дидактические игры
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по лексическим темам в подготовительной к школе группе.
Октябрь. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Овощи» | «Фрукты» | «Грибы, ягоды» | «Деревья» |
1.Д/И «Подбери пару» - научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучать сообща выполнять задания. 2. Д/И «Что сажают в огороде?» - научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание. 3.Д/И «Найди о чем расскажу» - научить узнавать предметы по перечисленным признакам. 4.Д/И «Подбери по форме» - научить детей подбирать предметы к геометр. образцам; закрепить названия геометрических форм. | 1.Д/И «Опиши, мы отгадаем» - научить описывать предметы и находить их по описанию. 2.Д/И «Узнай и назови фрукты» - научить детей узнавать и называть фрукты. 3.Д/И «Магазин» - закрепить у детей умение выделять характерные признаки фруктов. 4.Д/И «Чудесный мешочек» - развивать умение узнавать предметы на ощупь. 5.Д/И «Овощи и фрукты» - научить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их. 6.Д/И «Найди свой домик» - упражнять в различении геометрических фигур, находить модели этих фигур, несмотря на различия в их цвете и размере. | 1.Д/ И «Автомобили и гаражи» - закрепить счет в пределах 10, геометрические фигуры: круг, треугольник. 2.Д/И «Съедобные и несъедобные грибы» - знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности. 3.Д/И «Что изменилось?» - развивать внимание, закрепить названия грибов. 4.Д/И «Какой, какое?» - компот из клубники –какой? (Клубничный компот). Варенье из малины – какое? - … 5.Д/И «Назови ласково» -образовывать уменьшительно – ласкательную форму предложенных существительных по теме. | 1.Д/И «Угадай, с какого дерева лист и плод» -закрепить названия и внешний вид деревьев, развивать внимание. 2.Д/И «Один – много» - практическое употребление единственного и множественного числа существительных в составе простого предложения. 3.Д/И «Дерево – куст» - знать названия наиболее распространенных в данной местности деревьев и кустарников, различать их по особенностям строения. 4.Д/И «Найди пару» - закрепить умение устанавливать равенство групп предметов при условии различных интервалов между предметами в каждой из них. Упражнять в счете в пределах 10. |
Ноябрь. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Дом» | «Мебель» | «Продукты питания» | «Посуда» |
1.Д/И «Подумай и ответь» - формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному; 2.Д/И «Какая комната?» - моем руки – ванная комната, … . 3.Д/И «Что мы делаем?» - коридор – в коридоре мы одеваемся, обуваемся когда выходим на улицу, … . 4.Д/И «Что изменилось?» - закрепить цифры в пределах 5. 5.Д/И «Чего не стало?» - упражнять в образовании форм род. Падежа мн.ч. существительных. 6.Д/И «В кругу с мячом» - учить подбирать слова – друзья к заданным словам (печка – речка). 7. Д/И «Медведь и пчелы» - форм. умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста. | 1.Д/И «Для чего это нужно? – закрепить название предметов мебели и их назначение; 2.Д/И «Назови части предмета» - закрепить название предметов мебели, из каких частей состоит. 3.Д/И «Найди общее» - сравнивать предметы мебели. 4.Д/И «Что лишнее?» - развитие логического мышления, внимания. 5.Д/И «Опиши предмет» -учить описывать предметы мебели, узнавать их по описанию. 6.Д/И «Что бывает такой формы?» - закрепить геометрические фигуры. 7.Д/И «Отвечай быстро» - развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата, развитие творческих способностей, речи. | 1.Д/И «Отгадай» - закрепить счет в пределах 10. 2.Д/И «Что за чем?» - закрепить части суток. 3.Д/И «Кислое, горькое, сладкое» - кислое –лимон, квас, яблоко; 4.Д/И «Первое, второе, третье, десерт» - на каждое слово дети называют несколько блюд. Кто больше вспомнит. 5.Д/И «Скажи наоборот» - подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы (слова с противоположным значением). 6.Д/И «Найди свой домик» - закрепить геометрические фигуры. 7.Д/И «Не ошибись» - развивать зрительное внимание, реакцию на визуальный сигнал. | 1.Д/И «К какому виду относится?» - сахарница – чайная посуда, салатница – столовая, …; 2.Д/И «Из чего сделана?» - закрепить предметы посуды, из какого материала сделана. 3.Д/И «Как называется?» - посуда для сахара – сахарница, …; 4.Д/И «Отбери правильно» - классифицировать посуду на чайную и столовую. 5.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т.д.). 6.Д/И «Что стало не так?» - развивать внимание. 7.Д/И «Знаешь ли ты?» - закреплять знания о видах спорта. |
Декабрь. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Зима» | «Зимние забавы» | «Одежда» | «Новогодний праздник» |
1.Д/И «Найди свое место» - учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление; 2.Д/И «Назови цифру» - закрепить цифры в пределах 10; 3.Д/И «Скажи наоборот» - подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы; 4.Д/И «Когда это бывает?» - закрепить зимние приметы; 5.Д/И «Снаружи, внутри, около, между» - закрепить понятия «внутри», «снаружи», «около», «между»; 6.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - учить ориентироваться в пространстве. 7.Д/И «Похож- не похож» - учить сравнивать предметы; развивать наблюдательность, мышление, речь. | 1.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо). 2.Д/И «Какая команда быстрее построится» - закрепить счет и цифры в пределах 10, ориентировка в пространстве. 3.Д/И «Найди свою пару» - закрепить геометрические фигуры. 4.Д/И «Четыре времени года» - знать признаки характеризующие каждое время года. 5.Д/И «Назови действие» - знать зимние явления; меть заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол. | 1.Д/И «Назови какие предметы одежды знаешь» - с мячом. 2.Д/И «Назови части одежды» - закрепить названия предметов одежды, ее части. 3.Д/И «Магазин «Одежда» - называть материал, цвет, размер, рост, фасон. 4.Д/И «Раздели» - группировать одежду: одежда, обувь, головные уборы. 5.Д/И «Выбери правильно» - уметь различать зимнюю, летнюю одежду. 6.Д/И «Назови цифру» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 7.Д/И «Подбери слово» - развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова. | 1.Д/И «правила безопасности зимой» - знать правила безопасности зимой; уметь по картинкам определять опасную ситуацию. 2.Д/И «Закончи мое предложение» - учить устанавливать причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события. 3.Д/И «Когда это бывает?» - дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют. Развивать связную речь. 4.Д/И «Не ошибись» - упражнять в счете в пределах 10. 5.Д/И «Что за чем?» - закрепить части суток . |
Январь. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Домашние животные» | «Дикие животные» | ||
1.Д/И «Пройди в ворота» - закрепить счет в пределах 10. 2.Д/И «Что стало не так?» - развивать внимание, выдержку. 3.Д/И «Кто больше назовет действий?» - расширить словарный запас подбором глаголов. 4.Д/И «Угадай по описанию» - научить детей составлять описательный рассказ. 5.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов. 6.Д/И «Назови ласково» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 7.Д/И «Что за предмет?» - формировать умение назвать предмет и описывать, обращая внимание на последов. изложения, использование сравнений. | 1.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова. 2.Д/И «Ласковые слова» - образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 3.Д/И «Наоборот» - научить подбирать антонимы к словам. 4.Д/И «Доскажи фразу» - научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. 5.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве. 6.Д/И «Отсчитай столько же» - закрепить счет в пределах 10. 7.Д/И «Радио» - воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. | 1.Д/И «Семья животных» - знать как называют членов «семьи» домашних животных; меть группировать их в свою «семью». 2.Д/И «Найди свою маму» - знать названия детенышей домашних животных; уметь соотносить детенышей домашних животных с их мамами. 3.Д/И «Кто как кричит?» - знать какие звуки издают домашние животные. 4.Д/И «Кто чем питается?» - знать чем питается то или иное домашнее животное. 5.Д/И «Не промочи ноги» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 6.Д/И «Ассоциации» - развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата. | 1.Д/И «У кого какое жилище?» - знать особенность жилищ разных диких животных. 2.Д/И «Доскажи фразу» - учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. 3.Д/И «Что сначала, что потом?» - закрепить знания о временах года. 4.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов. 5.Д/И «Чьи следы?» - образование притяжательных прилагательных. 6.Д/И «Что, где?» - упражнять в ориентировке в пространстве, использовать слова: «над», «перед», «под». |
Февраль. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Домашние птицы» | «Зимующие птицы» | «Профессии» | «День защитников Отечества» |
1.Д/И «Назови ласково» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 2.Д/И «Отгадай – ка» - учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существительные признаки, по описанию знавать предмет. 3.Д/И «Сосчитай» - согласование количественных числительных с существительными и прилагательными. 4. Д/И «Что бывает короткое, длинное» - уточнить представление детей о величине предметов, развить быстроту мышления. 5.Д/И «Какая команда быстрее построится» - закрепить счет и цифры в пределах 10. | 1.Д/И «Назови птицу» - узнавать и называть зимующих птиц. 2.Д/И «Угадай птицу по описанию» - учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. 3.Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова. 4.Д/И «Загадай, мы отгадаем» - закрепить знания детей о зимующих и домашних птицах, назвать их признаки. 5.Д/И «Что бывает по 4» - упражнять в счете в пределах 10. 6.Д/И «Найди свое место» - продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. 7.Д/И «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным. | 1.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве. 2.Д/И «Не промочи ноги» - закрепить счет в пределах 10. 3.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова. 4.Д/И «Кому что нужно для работы?» - закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда. 5.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов. 6.Д/И «Чего не стало?» - упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. 7.Д/И «Найди лишнее» - развивать наблюдательность. | 1.Д/И «Найди свой домик» - закрепить геометрические фигуры. 2.Д/И «Назови цифру» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 3.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т.д.). 4.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова. 5.Д/И «Ласковые слова» - образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. 6.Д/И «Наоборот» - учить подбирать антонимы к слова. 7.Д/И «Живое число» - закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10. |
Март. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Родная страна» | «Женский день» | «Весна» | «Перелетные птицы» |
1.Д/И «Подумай и ответь» - формировать представления о том, чего у каждого человека по два и по одному. 2.Д/И «Пройди в ворота» - закрепить счет в пределах 10. 3.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова. 4.Д/И «Угадай по описанию» - учить детей составлять описательный рассказ. 5.Д/И «Доскажи фразу» - учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. 6.Д/И «Что сначала, что потом» - закрепить знания о временах года. 7.Д-И «Подбери слово» - развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова. 8.Д/И «Скажи по-другому» - развивать умение подбирать синонимы. | 1.Д/И «Назови членов своей семьи» - уточнять и закреплять знания детей о своей семье. 2.Д/И «Кто старше?» - практическое употребление наречий «старше», «младше» в составе простого предложения. 3.Д/И «Назови ласково» - закрепление образования слов с уменьшительно – ласкательным значением. 4.Д/И «Чего не стало?» - упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. 5.Д/И «Какая команда быстрее построится» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 6.Д/И «Что бывает такой формы?» - закрепить геометрические фигуры. | 1.Д/И «Отгадывание загадок о весне» - знать признаки весны; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект. 2.Д/И «Назови действия, которые происходят весной» - знать признаки весны; уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие. 3.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в проборе однокоренных слов. 4.Д/И «Сосчитай» - согласовывать количественные числительные с существительными и прилагательными. 5.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве. | 1.Д/И «Угадай птицу по описанию» - учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. 2.Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова. 3.Д/И «Скажи ласково» - учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 4.Д/И «Хорошо –плохо» - развивать связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества. 5.Д/И «Отсчитай столько же» - закрепить счет в пределах 10. 6.Д/И «Закончи предложение» - употреблять понимание причинных связей между явлениями. |
Апрель. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Наземный транспорт» | «Воздушный и водный транспорт» | «Правила дорожного движения» | «Части тела, туалетные принадлежности» |
1.Д/И «Из чего сделано?» - воспитание умения сравнивать, группировать предметы; активизация словаря; развитие речи, внимания. 2.Д/И «Найди такую же» - развитие умения сравнивать предметы, находить сходство и различие; воспитание смекалистости, связной речи. 3.Д/И «Парные картинки» - воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря, речи. 4.Д/И «Какая команда быстрее построится?» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 5.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве. 6.Д/И «Назови транспорт» - закрепить название и внешний вид наземного транспорта. | 1.Д/И «Какой вид транспорта?» - закрепить название внешний вид и к какой группе принадлежит данный вид транспорта. 2.Д/И «Когда это бывает?» - закрепить части суток. 3.Д/И «Что бывает такой формы?» - закрепление геометрических фигур. 4.Д/И «Что кому?» - воспитание интереса к труду взрослых; закрепление знаний о профессиях и орудиях труда. 5.Д/И «Что игрушка рассказывает о себе?» - воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения. 6.Д/И «Лото» - упражнение в правильном использовании обобщающих слов; воспитание сообразительности, быстроты реакции. | 1.Д/И «Добавь слово» - упражнение в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе; развитие ориентировки в пространстве. 2.Д/И «Узнай по описанию» - воспитание умения описывать предмет по представлению; развитие внимания, связной речи, сообразительности. 3.Д/И «А что потом?» - закрепление знаний о частях суток, о деятельности детей в разное время дня; развитие припоминания, связной речи. 4.Д/И «Назови цифру» - закрепление цифр в пределах 10. 5.Д/И «Что бывает по 4» - закрепить счет в пределах 4. 6.Д/И «Найди свою пару» - закрепление геометрических фигур.
| 1.Д/И «Найди свое место» - учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. 2.Д/И «Пройди в ворота» - закрепить счет в пределах 10. 3.Д/И «Найди свой домик» - закрепить геометрические фигуры. 4.Д/И «Когда это бывает?» - углубление знание о временах года; развитие связной речи; активизация словаря. 5.Д/И «Так бывает или нет?» - развитие логического мышления; воспитание замечать последовательность в суждениях; формирование чувства юмора. 6.Д/И «Что лишнее?» - воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения. 7.Д/И «Волшебные кляксы» - развитие воображения и речи ребенка. |
Май. | |||
1 неделя. | 2 неделя. | 3 неделя. | 4 неделя. |
«Насекомые» | «Цветы» | «Скоро лето» | |
1.Д/И «Узнай насекомое» - закрепить название и внешний вид насекомых. 2. Д/И «Какой предмет?» - упражнение в классификации предметов по определенному признаку; развитие мышления, речи, смекалки. 3.Д/И «Кто в домике живет?» - закрепление знаний о животных; упражнение в правильном звукопроизношении. 4.Д/И «Что сажают в огороде?» - классификация растений по месту произрастания; воспитание внимания, сообразительности, речи. 5.Д/И «Отсчитай столько же» - упражнять в счете и закрепить цифры в пределах 10. 6.Д/И «Что бывает такой формы?» - закрепить геометрические фигуры. 7.Д/И «Найди рифму» - развитие побуждения к творческим проявлениям. | 1.Д/И «Какая команда быстрее построится?» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 2.Д/И «Что, где?» - упражнять в ориентировке в пространстве , использовать слова «над», «перед», «под». 3.Д/И «А что потом?» - закрепление знаний о частях суток, о деятельности детей в разное время дня; развитие припоминания, связной речи. 4.Д/И «Что игрушка рассказывает о себе?» - воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения. 5.Д/И «Парные картинки» - воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря. | 1.Д/И «Найди предмет по описанию» - воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности. 2.Д/И «Живое домино» - воспитание произвольного внимания; закрепление знаний о цвете; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, умение четко выполнять правила игры. 3.Д/И «Большие и маленькие» - закрепление знаний о величине предметов; воспитание умения сравнивать предметы. 4.Д/И «Отсчитай столько же» - закрепить счет и цифры в пределах 10. 5.Д/И «Найди свою пару» - закрепить геометрические фигуры. 6.Д/И «Добавь слово» - развивать умение подбирать глаголы, обозначающие окончание названного действия. | 1.Д/И «Найди своё место» - закрепить умение ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. 2.Д/И «Не промочи ноги» - закрепить счет в пределах 10. 3.Д/И «Угадай, кто позвал» - воспитание слухового внимания. 4.Д/И «На птичьем дворе» - закрепление знаний о домашних птицах, воспитание правильного звукопроизношения, речевой активности. 5.Д/И «Узнай, что изменилось?» - развитие произвольного внимания, запоминания; активизация словаря. 6.Д/И «Горячо – холодно» - воспитание наблюдательности, сообразительности, развитие связной речи, закрепление знаний о растениях. |
Методическая литература:
- Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн.1. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224с.; Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.; Кн. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1985. – 176 с., ил.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
- Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
- Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки / Л.В.Фомина; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 112 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...