Консультация для родителей и воспитателей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Поликультурный ребенок в современном ДОУ»
Воспитать положительное отношение к самому факту
существования разных народов, языков, культур,
понять, что мир прекрасен в своем многообразии
и встреча с любой из культур дарит радость открытий
Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует поликультурное воспитание дошкольника. Если эти этапы будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей, наши выпускники станут достойными представителями своего народа и своей страны. Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средству воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими изменениями.
Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребенка понимать богатое многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.
Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих дошкольного образования, повышения требований к овладению мировым культурным наследиям и иностранным языкам.
В рамках поликультурного образования ребенка дошкольника в детском саду мы опираемся на базовые национальные ценности.
Базовые национальные ценности и содержание:
1.Патриотизм
Любовь к родине (России), к российскому народу, малой родине (краю, городу)
2.Семья
Любовь, доброта внутри семьи, семейные традиции, уважение к родителям, близким родственникам, забота о старших и младших в семье
3.Труд и творчество
Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость
4.Наука
Ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
5.Искусство и литература
Красота, гармония, духовный мир человека (эмоции, чувства, душевное состояние).Эстетическое и этическое развитие
6.Природа
Родная земля, планета Земля, заповедная природа, забота и защита природы, экологическое сознание
7.Человечество
Мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества (изобретения)
При выстраивании работы с детьми педагогические работники опираются на основные принципы поликультурного образования:
Принцип и основополагающие положения:
1.Нравственного примера педагога
Педагог выступает в любой ситуации развития ребенка примером, образцом для подражания. В педагоге ребенок видит партнера, он реагирует на эмоциональные проявления с его стороны, перенимает способы поведения с окружающим социумом.
2.Социально-педагогического партнерства
Для решения целей и задач поликультурного образования необходимо комплексное воздействие на ребенка со стороны общественных институтов: семьи, учреждений культуры, СМИ. Необходимо устанавливать партнерские взаимоотношения с различными образовательными и культурными организациями с целью выстраивания единой линии в реализации задач поликультурного образования (сотрудничество и взаимодействие).
3.Индивидуально-личностного развития
В рамках поликультурного образования ребенка дошкольника должна осуществляться педагогическая поддержка самоопределения личности, развития способностей, талантов каждого отдельного ребенка, передача знаний, умений и навыков и основных компетенций, необходимых для успешной его социализации.
4.Интегративности программ поликультурного образования
Поликультурное образование дошкольников должно осуществляться через специфические виды детской деятельности с учетом возраста, а именно через игровую, коммуникативную, творческую, экспериментальную деятельность. Поликультурное образование должно осуществляться в рамках основных образовательных областей в развитии личности ребенка дошкольника.
Содержание поликультурного образования дошкольников базируется на основе содержания в рамках образовательных областей примерных основных образовательных программ ДО «От рождения до школы», парциальных программ и технологий.
5.Социальной востребованности воспитания и образования
Поликультурное образование будет эффективным, если будет востребованным в жизни ребенка, его семьи, окружающих людей, общества.
Реализация поликультурного образования в дошкольном учреждении.
Россия исконно по составу населения многонациональна, многокультурна, поликонфессиональна. Эта стратегическая линия в федеральной образовательной системе прослеживается в концепции поликультурности.
Поликультурное воспитание - явление относительно новое для России. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Т.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, JIJI. Супрунова, В.Ю. Хотинец и др). Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах таких как: "Закон об образовании", "Концепция государственной национальной политики", «Концепция развития дошкольного и общего образования ОАО РЖД».
В соответствии с Концепцией развития дошкольного и общего образования ОАО РЖД поликультурное воспитание рассматривается педагогическим коллективом детского сада как одно из важнейших направлений в работе. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям разнообразные знания о традициях, быте народов родного края, других стран.
Наши педагоги понимают, что главным источником духовности является народная культура. Ещё на заре цивилизации человек стремился выразить своё понимание жизни и окружающего мира в традициях и обрядах, в песнях и танцах. Фольклорное искусство оптимистично и глубоко целенаправленно. И этот культурный опыт необходимо передавать последующим поколениям, чтобы дети, растущие в условиях цивилизации, получали правильные базовые морально – нравственные ориентиры, а также были готовы к восприятию интегрированной информации о мире, искусстве, обществе и культуре. Посредством такой программы у ребенка формируется толерантное мировоззрение и устойчивая гражданская позиция.
Приобщение детей к национальным традициям, освоение игровой среды, где большое место отводится народным игрушкам, предметом исконного быта, национальным костюмам, хорошо проявляется в детской игре. Оно заметно отличается интересными сюжетами, построением диалогов между персонажами, в которые органично вплетаются танцы и песни коренных народов Дальнего Востока.
Педагоги детского сада бережно хранят традиции и культуру русского народа. Свои знания фольклора, обрядов, игр они с любовью передают детям, которые обогащают ими самостоятельную деятельность.
В связи с обновлением содержания дошкольного образования, мы включились в процесс формирования целостного восприятия у дошкольников культуры народностей Дальнего Востока с помощью ознакомления детей с произведениями дальневосточных и национальных писателей.
Реализуя на практике комплексно – тематические принципы построения образовательного процесса свою работу мы построили через знакомство, изучение, и анализа русского фольклора, проводя параллель между национальными культурами нашего региона.
В свою работу мы включили:
изучение национальной культур народов проживающих на Дальнем Востоке;
знакомство с литературой дальневосточных писателей и поэтов (в свободное время и вовремя непосредственно образовательной деятельности);
знакомство с фольклором;
различные игры – драматизации, спортивные игры, игры соревнования, народные игры, знакомство с играми народов стран АТР;
работа в театральной студии.
В результате этой работы формируется у детей новое, толерантное мироотношение. Безусловно, проблема воспитания толерантности чрезвычайно сложна, динамична и не имеет единственного способа решения. В данном случае национальный фактор повлиял на обновление содержания педагогического процесса.
Были сформулированы задачи:
Расширение представления детей о родном крае.
Ознакомление детей с многонациональной культурой народов Дальнего Востока.
Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения жителей своего города и края.
Формирование представлений детей о Родине – России: элементарные сведения об истории нашей страны, о Москве – столице России, традициях, обычаях, разнообразии народного искусства художественных промыслов.
Формирование гражданской идентичности через развитие интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения.
Знакомство детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями зарубежных стран.
Духовно нравственное развитие на основе формирования представлений о культуре разных народов, воспитание стойкой убежденности о важности мирного существования со всеми народами, значимости культуры других народов для развития цивилизации.
Показателями толерантности у детей младшего дошкольного возраста являются сочувствие и доброжелательный тип поведения, такие личностные качества, как самостоятельное нахождение способов проявления сочувствия к другому ребенку; эмоциональная чувствительность, сопереживание, стремление помочь другому, интерес к художественному образу.
Показателями у детей старшего дошкольного возраста являются толерантный тип поведения, способы культурной компетенции в различных социальных средах; личностные качества: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; критичность и убежденность; инициативность и дисциплинированность; желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим; способность размышлять; готовность действовать, осторожность в конфликтной ситуации, отказ от ненужного риска.
В своей работе я использую различные методы воспитательно-образовательной работы: беседа, игровые ситуации, наблюдения, анализ различных ситуаций (некоторые ситуации обыгрываем через театрализованные игры).
Решаемые задачи:
воспитание у ребенка чувства сопричастности к другим;
воспитание навыков нравственного поведения, умения слушать другого;
потребности проявлять сочувствие попавшему в определенную ситуацию (на примере художественного образа);
формирование способов коммуникаций в процессе проявления доверенности к другому ребенку;
формирование социальных способов самовыражения своего «Я»;
формирование нравственного опыта и усвоение способов демонстрации дружеских отношений и принятие самооценки другого.
Практика показывает актуальность и эффективность моей работы. В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно, дети – это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выраженной агрессии в детских отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Алалия. Что это такое?"
Консультация для родителей и воспитателей речевых групп в доступной форме знакомит с основными характеристиками данного речевого нарушения....
Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"
Консультация для родителей знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....
"Давай поиграем" консультация для родителей и воспитателей
В материале представлены дидактические игры для детей 3-4 лет и старше, так как каждую игру можно использовать с усложнениями. Материал содержит описание и материалы (фотографии), он может быть исполь...
1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"
В первой статье представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР, игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...
Консультация для родителей "Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду"
Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями....
Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"
Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"...
Консультация для родителей и воспитателей "Общение воспитателя с родителями"
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку проблемную семью. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки...