Роль сказки в речевом развитии детей
методическая разработка (младшая группа) на тему
Роль сказки в речевом развитии детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_rechevom_razvitii_detey.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сказки в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.
Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой ». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.
Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети, к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это лег -ко и просто.
Иными словами сказка - это особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным».
А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей раннего возраста?
Речевое развитие детей с помощью сказки.
Общение с фольклором активно развивает речь ребенка.
Пальчиковые игры с проигрыванием текстов, потешек - это средство и массажа рук, и развития мелкой моторики, что напрямую связано с развитием речи.
Конечно, в год или в два ребенок не может понять всего смысла, заложенного в содержании потешек, но несколько раз прозвучавший текст закладывается в кладовую его памяти.
В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному.
Подборка упражнений, их интенсивность, количество и степень сложности варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Можно использовать следующие потешки: - «Водичка, водичка...» - «Ладушки, ладушки!..» - «Сорока – сорока…» - «Пальчик-мальчик...» - «А, баиньки-баиньки...» - «Идет коза рогатая...» У малышей уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказать снова и снова. Они быстро запоминают текст и все больше интересуются картинками. Когда дети запоминают сказку достаточно хорошо, можно попросить их самих ее рассказать. Это и будет началом их умения рассказывать сказки.
Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире.
Слушая их, дети:
- учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом государстве» и т.д.;
-знакомятся с новыми для них персонажами, предмета ми быта, обычаями и др.;
-овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи.
Постепенно, по мере развития речи, дети становятся все более вовлеченными в мир выдуманных историй, они любят рассматривать и перелистывать страницы книг, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов и повторяя некоторые знакомые фразы. Они осваиваются с книгами и постепенно становятся уверенными «читателями».
Взрослые могут помочь детям, побуждая их показать картинки, ответить на поставленный вопрос, повторить фразу, имитируя звуки животных и т.д.
Позволяя ребенку самостоятельно выбрать книгу, вы поможете ему сохранить чувство независимости.
Детям раннего возраста доступны пониманию сказки:
Народные:
-«Курочка Ряба» (обр. К.Ушинского);
-«Репка» (обр. К.Ушинского);
-«Колобок» (обр. К.Ушинского);
-«Теремок» (обр. М.Булатова);
-«Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого).
Авторские:
-«Курочка» Е..Чарушина;
-«Петушок с семьей » К.Ушинского.
Сказка и ОБЖ.
Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев.
Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой урок могут извлечь из сказок дети? «Волк и семеро козлят»- нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок»- нельзя уходить из дома без разрешения, и т.д.
Сказка в системе экологического воспитания.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста - заложить первые представления и ориентиры о мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные-живые существа, они дышат, пьют воду, рас тут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.
Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, а воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.
Примерные сказки для детей:
«Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилось с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давай те позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку...»
«Жило-было Солнышко. Оно было желтое-прежелтое и любило все желтое. Поэтому солнышко подружилось с желтым одуванчиком…
Формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать способствуют заклички и другой литературный материал.
Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко-ведрышко, взойди поскорее», «Дождик - дождик, пуще», «Радуга-дуга, не давай дождя!», «Иди, весна, иди, красна» и др.
Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказки в речевом развитии детей
Сказка – незаменимый инструмент формирования речи и личность в целом. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которог...
Презентация - Роль сказки в речевом развитии детей
Презентация - Роль сказки в речевом развитии детей...
Описание опыта работы по теме «Роль сказки в речевом развитии детей»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Роль сказки в речевом развитии детей»...
Роль сказки в речевом развитии детей
Для родителей, воспитателей...
Роль сказки в речевом развитии детей раннего возраста.
Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить....
Консультация для родителей « Роль сказки в речевом развитии детей 4-5 лет»
В представленном материале дано описание приемов и методов работы со сказкой, используя ее в развитии речи детей4-5 лет....
Онлайн-консультация «Роль сказки в речевом развитии детей первой младшей группы»
Онлайн-консультация «Роль сказки в речевом развитии детей первой младшей группы»...