дом» Формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью (с.60) |
| Тематическая беседа «Семейные реликвии» |
Беседа «Что такое героизм». Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, желание подражать им в ловкости, смелости, в стремлении быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. |
| Беседа с родителями о книгах для детей 5-6 лет о героизме. |
Декабрь | ||
Беседа «Русские матрешки» Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия); формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества (с.153 - 157). |
| Развлечение на тему «Ярмарка чудес». |
Творческая игра «Страна вежливости» Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; объяснять детям значения вежливых слов; учить правильно употреблять слова и речи; обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу (с.172) |
| Секреты воспитания в помощь родителям для домашнего применения |
Январь | ||
Праздник «Рождество Христово» Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Рождества; формировать у детей понятие»вера» развивать речевые, музыкальные, коммуникативные способности детей; воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России |
| Помощь родителей в организации праздника. |
Игра-беседа «Учимся правильно разговаривать». Познакомить детей с правилами ведения диалога со взрослыми, подвести к пониманию необходимости соблюдения правил, формировать навыки культуры общения мальчиков и девочек (с.171 – 179). |
| Провести беседу с родителями «Страна вежливости». |
Февраль | ||
Беседа «Мой папа» Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведении: рассказывать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье; воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье (с.61). |
| Изготовление выставка совместных творческих работ (папа и ребенок). |
Март | ||
Игра-путешествие «Масленица». Формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях, о праздновании Масленицы; знакомить с русским народным фольклором; воспитывать и пробуждать интерес к истории и культуре России. |
| Помощь родителей в проведении масленицы. |
Беседа-досуг «Моя мама – лучше всех», «Бабушка». Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, бабушке, стремление заботиться о них и помогать им (с.62, 67- 69). |
| Изготовление поздравительных открыток с родителями ко Дню 8 Марта (для бабушек). |
Апрель | ||
Игра-беседа «Помогаем взрослым». Формировать у детей чуткое отношение взрослым к близким людям, окружающему миру. | Помощь родителей в уборке на территории детского сада. | |
Беседа «9 Мая – День Победы» Активизировать знание детей об армии». Вызывать желание больше узнать о трудовых буднях наших воинах. |
| Изготовление оригами «Голубя мира». |
Май | ||
Литературная композиция «День победы». Воспитывать уважение к празднованию Дня Победы, развивать ловкость, быстроту, умение приходить на помощь другу, воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны. |
| Изготовление поздравительных открыток для ветеранов. |
Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины». Формировать у детей представление о Москве – столице, главном городе России, воспитывать патриотические, гражданские чувства, формировать представлении о величии России. |
| Помощь родителей в изготовлении стенгазеты, посвященной Москве. |
Ожидаемые результаты:
- Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, Родине;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Список используемой литературы.
- Ветохина А.Я, Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 192 с.
- Волчкова Н.В. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004.
- Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа (от 5 до 6 лет)./авт. Сосот. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 399 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по нравственно -патриотическому воспитанию детей в ствршей группе.
Перспективный план работы по патриотическому воспитанию по месецам в старшей группе на год....
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе.
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию разработан для реализации личного творческого плана....
Перспективный план работы по нравственно патриотическому воспитанию в 1 младшей группе
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста....
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе с учетом ФГОС ДО
Разработнный перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе...
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию
Перспективный план работыпо нравственно – патриотическому воспитаниюгруппы общеразвивающей направленности(6 – 7 лет)...
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию
вторая младшая группа...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
делюсь своим планом по нравственно патриотическому воспитанию...