Социальный педагог в детском саду
материал на тему

Ибрагимова Гульнара Владимировна

Моя социально-педагогическая деятельность  направлена на:

·         содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников в ДОУ;

·         изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности микросреду и условия жизни детей;

·         распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Оказание  своевременной социальной помощи и поддержки детям (семьям)

·         посредническую деятельность между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов

·         оказание консультационной социально-педагогической помощи родителям (законным представителям) и педагогам ДОУ-  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_pedagog.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Роль социального педагога в детском саду

Оказание комплексных мер по социальной защите, развитию, воспитанию и образованию воспитанников МАДОУ «Сказка» ---- вот основная цель работы социального педагога

Работа социального педагога направлена на выполнение Федерального Закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  В соответствии с нормативными документами:

 - ФЗ РФ №   273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным Законом №   124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

-  Семейным Кодексом РФ, Конституцией РФ, документами регионального значения, Уставом ДОУ и другими

 Моя социально-педагогическая деятельность  направлена на:

  • содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников в ДОУ;
  • изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности микросреду и условия жизни детей;
  • распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Оказание  своевременной социальной помощи и поддержки детям (семьям)
  • посредническую деятельность между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов
  • оказание консультационной социально-педагогической помощи родителям (законным представителям) и педагогам ДОУ-  

Оказываю индивидуальную социальную и педагогическую помощь воспитанникам  в их адаптации и реабилитации в  детском саду, семье, обществе. Организация индивидуальной помощи предполагает:

- определение индивидуальной траектории развития каждого ребенка,

- выделение специальных задач, соответствующих его способностям,

- включение его в различные виды деятельности,

- раскрытие потенциала личности.

Для решения этих задач:

1. изучаю эмоционально-психологическое состояние детей и социально-экономическое положение.

2.  анализирую кризисную ситуацию,

3. планирую пути её преодоления

Применяю методы и формы социально-педагогической деятельности такие как : диагностирование, проектирование, планирование, координирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль и др. Использую педагогические методы воспитания: убеждение, разъяснение, игра, совет и т.д.  Диагностический инструментарий: тесты, опросники, анкеты, таблицы, отчеты.

При работе с детьми из группы риска придерживаюсь принципов 

1. Создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог-ребенок»

2. Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов системы поддержки и защиты детства

3. Тесное  взаимодействие с семьей

4. Постоянная связь с межведомственным куратором семь

Обеспечиваю своевременную профилактику семейного неблагополучия и профилактику социального сиротства. Для этого организую следующие мероприятия:

  • ежедневные наблюдения за воспитанниками и их родителями (законными представителями) в тесном взаимодействии с педагогическим составом ДОУ
  • организую посещения на дому воспитанников, из семей группы риска со специалистами из органов системы профилактики несовершеннолетних
  • Совместно с членами  психолого-педагогического и медико-социального консилиума принимаем решение о дальнейшей работе  для решения проблемы семьи
  • Обобщаю, обрабатываю и подаю информации в соответствующие органы
  • Принимаю активное участие в составление и реализации индивидуальной профилактической программы реабилитации семьи группы риска

Являюсь куратором 3 семей, находящихся в социально опасном положении.

Индивидуально профилактическая программа разрабатывается на каждую семью группы риска. В зависимости от проблем семьи и принятых задач для решения этих проблем используем разнообразные мероприятия для оказания помощи семье (ребенку), у каждой семьи будут свои индивидуальные мероприятия. Организуемые мероприятия принимаются в таких направлениях как:

  • психологическая коррекция семейного  неблагополучия – консультации, тренинги педагога- психолога
  • индивидуальные  психолого-педагогические занятия с  ребенком организованные воспитателями и специалистами ДОУ
  • педагогическое и правовое просвещение родителей (законных представителей) – администрация ДОУ, социальный педагог
  • оказание помощи семье в преодолении трудной жизненной ситуации – ходатайства, акции и т.д.)
  • вовлечение семьи и ребенка в мероприятия семейного типа для повышения общественного статуса семьи

 Своевременно принятые меры и комплексно оказанная помощь семье (ребенку) педагогическим  коллективом ДОУ и специалистами системы профилактики дает положительный результат, уменьшается количество неблагополучных семей!

С целью повышения уровня правовой культуры родителей,  персонала и формирования правосознания у дошкольников разработала и внедрила педагогический проект правового воспитания и просвещения «Знаю, реализую, защищаю»

В рамках реализации проекта работа велась по трем основным направлениям: с педагогами, родителями и детьми.

Целью первого направления было повышение уровня профессиональной компетенции работников ДОУ.

Слагаемые второго направления – формирование гармоничных и грамотных в нормативно-правовой базе, отношений между  родителями (законными представителями) и ДОУ.

Главная цель третьего направления – формирование правосознания у дошкольников.

Проектная деятельность реализовывалась в 3 этапа:

1 этап  диагностический

2 этап внедрение проекта

3 этап рефлексия.

На 1 этапе  были проведены такие мероприятия как:

-знакомство педагогов и родителей с проектом

- анкетирование родителей и педагогов

- оформление информационных стендов, на основе нормативно-правовых документов

- И ознакомление детей старшего дошкольного возраста с документами по охране прав ребенка (Конституция РФ, Декларация о правах ребенка, Конвенция ООН о правах ребенка) 

Анализ анкетных данных среди педагогов показал, что правовая и педагогическая культура педагогов находится на среднем уровне но, педагоги заинтересованы в проектной деятельности по правовому воспитанию дошкольников и готовы сотрудничать с родителями.

Анализ анкетных данных с родителями показал, что  большинство родителей не компетентны в вопросах нормативно-правовых актов по  правам ребенка. Просвещение родителей в вопросах правового воспитания дошкольников оставалась актуальной.

На   2 этапе работы внедрения проекта с педагогами  были проведены такие мероприятия как: мастер-класс«Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей», деловая игра: «Охрана прав и достоинства маленького ребенка в детском саду и семье», семинар: «Выявление на ранних стадиях признаков социального неблагополучия и жестокого обращения с детьми» 

С родителями: выступала на родительских собраниях старших групп с темой: «Воспитание ненасилием». Совместно с педагогом-психологом провела круглый стол для родителей на тему: «Наказание-поощрение». В рамках повышения знаний родителей (законных представителей) о нормативно-правовых актах определяющих права ребенка оформила различные консультации: «Права и обязанности родителей (законных представителей) по воспитанию и содержанию ребенка», «Родителям о правах ребенка». Оформляла наглядно-информационные стенды на группах.

 Для формирования правосознания старших дошкольников был разработан план мероприятий по ознакомлению с отдельными статьями Конвенции о правах ребенка. При знакомстве дошкольников с Конвенцией использовала разнообразные формы и методы такие как: дидактические игры, чтение художественных произведений, слушание музыки, просмотр видеофильмов и т.д.. Были организованы выставки детских рисунков «Наши права». А также дети приняли активное участие с родителями в мини-проектах на тему: «Я и мое имя», «Я и моя семья».  

Итоговым  мероприятием стала детско-родительская встреча, посвященная международному дню семьи «Права детей». В ходе, которой прошла презентация семейных проектов: «Мое имя», «Я и моя семья». Родители совместно с детьми и с помощью педагогов подготовили мини-проекты на темы: «Я и мое имя», «Моя семья», «Мои права». Праздник удался, мы с успехом  решили задачу социального партнерства на основе совместной деятельности.

Повторный анализ анкетных данных показал, что у родителей (законных представителей) возрос уровень знаний по нормативно-правовым документам охраны прав ребенка и родительской ответственности за воспитание, образование и содержание несовершеннолетнего. Возросла активность  их взаимодействия по вопросам развития, воспитания детей. Родители с большим энтузиазмом приобщились к правовоспитательной деятельности. Семьи из групп риска приглашались на все мероприятия по индивидуальным пригласительным, то есть параллельно решался и вопрос профилактики семейного неблагополучия в этих семьях.

Для успешной  квалифицированной помощи семьям (детям)  тесно взаимодействую со специалистами других социальных служб, которые способны помочь семье, ребёнку.  Выступаю организатором совместных мероприятий по повышению правовой компетентности родителей в вопросах воспитания и содержания несовершеннолетних. Часто приглашаю инспекторов ПДН в детский сад для разъяснения родителям последствий ненадлежащего исполнения родительских обязанностей. Направляю ходатайства, отчеты, сведения в различные структуры города. Благодаря совместной и слаженной работе межведомственного взаимодействия органов и  учреждений системы профилактики несовершеннолетних удается оказывать конкретную помощь семьям.

Для достижения результативности в своей деятельности в вопросах воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста применяю различные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом

  • круглые столы
  • тематические встречи
  •  семинары-практикумы
  • детско-родительские встречи
  • социально-педагогическое консультирование
  • деловые игры
  •  викторины
  • выпуск памяток, буклетов

В своей практической деятельности  выполняю различные социально-педагогические роли:

— роль посредника

— роль защитника

  • -роль друга 
  • Роль помощника
  • Роль инициатора
  • Роль консультанта
  • Роль педагога- психолога
  • Роль участник  социально-педагогических проектов

Чтобы завоевывать доверие и уметь расположить к себе взрослых и детей,  важно обладать профессиональнозначимыми качествами, такими как:

деликатность,

эмпатия,

милосердие,

целеустремленность,

такт,

педагогический оптимизм.

Поэтому постоянно совершенствую свои знания, умения и навыки, а также человеческие качества - моральные и нравственные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роли социального педагога в детском саду

Роль социального педагога в ДОУ, функциональные обязанности, нормативно- правовая основа, консультации и рекомендации для воспитателей....

Конспект занятия в младшей группе. Тема: Домашние животные Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.2.Участие педагога с воспитанниками в совместных мероприятих различной направленности(акции, экскурсии, выставки, концерты, интерактивные занятия, конкурсы)с социальными партнерами (другие детские сады,клубы, библтотеки, школы, музеи

3.1.2. Участие педагога с воспитанниками в совместных мероприятих различной направленности (акции, экскурсии, выставки, концерты, интерактивные занятия, конкурсы)с социальными партнерами (другие детск...

КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.2.Участие педагога с воспитанниками в совместных мероприятих различной направленности(акции, экскурсии, выставки, концерты, интерактивные занятия, конкурсы)с социальными партнерами (другие детские сады,клубы, библтотеки, школы, музеи

Участие педагога с воспитанниками в совместных мероприятих различной направленности (акции, экскурсии, выставки, концерты, интерактивные занятия, конкурсы)с социальными партнерами (другие детски...