Консультация для родителей « Роль сказки в речевом развитии детей 4-5 лет»
консультация (средняя группа)
В представленном материале дано описание приемов и методов работы со сказкой, используя ее в развитии речи детей4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
« Роль сказки в речевом развитии детей 4-5 лет»
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка – одно из первых литературных произведений в жизни ребенка. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, учится сопереживать , обогащает свой духовный мир, развивает мышление и фантазию. Она дарит детям радость и является одним из самых эффективных способов развития речи , в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учит, играя. Поэтому сказка должна стать неотъемлемым элементом и средством в развитии детей.
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием она пользуется в художественно- речевой деятельности. Являясь эффективным средством и методом развития речи детей , сказка помогает ребенку передать свои мысли, эмоции, переживания, вырабатывает у детей художественный вкус, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства языка. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции. Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь.
К сожалению сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности , интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы.
В сказке идет активизация разных сторон речи ребенка :
- словаря
- грамматического строя
- диалогической и монологической речи
- совершенствование звуковой стороны речи.
В работе со сказкой для развития речи используют разные приемы и методы Умение задавать вопросы
Через сказку можно учить детей задавать вопросы сказочным героям.
Конструирование слов, словосочетаний и предложений
Для этого нужно:
- придумывать несколько однокоренных слов ( например: лес – лесок, лесной, лесовик ; зима – зимний , зимовье , зимовать; мороз – морозить, морозный , заморозить , морозилка ; олень – олений , олененок, оленина.)
Новое название
Придумывать новые названия известных сказок, не искажающих идеи произведения . ( Например, сказке « Теремок» можно дать такие названия , как « Дружный домик», « Домик для зверей», « Как медведь разрушил дом» )
Новые персонажи
В произведение можно ввести нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.
Словотворчество
Для развития словотворчества можно использовать следующие приемы:
- найти ласковые слова ( рукавичка , лисичка , Хаврошечка , Дюймовочка )
- найти грустные слова, красивые, сказочные слова
- сочинить длинное слово ( образование сложных слов : например , про лису: длиннохвостая, пушистохвостая ; Буратино – длинноносый ; оловянный солдатик – одноногий )
определить « лишнее слово» (называется несколько слов , которые встречается в сказке, но одно из них не относится к этой сказке, значит , оно лишнее. Например, лиса, заяц , избушка , дворец , собака, петух. Лишнее слово : дворец.
Интервью
Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру- задание « Интервью». А кто берет интервью, кто его дает , по какому поводу – зависит от сюжета сказки.
Повторное чтение
Во – первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас, а во – вторых, читая книгу каждый раз по разному, вы способствуете развитию более качественной речи детей.
Салат из сказок (« Сказки перепутались» )
Предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки.
Изменение конца сказки
Например, мало кому нравится грустный конец сказки « Колобок». Попробуйте переделать сказку так , чтобы конец сказки стал веселым.
Рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения
Иногда детям кажется, что любимая сказка быстро закончилась или они просят почитать или рассказать ее еще. А вы попробуйте продолжить ее, тем самым продлив удовольствие детей от слушания сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии детей»
Начиная с дошкольного возраста мы, взрослые знакомим детей с литературным искусством. Еще в младенчестве, многие из Вас читали деткам потешки, рассказывали сказки, пели колыбельные. Психологи предлага...
Консультация для родителей "Роль книги в речевом развитии детей"
Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о ч...
Консультация для родителей "Роль книги в речевом развитии детей"
Материал для родителей о роли книги в развитии речи детей....
Консультация для родителей "Роль книги в речевом развитии детей»
Консультация для родителей "Роль книги в речевом развитии детей»...
Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии детей»
Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей...
консультация для родителей "Роль сказки в речевом развитии младший дошкольников"
консультация для родителей о роли сказок в развитии речи детей...
Консультация для педагогов «Роль сказки в речевом развитии детей».
Консультация для педагогов «Роль сказки в речевом развитии детей»....