Роль воспитателя в организации игровой деятельности дошкольников
презентация на тему
Принципы организации и последовательность развертывания совместной игры в разных возрастных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_organizatsii_igrovoy_deyatelnosti_doshkolnikov.pptx | 83.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СВОБОДНАЯ СЮЖЕТНАЯ ИГРА – САМАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОНА ДАЕТ СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ, Т.К РЕБЕНОК ДЕЙСТВУЕТ В ВООБРАЖАЕМОЙ, УСЛОВНОЙ СИТУАЦИИ
Тактика взаимодействия воспитателя с детьми при организации игры (на разных этапах дошкольного детства) : 2-3 года – приемы формирования у детей условного игрового действия; 3-5 лет – ролевое поведение; 5-7 лет – способы творческого сюжетосложения
Принципы организации сюжетной игры: 1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми; 2. На каждом этапе дошкольного детства необходимо развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения; 3. Необходимо ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Организация игры в первой младшей группе Воспитатель играет с детьми и создает условия для их самостоятельной игры постоянно на протяжении всего года. I полугодие – условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, воображаемыми предметами; элементарное предметно-игровое взаимодействие со сверстниками (1-2 чел). II полугодие – умение выстраивать смысловые цепочки из 2-3 игровых действий; продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. Ежедневно: Совместная игра с 1-2 детьми (или 1-2 парами детей) Продолжительность – не более 7-10 минут. Нагрузка распределяется на весь день (используются периоды времени, отведенные для игры и самостоятельной деятельности)
Последовательность развертывания совместной игры: Привлечение ребенка к осуществлению условного действия с сюжетными игрушками , необходимого по смыслу игры; Привлечение ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами ; Ориентирование ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулирование к словесному обозначению игровых действий.
Организация игры во второй младшей группе Трехлетний ребенок уже способен овладеть ролью – более сложным смысловым и структурным «узлом» игры. Центральный момент в игре – ролевое поведение (действия с предметами и ролевая речь). Воспитателю необходимо правильно осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей. Типы ролей: взаимодополнительные (мама-дочка, врач-больной) независимые (шофер (пассажир, груз), др.) Непременное условие игры – неоднократное называние своей роли и обращение к партнеру как носителю роли, разговор с ним, минимальный набор игрушек. Сюжеты игры должны быть просты - однотемны и построены на парных ролях. Методический прием – игра в «телефонный разговор»
Последовательность развертывания совместной игры : Взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; Воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку ( ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке). Ежедневно: Совместная игра с 1-2 детьми (или 1-2 парами детей) Продолжительность – не более 7-10 минут. Нагрузка распределяется на периоды времени, отведенные для самостоятельной деятельности. II полугодие – игры с использованием «телефонных разговоров» с детьми старше 3,5 лет.
Организация игры в средней группе Воспитатель формирует умение ребенка изменять свое ролевое поведение в со- ответствии с разными ролями партнеров, умение обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Необходимо: 1. Использование многоперсонажных сюжетов, где одна из ролей включена в непосредственные связи с остальными; 2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) количеству участников игры (персонажей должно быть больше). Начинать такую работу целесообразно с каждым ребенком индивидуально, утром или вечером около 7-10 минут. Можно играть с небольшой подгруппой. На первом этапе – главная роль у ребенка, взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры.
Структура сюжетов: Общая схема сюжета (независимо от его конкретной тематики) будет выглядеть следующим образом (принимает вид «куста »): ------ дополнительная роль 1 (событие 1) основная роль --------------- дополнительная роль 2 (событие 2) ------- дополнительная роль 3 (событие 3) Возможный состав ролей к теме «Поездка на пароходе»: --------- матрос капитан ----------- пассажир --------- водолаз Возможный состав ролей к теме «Поликлиника»: --------пациент врач -------------- медсестра --------другой врач
Организация игры в старшей и подготовительной группах На данном этапе целесообразна игра – фантазирование. Необходимо научить детей комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Начинать работу лучше с двумя детьми, расположившись кружочком не более 10-15 минут. Последовательность игры-придумывания : Совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки (сориентировать детей на слушание друг друга); Частичное преобразование известной сказки (изменение главного героя, его задачи, волшебного средства); Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов (внесение большего числа изменений в придумываемую сказку по сравнению с известной); Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров» Придумывание новых историй на основе реалистических событий (придумывание «настоящих историй»). Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2-3 раз на каждом из этапов (кроме первого).
Умение совместно развертывать новые сюжеты придает игре детей более творческий и согласованный характер. Подготовлено по материалам книги Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр . - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности дошкольников
Консультация для воспиталей...
Роль воспитателя в организации исследовательской деятельности дошкольников.
В данной презентации рассказывается о псюсах и минус исследовательской деятельности дошкольников.Чтобы воспитать человека с развитой исследовательской активностью, самостоятельного и волевого, педагог...
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности дошкольника"
Данный материал рекомендован воспитателям детских садов для правильной организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду, при организации музыкальных центров в групповых комнатах, о ...
Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности дошкольников
Консультация для воспитателей...
Роль взрослого в организации игровой деятельности дошкольника. Особенности руководства играми в разных возрастных группах ДОУ.
Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она имеет большое значение для развития ребенка, в ней развиваются действия в пре...
«Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности дошкольников»
Презентация для воспитателей...
Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности дошкольников
Материал будет полезен для педагогов ДОО...
- Мне нравится (1)