Подборка материала по обучение детей дошкольного возраста этикету
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме

В этой работе я постаралась собрать самое основное по теме :"Обучение детей дошкольного возраста этикету". Примерный план занятий с описанием, игры по этикету и многое другое, что удалось союрать по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятия и игры по этикету106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы
ЮГО - восточное окружное управление образования
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2121 «Образовательный комплекс
имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина»

ДО №1

"Подборка материала по

обучение детей дошкольного возраста этикету»

подготовил воспитатель:

Щербинская Ольга Витальевна

Москва, 2016г.

Часть 1.

Актуальность: В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню.

Основы основ этикета.

Понятие этикета.

Что такое этикет?

Заглянем в словарь: термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

В чем же состоит практическое значение этикета? Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях.

Ученые выделяют следующую классификацию подсистемы этикета:

Речевой, или вербальный этикет.

Речевой этикет определяет, какими словесными формулами лучше воспользоваться, если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой, пригласить куда-то, выразить соболезнования. К речевому этикету относят также теорию и практику аргументации — искусство вести беседу.

Вежливость.

Все мы не раз слышали такие выражения, как: «холодная вежливость», «ледяная вежливость». Эти эпитеты, прибавленные к столь благородному человеческому качеству, не только стирают его сущность, но, по сути, делают своей полнейшей противоположностью.

Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения. К сожалению, для нас стало совершенной банальностью прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Вежливость может быть истинной лишь при условии, что она доброжелательна, так как это — одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в своем доме, в гостях, при встрече с боссом и в общественных местах.

Нет для человека сладостней музыки, чем его имя, произнесенное вслух другим. Но опасайтесь назвать собеседника по имени неверно — Вам эту оплошность могут не простить и начнут жестоко и мелочно мстить. Соответственно, очень важно научиться сразу и правильно запоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнеги: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт. А он находил время для того, чтобы запомнить и, при случае, воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».

Скромность.

«Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А человек, который думает только о себе — безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был». Д. Карнеги.

Действительно, скромный человек никогда и никому не пытается доказать, что он лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества (мнимые или реальные), не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Но не надо совершать подмену понятий, путая скромность с робостью или застенчивостью. Эти категории совершенно разные.

Тактичность и чуткость.

Чуткость, тактичность включает в себя и чувство меры. Меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в отношениях личных и служебных. Мера, которая включает и умение вовремя вспомнить о границе, за которой, после наших необдуманных слов и поступков, у человека может возникнуть незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.

Эти два благородных человеческих качества предполагают внимание и глубокое уважение к внутреннему миру тех людей, с которыми мы встречаемся и беседуем; умение, а, главное, желание их понять; возможность почувствовать, чем можем доставить им радость, удовольствие, или, чего редко хочется, но слишком часто получается, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Смотрите, чтобы не сказали о Вас — «хотел как лучше, а получилось…»

Истинно воспитанный и тактичный человек всегда обращает внимание на конкретные обстоятельства: разницу в возрасте, пол собеседника, его общественное положение, на место разговора, на обстоятельства в целом.

Хорошие манеры.

Манеры — это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонация, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Манеры являются частью культуры поведения человека, их регулятором является этикет.

Если Вы спросите, какие манеры должны быть у человека в обществе, то, в качестве основных, услышите следующие: скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательность и тактичность при общении с другими людьми.

Если же поинтересоваться манерами дурными, то в числе первых назовут: привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях; вольность и развязность в жестикуляции и поведении; неряшливый внешний вид, неопрятную или вызывающую одежду; грубость, проявляемую в откровенной недоброжелательности к окружающим; бестактное навязывание другим людям своей воли и желаний; неумение сдерживать свои эмоции, (пусть и негативные по отношению к человеку, который Вам не нравится или откровенно противен); когда Вы не умеете, что называется, «следить за словами» — бестактность и сквернословие; навешивание и употребление унизительных кличек и прозвищ.

Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.

Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

«Спасибо», «пожалуйста», «добрый день» - эти слова ребенок должен слышать с самого раннего детства. Кстати, не только по отношению к себе. Хотите, чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, не скупитесь на «волшебные слова» - и вежливость станет нормой общения.

Следующая хорошая манера, знакомая всем нам с детства – не перебивать взрослых. Приготовьтесь, что побороть привычку малыша «выкладывать все и сразу» будет нелегко. Дело в том, что ребенок в возрасте до 3-4 лет стремится немедленно поделиться тем, что его беспокоит. Тут вам поможет только один метод: без устали повторять торопыге, что перебивать взрослых – некрасиво.

Еще одна «головная боль»: до пяти лет малыш всем, кто ему нравится, говорит «ты» и называет по имени. И раньше этого возраста родители не в силах что-либо изменить. Но когда кроха преодолеет 5-летний «рубеж», приучайте его всех взрослых называть на «вы» и по имени-отчеству. Предупреждаем: вы рискуете натолкнуться на протест друзей семьи, дескать, как ребенку удобно, так пусть и называет. Не поддавайтесь на провокации! Одно-два исключения из правила, и малыш придет к выводу, что демократичное обращение вполне приемлемо и по отношению к посторонним людям.

И самое главное! Во всем нужен личный пример: если папа, придя с работы, плюхается в ботинках на диван и кричит: “Эй, мать, ужин неси!”, а потом неряшливо ест, громко чавкая и вытирая руки о скатерть, никакие правила этикета не помогут.

Часть 2.

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА НА ЗАНЯТИЯХ

И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

ДЕТСКОГО САДА

Планирование занятий по этикету

Приступая к обучению детей правилам этикета, следует понять, для чего это надо делать.

Мы социально ориентируем ребенка в человеческом мире, учим его налаживать доброжелательные отношения с окружающими людьми, близкими, знакомыми и незнакомыми, со взрослыми и детьми (старшими, сверстниками, младшими), проявлять чувства любви, дружбы, товарищества, уважения. Мы способствуем развитию его общения, помогаем ему воздействовать на окружающий мир, который сосредоточен для него преимущественно в семье и детсадовской группе.

Разрабатывая план занятий по этикету, необходимо учесть особенности группы: количество мальчиков и девочек, национальный состав, возраст детей, социальная принадлежность, материальное положение и т. д. В зависимости от характера детской группы, а также отведенного количества времени, потребностей детей мы определяем те или иные темы занятий, формы и виды воспитательной работы. На наш взгляд, начинать следует с вопросов речевого этикета или культуры внешнего вида, а заканчивать ознакомлением с правилами семейного этикета, требующего большей откровенности и открытости детей. Иными словами, педагог, обучающий дошкольников правилам поведения, сначала должен обрести их доверие и только потом тактично и бережно обратиться к вопросам, носящим интимный характер.

Примерный план занятий по обучению правилам этикета

Этикет — порядок поведения людей

  1. Что такое этикет?

Речевой этикет

1. Для чего человеку имя?

2. Все начинается со слова «здравствуй».

3. Как нам познакомиться.

4. Наши добрые слова.

 Этикет телефонного разговора

1. У меня зазвонил телефон...

2. Я набираю номер ваш...

Искусство нравиться людям. Культура внешнего вида

1. Как понравиться людям.

2. Мой друг Мойдодыр: личная гигиена.

3. По одежке встречают: как составить свой костюм.

Этикет и мой дом

1. Мой дом: наведу порядок в нем.

2. Мои верные друзья: игрушки и книги.

Соблюдение этикета в общественных местах

1. Как вести себя в общественных местах.

2. Мы по улице пройдем.

3. Мы едем, едем, едем... (в городском транспорте).

4. Вежливые покупатели.

5. Праздник в кафе.

6. Идем в театр.

7. В кинотеатре.

8. В музее и на выставке.

Гостевой и подарочный этикет

1. Гости в дом — радость в нем.

2. Я иду в гости к другу.

3. Как приятно дарить подарки!

4. Мой день рождения.

Столовый этикет

1. Посуда и столовые приборы.

2. Накроем стол: сервировка праздничного и ежедневного стола.

3. Красивое застольное поведение.

4. Фруктовое застолье.

5. Мы пьем чай с тортом и конфетами.

Семейный этикет

1. Секреты семейного счастья.

2. Мама, папа и я — дружная семья.

3. Мои любимые бабушка и дедушка.

4. У меня братишка есть, у меня сестренка есть...

5. День рождения семьи.

6. Мой день рождения — праздник всей семьи.

Этикет межличностных отношений

1. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями — много!

2. Мальчики и девочки.

Итого: 10 тем, 37 занятий.

Мы полагаем, что обучение дошкольников правилам этикета может проводиться как в одной возрастной группе, старшей или подготовительной, так и в обеих группах. При обучении правилам этикета в течение двух лет можно в старшей группе провести занятия по первым шести темам, в подготовительной — по остальным темам.

Краткое содержание занятий

Тема I. Этикет — порядок поведения людей

1.   Что такое этикет?

Этикет — это порядок поведения, удобный для всех. Соблюдать этикет — значит соблюдать правила поведения.

Главное правило: стараться не ставить человека в неудобное положение, т. е. поступать так, чтобы ему было хорошо рядом с тобой. Любовь и уважение к людям помогают нам соблюдать этикет. В поведении важно все, поскольку в нем проявляется отношение к окружающим людям. Наши поведенческие действия должны быть красивы, чтобы людям приятно было на нас смотреть и общаться с нами.

Тема П. Речевой этикет

1.        Для чего человеку имя?

Имя есть у каждого человека: детское и взрослое. Его можно произнести ласково и строго. Оно отличает человека от других людей. В зависимости от ситуации, характера знакомства, возраста к человеку можно обратиться по имени, имени-отчеству, фамилии. Обращение к человеку по имени помогает установить с ним хорошие, добрые отношения. Прозвища, которые иногда дают людям, бывают добрые, ласковые, они допустимы в общении, если не обижают человека. Но бывают прозвища злые и далее жестокие. Их применяет только злой, плохой человек.

  1. Все начинается со слова «здравствуй».

Слова приветствия при встрече и слова прощания при расставании. При встрече принято приветствовать друг друга, чтобы установить и сохранить доброжелательные отношения и радоваться каждой встрече. Как красиво поприветствовать человека. Улыбка в глазах и на губах при приветствии. Что означают слова приветствия: здравствуйте, доброе утро (день, вечер), привет и др. В каком случае мы приветствуем поклоном головы или жестом руки. Кто должен приветствовать первым. Слова при расставании: до свидания, до встречи, всего хорошего. Эти слова настраивают людей на ожидание новой встречи.

3.        Как нам познакомиться.

Люди знакомятся друг с другом, чтобы больше узнать о жизни и мире, найти новых друзей и товарищей. Правила знакомства.

4.        Наши добрые слова.

Добрые слова — это слова приветствия и прощания, просьбы, благодарности, комплимента. Комплимент — слова, с помощью которых отмечают лучшие качества человека. Они обязательно говорятся искренне, т. е. так, как на самом деле думает человек о другом человеке. Добрые слова — «волшебные», потому что открывают сердца людей и помогают налаживать доброжелательные, дружественные отношения. Они показывают, что человек, их произносящий, любит и уважает людей, желает с ними общаться. Добрые слова можно охарактеризовать так же как красивые, потому что они вносят красоту в человеческие отношения.

Тема III. Этикет телефонного разговора

1.        У меня зазвонил телефон...

Значение телефона в жизни человека. Основные правила телефонного разговора: пользоваться телефонным аппаратом осторожно, по правилам, говорить вежливо, не кричать в телефонную трубку, стараться разговаривать недолго.

2.        Я набираю номер ваш...

Для чего мы звоним по телефону. Начинать разговор необходимо со слов приветствия, ожидать ответа на телефонный вызов полагается 5—7 гудков; не рекомендуется звонить рано утром и поздно вечером; первым разговор по телефону заканчивает старший по возрасту и положению, девочка — в разговоре с мальчиком, в равных условиях — тот, кто позвонил.

Тема IV. Искусство нравиться людям. Культура внешнего вида

1.        Как понравиться людям.

Каждый человек желает нравиться людям. Главные правила искусства нравиться: быть красивым и опрятным, вежливым и добрым, заботливым и внимательным по отношению к другим людям; быть веселым, приветствовать людей при встрече и говорить слова прощания при расставании; говорить людям комплименты; всегда обращаться к человеку по имени; уметь красиво сидеть, стоять, ходить; уметь красиво и вежливо говорить; уметь слушать других людей (собеседников). Культура внешнего вида и внутренняя культура человека.

2.        Мой друг Мойдодыр: личная гигиена.

Личная гигиена — это поддержание чистоты своего тела. Ее нужно соблюдать в первую очередь для сохранения здоровья, а также для установления хороших отношений с окружающими, ведь с опрятным, чистым и красивым человеком приятно общаться, играть, дружить. Уход за телом, лицом и руками — первейшая необходимость. Зубная щетка, расческа, носовой платок — личные предметы гигиены.

3.        По одежке  встречают:   как  составить   свой
костюм.

Значение одежды и обуви для человека. Основные характеристики одежды или обуви: летняя и зимняя, легкая и теплая, верхняя и нижняя, чистая и грязная, красивая и некрасивая, удобная и неудобная, опрятная и неопрятная. Быть аккуратно и красиво одетым — значит уважать окружающих тебя людей. Уход за одеждой и обувью. Костюм и требования к нему: назначение костюма (для прогулки, для похода, для посещения театра и т. д.); сезонный характер (зависит от времени года); чистота и аккуратность; цветовое сочетание; сочетание костюма, обуви, дополнительных предметов (украшения, галстук, сумочка и т. д.).

Тема V. Этикет и мой дом

1.        Мой дом: наведу порядок в нем.

У каждого человека есть свой дом. Он такой же, как его хозяин: добрый, веселый, уютный, аккуратный, чистый или неуютный, неопрятный, заброшенный. Если в доме чисто и опрятно, значит, его хозяин — ответственный человек и никогда не подведет. Хозяин детской комнаты — ребенок — сам наводит в ней чистоту и порядок, взрослые только помогают ему в этом.

2.        Мои верные друзья игрушки и книжки.

Игрушки и книги помогают узнать много интересного, полезного и нужного о жизни. За ними надо ухаживать. Уход за игрушками заключается в следующем: мыть и чистить, чинить и не ломать, держать в игровом уголке, ящике, полке. Старая игрушка — твой самый большой друг, который без тебя скучает, поэтому выбрасывать его не надо, а лучше починить, привести в порядок. Бережное отношение к книгам означает не рвать их и не рисовать на них (для этого есть книжки-раскраски), хранить на книжной полке, а не бросать где попало. У хорошего человека, надежного и внимательного друга, игрушки и книжки всегда в хорошем состоянии.

Тема VI. Соблюдение этикета в общественных местах

1.        Как вести себя в общественных местах.

Общественные места — те места, в которых находится много людей. Общие для всех правила поведения в общественных местах: разговаривать тихо и не кричать; стараться не сорить и не портить красоту, созданную людьми и природой; помогать тем, кто нуждается в помощи; быть добрым и вежливым.

2.        Мы по улице пройдем.

На чистой и красивой улице приятно находиться. Как принято ходить по улице в большой и маленькой компании (двое, трое, пятеро). Надо ли уступать дорогу и как это делать. Шоссе — для машин, переход и тротуар — для людей.

3.        Мы едем, едем, едем,...

Правила поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае и метро: в салоне не мешать проходу других пассажиров, помогать им и уступать при необходимости место; в метро придерживать входную дверь; выходя из автобуса, помочь своей спутнице (маме, бабушке, девочке) спуститься со ступеньки, поддерживая ее за руку.

4.        Вежливые покупатели.

Перед посещением магазина нужно красиво и опрятно одеться, взять деньги, чистую сумку, если вы не отправляетесь в супермаркет — пакеты для покупок. Поведение в магазине: вежливый покупатель не агрессивен, приятен

в общении — тогда ему всегда готовы помочь продавцы и другие покупатели.

5.        Праздник в кафе.

Поведение в вестибюле, туалетной комнате и зале кафе. Что можно и что нельзя делать за столиком кафе. Настоящий рыцарь всегда поможет даме пройти в зал, занять место за столиком, постарается доставить ей радость в застольном общении. В кафе не принято: ставить на стол сумки, рассматривать других посетителей и вертеться на стуле. Есть надо красиво, аккуратно; воду или сок пьют тогда, когда во рту нет пищи; разговаривают за столом негромко, спокойно, нельзя разговаривать, когда во рту пища.

6.        Идем в театр.

Подготовка к посещению театра. Перед спектаклем. Поведение в зрительном зале во время спектакля. В антракте. Хороший зритель — радость актерам. Цветы и аплодисменты. После спектакля.

7.        В кинотеатре.

Отличие кинотеатра от театра. Правила поведения в кинотеатре.

8.        В музее и на выставке.

Музей — это дом, в котором хранятся старинные и ценные вещи и предметы, картины, скульптуры (экспонаты). В выставочных залах проводятся выставки не только картин, но и игрушек, автомобилей и других предметов. Людей, которые проводят экскурсии по музею, называют экскурсоводами. Правила поведения в музее и на выставке: зонтики и большие сумки сдаются в камеру хранения; в зале разговаривают тихо, не мешая другим посетителям; экспонаты рассматривают, но руками не трогают; экскурсовода внимательно слушают, не перебивают, вопросы задают с его разрешения или в конце экскурсии.

Тема VII. Гостевой и подарочный этикет

1.        Гости в дом радость в нем.

Гость в доме к радости и веселью. Приглашение гостей на праздник. Подготовка к празднику: красивый и чистый дом, вкусное угощение, развлечения (игры, сюрпризы, концерт), нарядный костюм. Прием гостей. Проводы гостей. Обязанности ребенка на празднике взрослых, на детском празднике. На детском празднике мама и папа — твои помощники.

2.        Я иду в гости к другу.

Можно ли приходить без приглашения. Подготовка гостя: покупка цветов, подарка, выбор костюма и обуви, участие в празднике (шутка, фокус, концертное выступление). Поведение в гостях. Правила поведения в доме, в который ты пришел навестить друга (поиграть, позвать на прогулку).

3.        Как хорошо дарить и принимать подарки.

Подарок — взаимная радость для того, кто его дарит, и для того, кому его дарят. Выбор подарка — большое искусство. Какие подарки принято дарить родным и друзьям. Как дарить и как принимать подарки.

4.        Мой день рождения.

Данное занятие можно провести в рамках темы «Семейный этикет».

Тема VIII. Столовый этикет

1.        Посуда и столовые приборы.

Различие посуды по назначению: игрушечная и настоящая; столовая, чайная, кофейная, фруктовая; для приготовления или приема пищи; по материалу изготовления: стеклянная, металлическая, керамическая, деревянная, фарфоровая, хрустальная. Приборы: столовые, закусочные, десертные, рыбные, чайные, кофейные.

2.        Накроем,  стол:   сервировка   праздничного   и
ежедневного стола.

Сервировка обеденного стола — праздничного и повседневного. Подготовка к приему пищи: рассадка за столом; правила пользования бумажными и полотняными салфетками. Как есть хлеб, первое (горячее) блюдо — суп, бульон.

3.        Красивое застольное поведение.

Правильное и красивое поведение за столом: прямая осанка, пользование вилкой и ножом, чистота и аккуратность. Что едят с помощью ножа и вилки, что — с помощью одной вилки. Как правильно есть мясо, гарнир, каши, яйца, овощи, фрукты. Застольные разговоры ведут негромко, лучше больше слушать, чем говорить, не разговаривать, если во рту пища.

4.        Фруктовое застолье.

Посуда для фруктов. Сервировка фруктового стола. Как есть фрукты.

  1. Мы пьем чай с тортом и конфетами.

Чайная и кофейная посуда. Сервировка чайного стола.

Поведение за чайным столом: как есть сладости.

Тема IX. Семейный этикет

1.        Секреты семейного счастья.

Значение семьи в жизни человека. Счастливая семья та, в которой всем и каждому хорошо. Секреты счастливой семьи: проявление доброты и нежности по отношению друг к другу, забота друг о друге, приятные сюрпризы и семейные праздники; стремление к миру и взаимопониманию.

2.        Мама, папа и я дружная семья.

Мама и папа — кто они для тебя? Забота родителей о детях. Забота детей о родителях. Ребенок — будущий родитель.

3.        Мои любимые бабушка и дедушка.

Бабушка и дедушка — это мама и папа родителей ребенка. Они любят своих внуков, заботятся о них, но вместе с тем, в силу своего возраста, нуждаются в их помощи.

4.        У   меня   братишка   есть,  у   меня   сестренка
есть...

Каждый ребенок — продолжение своих родителей. Мама и папа любят всех своих детей. Дружной считается та семья, в которой дети помогают друг другу, заботятся о своих сестрах и братьях.

5.        День рождения семьи.

У каждой семьи есть много праздников: Новый год, Женский день, дни рождения членов семьи и т. д. Самый главный из семейных праздников — день рождения семьи. Как отмечать этот праздник. Что можно подарить своим родным.

6.        Мой день рождения праздник всей семьи.

Подарки в  день  рождения  новорожденному  и   маме.

В гостях у меня мои близкие и друзья.

Тема X. Этикет межличностных отношений

1.        Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!

Мои друзья — мальчики и девочки. Дружба в нашей жизни. Наши друзья похожи на нас. Как беречь дружбу.

2.        Мальчики и девочки.

Мальчики — настоящие рыцари. Девочки — прекрасные дамы.

Игра в обучении дошкольников правилам этикета

Игра, как известно, основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она не только развлекает и увлекает ребенка, но и способствует его социализации, т. е. активному вхождению в жизнь общества, усвоению общественного порядка, приобретению навыков общежития, а также умения воздействовать на окружающую среду. Ведущее место игры в жизни дошкольника обусловило значительный к ней интерес, проявляемый в педагогической теории и практике.

Посредством игры, справедливо отмечают многие педагоги, воспитатель имеет возможность решать различные воспитательные задачи, среди которых значительное место отводится задачам формирования нравственных качеств дошкольников.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Являясь одним из способов познания окружающего мира, она в яркой, доступной и интересной форме дает ребенку представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации. В играющем коллективе детей благодаря наличию сюжета и ролей формируются позитивные взаимоотношения, которые переносятся в реальную действительность. Игра — прекрасное средство самовыражения и самореализации детей. Она, как отмечали Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, позволяет ребенку выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой мир, в котором он может реализовать свои желания и интересы, без указаний и требований взрослого человека.

Наряду с отношением к игре как к самостоятельной детской деятельности необходимо и разумное воздействие на нее со стороны воспитателя, чтобы она стала для дошкольников «школой социальной адаптации», научила их способам полноценного общения. Д. В. Менджерицкая отмечала: «В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Руководя ею, оказывая влияние на ее содержание, организуя в игре взаимоотношения детей, педагог тем самым воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувства, отношения, поступки. Он влияет на поведение в целом, формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в поведении детей».

Руководство игрой требует от воспитателя осторожного, продуманного воздействия на детей. Оно не должно быть навязчивым, иначе приведет к протесту или равнодушию детей, будет способствовать воспитанию безынициативных и зависимых людей. Воспитатель может стать организатором игры или наблюдателем за ее ходом, он может взять на себя ведущую или эпизодическую роль, наконец, он может организовать с детьми беседу перед началом игры или после ее окончания.

Игры по этикету.

Игра 1. «Цепочка».

Давайте составим цепочку добрых и культурных слов. Каждый, в соответствии правил этикета, будет называть по одному слову. Все говорим по очереди.

Слова: спасибо, пожалуйста, будь здоров, здравствуй, спокойной ночи, будьте добры и т.д.

Игра 2. «Обращения».

Как мы обращаемся ко взрослым? «На Вы», а к детям? «На ты». К посторонним? «На Вы», к близким? «На ты». Давайте попробуем поиграть. Я буду показывать различные картинки с людьми, а вы будете спрашивать у них, не хотят ли они кушать.

Картинки: посторонние и близкие мужчины, женщины, дети, изображенные по одному и группами. Для шутки можно показать картинку с изображением животного или какого-либо предмета.

Запомни: По правилам этикета, ребенок должен называть на Вы всех людей старше него на 10 и более лет.

Игра 3. «Что, чем едят?»

Ребенку предлагается лист, разделенный на 2 части. С одной стороны изображены столовые приборы, а с другой стороны – различная еда. Задача ребенка соединить линией прибор и соответствующую пищу. В более старшем возрасте можно усложнять задание, добавляя большее количество столовых приборов.

Игра 4. «Хорошо и плохо».

Ребенку рассказываются различные истории, в которых люди совершают различные поступки, соответствующие и нет правилам этикета. Ребенок, в соответствии с содержанием истории, после ее окончания должен показать улыбающееся (при соответствии правилам этикета) или грустное (при несоответствии) нарисованное лицо.

Истории: Мальчик уступил бабушке место в поезде метро. Мальчик чихнул и не закрыл рот рукой. Девочка ест руками, а не вилкой. Мужчина не уступил место беременной женщине в автобусе. Девочка не поздоровалась, когда пришла в садик. Мальчик не сказал спасибо за подарок. И пр.

Дополнительно: вместо историй можно использовать иллюстрации.

Список использованной литературы

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М,, 1979.
  2. Алямовская В. Ясли — это серьезно. М., 2001.
  3. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. М., 1978.
  4. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. М., 1986.
  5. Зайцев Т.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1998.
  6. Касаткин В.Н. Настольная книга медицинской сестры детского сада. М., 1998.
  7. Кистяковская В. Г., Гурвич Д. Б. Питание детей раннего и дошкольного возраста. М., 1978.
  8. Курочкина И, И. Этикет для детей и взрослых. М., 2001.
  9. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987.
  10. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.
  11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., ГолубеваЛ.Г.Цсти раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 2002.
  12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ. М., 2003.
  13. Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / Под ред. М.Д. Ковригиной. М., 1980.
  14. Этикет от А до Я / Автор-сост. Н.В. Чудакова. М., 1997.
  15. Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир».–М.: Просвещение, 1991.–207с.
  16. Филиппова Ю.В. «Общение детей до 5 лет»
  17. Безгина О.Ю. «Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей». –М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 40с.
  18. Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете: метод. пособие для педагогов» – М.: Просвещение, 2007г. – 127с.
  19. Кабачек О.Л. «Диалоги о культуре» Занятие с детьми 5–7лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, родителей, М.: Мозаика–Синтез; 2005 – 40с.
  20. Алямовская В.Г. и др. Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно–гигиенических навыков. –М.: 2006 – 64с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ МЕЛКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Конструирование и строительная игра открывает большие возможности для возникновения творчества детей, умственного, нравственного и эстетического развития дошкольника...

«Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета».

Статья «Воспитание  культуры  поведения  при  обучении  детей  дошкольного  возраста  правилам  столового  этикета»....

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ МЕЛКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Из теории и практики дошкольной педагогики известны многие способы, пути формы, средства, методы умственного развития детей. Один из них – детское конструирование....

"Конспект открытого занятия для педагогов по столовому этикету: «Поможем Бабушке Федоре». Обучение детей дошкольного возраста(2 младшей группы) сервировке чайного стола».

Программное содержание: - Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных; - Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на   поставленный ...

Конспект открытого занятия для педагогов ЮАО по столовому этикету: «Столик - накройся! Обучение детей дошкольного возраста сервировке чайного стола»

Программное содержание: - Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных; - Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на   поставленный ...

Подбор материала по теме: «Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр»

В дошкольных учреждениях на занятиях по физической культуре активно используются элементы спортивных игр. Эта подборка поможет педагогам правильно организовать обучение детей дошкольного возраста элем...

"ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ МЕЛКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА"

Значение детского конструирования для развития ребенка-дошкольника.   2.   Организация обучения детей конструированию из мелкого строительного материала....