Детские страхи
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гришин Владимир Николаевич

Причины детских страхов

Как бороться со страхами

Возрастная периодизация страхов

Советы для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Детские страхи (памятка для родителей)

Причины:

  1. Родители пугают детей страшными персонажами (Кащей, Бармалей, Баба- Яга, Змей-Горьгаыч и т.д.}, пугают полицейским, врачом, детдомом.
  2. Угрозы родителей («Накажу!», «Уши оторву» и т.д.).
  3. Гиперопека или, напротив, бездушное отношение к ребенку матери или отца.
  4. Постоянные запреты от родителей или завышенные требования к ребенку.
  5. Негативная оценка родителями личности ребенка («Ты плохой» и т.п.).
  6. Угроза лишения ребенка родительской любви («Будешь плохо себя вести - любить тебя не буду »).
  7. Родители читают на ночь детям страшные сказки.
  8. Ребенок смотрит на ночь страшные мультфильмы или фильмы.
  9. У самих родителей есть страхи, которые ребенок замечает.
  10. Различные точки зрения родителей на воспитание, настраивание ребенка друг против друга.
  11. Скандалы или напряженная обстановка в семье..
  12. Немолодой возраст родителей.
  13. Смерть близких людей или животных.
  14. Присутствие на похоронах.
  15. Разговоры взрослых о смерти, болезнях.
  16. Неполная семья. Отсутствие условий для ролевой идентификации с родителем своего пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе..
  17. Постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей.
  18. Ранее пережитая ребенком опасность.
  19. Один ребенок в семье, недостаточное общение с другими детьми.
  20. Когда ребенок ложится спать, в комнате шумно.
  21. Шумные игры и громкий смех перед сном.
  22. Переедание перед сном.
  23. Физическая вялость и слабовольность ребенка.
  24. Плохая адаптация в детском коллективе (школа, детский сад).
  25. Чрезмерная требовательность учителя (воспитателя).
  26. Унижения от учителей (воспитателей) или постоянная угроза пожаловаться на ребенка родителям, нелестные сравнения с сестрой или братом ребенка, наказание оценками.

Ночные страхи могут являться наследственным заболеванием.

Как бороться со страхами:

Попросить ребенка нарисовать свой страх. Затем закрасить рисунок сверху яркими красками, или порвать, сжечь рисунок.

  1. Рисунок страха. Попросить ребенка нарисовать свой страх. Затем его попросить себя рядом со страхом (женские страшные персонажи лучше рисовать с мамой, а мужские - с папой).
  2. Попросить нарисовать ребенка себя небоящегося.
  3. Попросить ребенка вылепить свой страх из глины или пластилина, и затем расплющить, смять страх.
  4. При сниженной самооценке, часто сопутствующей страхам, хвалить ребенка за его достижения (можно сделать красивый ящик с прорезью и каждый день бросать в него записки с достижениями ребенка за день).
  5. Сделать вместе с ребенком амулет, талисман (из пуговиц, бусинок и тому подобного), который будет отгонять страшных персонажей, и класть его рядом с ребенком на ночь. Вместо талисмана можно использовать игрушечное оружие ил защищающий стишок.
  6. Рассказать ребенку, как вы сами в детстве испытывали такой страх и как успешно преодолели его.
  7. Укладывать ребенка спать в одно и то же время.
  8. Не читать сказок со страшными персонажами на ночь.
  9. Не обсуждать при ребенке с другими его страхи.

11 .Не просить ребенка пересказать свой сон-кошмар сразу, пока его впечатления ярки, лучше поговорить позже

  1. Попросить ребенка сочинить сказочную историю о страхе, сказку, где герой преодолевает свой страх, помочь ему. Можно применить кукол, мягкие игрушки, костюмы.
  2. Придумать и сыграть с ребенком игру, в которой побеждается его страх (например, нарядить ребенка привидением и прогнать его талисманом или своей смелостью, а затем поменяться местами).
  3. Физическое развитие и правильное питание (овощи, фрукты).
  4. Общение с другими детьми, подвижные игры, творческие кружки. 16.Оценнвать не личность ребенка («Ты плохой» и т.п.), а его поступок.

Литература для родителей:

Луговская А. Если ребенок боится Зубкова А. Зубанова С. Детские страхи Захаров А. Дневные и ночные страхи у детей

Куличковская Е. Степанова О. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников Шишова Т. Страхи - это серьезно

Ульянов А, Шадмон Г, Винокур И. Детские страхи

Калинин Л. Страхи и страшилки (стихи о страхе)

Серова Е. Сказка о страхе

Бретт Д. .Жила-была девочка, похожая на тебя

Возрастная периодизация страхов

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;

7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;

1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;

2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;

2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;

3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;

6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;

7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;

8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;

9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);

11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами, родителям следует:

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. Одним из наиболее эффективных способов устранения нежелательного поведения ребенка в этом возрасте является игнорирование этого поведения. Однако в случае со страхами этот метод малоэффективен и даже может вызвать обратный эффект – усиление страха или появление нового страха, ребенок, который боялся пылесоса, может начать бояться большинство бытовых приборов – чайник, кофеварку и т.д.

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Не стоит убеждать ребенка, боящегося чудовищ заглянуть под кроватку и в темные углы, а малыша которого пугает звук воды, спускаемой в унитазе, спустить ее самостоятельно и увидеть, сто «ничего страшного не произошло». Подбадривающие фразы типа «не веди себя как младенец» или «ну, будь же смелым мальчиком» также не лучшее лекарство от страха. Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится.

2. Разъяснение – детям начиная с двухлетнего возраста часта бывает достаточно простого объяснения, например если ребенок боится звука закипающего чайника можно объяснить, что водичка которую, он пьет льется из крана, но чтобы она была более вкусной и полезной или горячей ее надо сначала очень сильно нагреть, а потом пить. Для этого сделали чайник. В чайнике водичка нагревается. Когда она нагревается, она шумит. Это хороший шум, это значит водичка делается вкусной и полезной, чтобы ребенок мама и папа могли ее пить.

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются (даже если они кусают грабителей и спасают жизнь главному герою), а молния попадает в дом (даже если девочка живущая в доме не испугалась вызвала пожарных и все спаслись).

4. Демонстрация на расстоянии. Если ребенок боится момента, когда вода в ванной или раковине утекает в трубу (боится, что его затянет вместе с водой). Один из родителей может держать его на руках или за руку у самого входа в ванную комнату, а другой сливать воду из наполненной ванны, демонстрируя при этом, что может, а что не может утечь в трубу – волос может, а губка нет, мыльные пузырьки могут, а нога нет и т.д.

5. Более близкая демонстрация и повышение чувства контроля. Знание о возможности контролировать пугающий объект может помочь ребенку. Опыт включения выключения пугающего бытового прибора; фонарик и ночник, которые ребенок, боящийся темноты, сам может включать и выключать – все это сделает страшное более контролируемым и, следовательно, менее пугающим

6. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.

7. Чувство юмора. Не смейтесь над страхами своего малыша, но, используя все вышеописанные приемы, не бойтесь пошутить там где это уместно, чтобы снять напряжение и помочь расслабиться испуганному ребенку.

-Учтите, что по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. Ходить на четвереньках и рычать или ласкаться к ребенку, который боится собак – верный способ усилить страх.

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.

-…Но не переусердствуйте, иначе сверхохраняемый ребенок может решить что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. По возможности уберите из жизни ребенка источники страха: страшные сказки, мультики, картинки. Даже если ваш ребенок не боится ужастиков или сцен насилия, показанных по телевизору, в этом возрасте, когда дети и так склонны к самым различным страхам, лучше избегать дополнительных стимулов для их появления. Если ребенок все-таки увидел такую сцену, спокойно объясните ему, что это было, и что вы только наблюдали это, но никак с этим не связаны и не участвовали в этом. Это лучше чем постараться быстро отвлечь и развлечь ребенка

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия - когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы - «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. Фразы типа «смотри, какая большая собака, не бойся, она не кусается" могут вызвать страх собак. Лучше сказать «смотри какая большая собака. Очень красивая. Давай поздороваемся с ней». И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

Советы для родителей «Страхи и пути их преодоления в раннем детском возрасте»

Страхи

Что делать

Боязнь внезапного шума 

Успокоить малыша, не оставлять его одного. Исключить внезапные резкие звуки 

Боязнь    быстрых   перемещений     в пространстве 

Возникает в тех случаях, когда родители слишком кружат или катают на качелях. Ребенку в раннем возрасте особенно нужна твердая опора кроватка, коляска, объятия родителей. 

Страх разлуки, боязнь чужих 

Игра в прятки, когда мама прячется за креслом или диваном, а потом обязательно появляется, поможет малышу справиться с его опасениями «потерять» маму. Для того чтобы снизить боязнь чужих людей, лучше не оставлять ребенка с незнакомыми ему людьми, а если к вам пришли гости, побудьте вместе с малышом. 

Боязнь купания 

Ребенок боится не воды, а её свойств: текучести, температуры и т. д. Для того чтобы ребенок справился с неприятными переживаниями по отношению к воде, необходимо во время купания брать с собой любимые игрушки, играть с ними в воде - обязательно при активном участии родителей. Если ребенок не проявляет особых симпатий к воде, его не нужно насильно «учить плавать» и т. д. Важно следовать за ребенком, понимать что для него сейчас актуально, готов ли он ос- 

Страхи,  связанные         с опытом 

Особое внимание родители должны уделить взаимодействия с различным опытом. Поведению на дороге и в других опасных местах, взаимодействию с объектами окружающей среды. Ребенок в это время усваивает новый мир (лестницы, животные) всевозможные препятствия, которые необходимы ему, чтобы преодолевать сложные и опасные ситуации в будущем. 

Страх приучения к горшку 

В это время ребенок считает, что моча и кал, с которыми он расстается, - неотъемлемая его самого, и то, что эти части исчезают. Это сопряжено с переживанием. Чтобы переживания не становились негативными, не следует сразу выливать содержимое горшка в канализацию, лучше сделать это немного позднее. Можно также поддерживать игры ребенка с любимыми игрушками, которые «ходят на горшок». Это позволит малышу «проиграть» ситуации с горшком и избавит его от ненужных опасений. 

Боязнь клоунов и масок 

В этом возрасте активно формируется фантазия, и ребенок, видя совершенно фантастического персонажа с утрированными частями тела и выражением лица, может сильно перепугаться. Для того чтобы такой страх не появился, важно водить малыша на различные представления и театрализованные мероприятия, где он увидит самых невероятных героев. Помимо этого когда родители или кто-то из знакомых, устраивая детский праздник, надевают костюмы и маски, ребенок по окончании представления должен убедиться, что под маской не скрывается чудище, что это всего лишь переодетый папа или соседка по площадке. 

Страшные сны 

Единожды увидев страшный сон, малыш может в дальнейшем активно придумывать различные предлоги для того, чтобы вообще не ложиться спать или хотя бы оттянуть этот момент как можно дольше. Он может просить попить, в туалет или чтобы с ним еще немного посидели или прочитали «последнюю сказочку»... Чтобы не снились страшные сны, предложите ребенку заказать хороший сон. А заказ в виде рисунка или записки положить под подушку. Перед сном можно почитать ребенку комикс, добрые сказки. 

Страх перед грозой 

Громкие раскаты грома, яркие вспышки молнии зачастую пугают и взрослых, а для малыша они просто катастрофически. Важно поговорить с ним, переключить его внимание на что-то приятное. Если гроза случилась ночью, можно разрешить ребенку спать с родителями или просто побыть с ним, пока он не заснет. 

Страх перед чудовищами и темнотой 

Основная идея такова: важно, чтобы все чудища превратились в неопасных, слабых или хороших. В этом помогут «магические» мечи, снадобья или заклинания, которые делают ребенка неуязвимым. Здорово, если удастся провести параллели с сильными и отважными героями, побеждающими всякую нечисть. Малыш должен поверить в свою силу, храбрость и безопасность. Игрушки-помощники тоже могут помочь. Монстры обычно живут только в темноте, под кроватью или в шкафу, можно неплотно закрывать дверь комнаты или оставлять приглушенный свет. 

Страх перед детским садом 

Этот страх почти всегда связан с конкретной ситуацией дома или в детском саду. Малыш, возможно, не хочет «отпускать» маму, ему может не нравиться строгая воспитательница, может быть, кто-то из ребят дразнит его, или ему не нравятся занятия и шумная обстановка. Необходимо разобраться в том, что является причиной. Поиграйте с ним, пусть малыш исполняет роль взрослых, а родители роли детей. Конечно, необходимо расспросить и воспитателя и самого малыша. Когда причина ясна, ее легче устранить. 

Страшные сцены          в фильмах 

Телевидение изобилует различными страшными сценами даже в мультфильмах. Чтобы исключить просмотр таких сцен, родители должны тщательно выбирать программу передач и устраивать совместные просмотры. Важно обсудить с ребенком просмотренное, отметив, что происходящие в фильмах события - вымышленные. 

Боязнь    животных 

Чаще всего дети боятся собак. Большую разозлившуюся собаку действительно испугается кто угодно, да и сами родители часто демонстрируют опасения, связанные с собаками. Один из способов избавиться от страха - завести собаку. Но также необходимо рассказывать о повадках животных, о том, как собаки помогают людям и как с ними надо обращаться. И конечно, родителям в первую очередь необходимо справиться со своей неприязнью к животным если она есть. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Как преодолеть страхи детей - детские страхи»

Детские страхи встречаются часто. Кто-то боится собак, кто-то темноты. И важно своевременно помочь ребенку. Важно научить его стравляться с боязнью. И для этого написана данная статья. В ней вы ...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...