предметно-пространственная среда группы
консультация на тему

Воробьева Ольга Вадимовна

материал содержит сведения о том, как наиболее рационально обустроить пространство группы по современным требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prostranstvennaya_sreda.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ

Традиционно в отечественной дошкольной педагогике было принято зональное деление групп.  Организация  занятий с детьми старшего дошкольного возраста строилась по образцу  школьных уроков, то есть использовалась учебная модель образовательного процесса.

 Поэтому всегда в предметно-пространственной среде выделялась стабильная учебная зона (со столами-партами и доской). Остальное пространство группового помещения очень дробно зонировалось по видам материала, предназначенного для той или иной  конкретной деятельности (зона для строительства, зона для игры с транспортными игрушками, музыкальный уголок, уголок для театрализованной игры и т.п.).

Всвязи с введением ФГОС в дошкольных организациях поменялись принципы устройства пространства групп. Воспитатели понимают, что развитие ребенка в дошкольном возрасте во многом зависит  от предметно-пространственной  среды группы.

Предметно-пространственная среда каждой группы индивидуальна и зависит в первую очередь от интересов и потребностей дошкольников. Поэтому невозможно ориентироваться на единый жесткий стандарт. Исходя из современных требований, воспитатель становится  реальным проектировщиком среды группы.  Создавая предметно-пространственную среду группы, воспитателю необходимо определиться не столько с эстетическими, но и  с функциональными качествами проектируемой предметно-пространственной среды.

На сегодняшний день мы можем говорить о трех группах требований к среде группы.

Первая группа –  требования управленческих структур к организации предметно-пространственной среды образовательных учреждений. Они исходят из сложившейся педагогической традиции, определенной многодесятилетним существованием единой образовательной программы для дошкольной ступени образования и финансовых возможностей организации.

Вторая группа требований –  психологические концептуальные к организации предметно-пространственной среды, исходящие из общих возрастно-психологических тенденций развития и учитывающие современное движение к гуманизации образовательного процесса.  Они  обычно имеют вид рекомендованных  принципов построения развивающей предметной среды, включают такие принципы, как соответствие возрасту, обеспечение активности субъекта, обеспечение эмоциональной и функциональной комфортности, мобильности, вариативности,  зонирования и т.д.

Третья  группа требований к предметно-пространственной среде - «Санитарные правила и нормы» для дошкольных образовательных учреждений (далее –  СанПиН), который во многом противоречит современным теоретическим представлениям о целесообразных формах и содержании образовательного процесса.

По требованиям ФГОС основным принципом в иерархии требований должен быть принцип соответствия предметно-пространственной среды форме и содержанию образовательного процесса. Остальные принципы связаны с реализацией этого основного условия.

Принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности.

Принцип трансформируемости среды– это возможность изменений, позволяющих, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Федеральный стандарт рекомендует следующую модель образовательного процесса:

 1) развивающие занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми  и 2) свободную  самостоятельную  деятельность детей.

Находясь в группе ребенок постоянно находится в деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской. На основе этих видов  деятельности у ребенка развивается и коммуникативная деятельность. Следовательно, для развития всех видов деятельности дошкольника,  необходимо всесторонне развивать предметно-пространственную среды группы. Традиционное зонирование по конкретным видам материалов, с отдельной  стабильной учебной зоной  не годится. И не только потому, что для всего  этого множества «уголков» недостаточно места в групповом пространстве. Дело в том, что нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны –  они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.

На сегодняшний день принято выделять три зоны: 1) зона для спокойной деятельности, 2) зона для  активной деятельности, 3) рабочая зона.

Для детей все зоны обозначены  смысловым наполнением.

Таким образом, мы отказываемся от однозначного соответствия места хранения и пространства использования материалов, от их жесткой привязки друг к другу –  это позволяет  избавиться от традиционно принятой дробности пространства.

Современный подход к расположению уголков изменился, по сравнению с расположением уголков в советских детских садах. Мы можем говорить о следующих изменениях:

  1. Каждая группа примерно разделена на 3 зоны: учебную зону, зону активных игр и зону спокойной деятельности.
  2.  Все уголки в группах мобильны (за ними не столь жестко закреплено  статическое месторасположение, некоторые предметы стали легче, на колесиках, что позволяет перемещать их по пространству группы).
  3. Наполняемость уголков, их функциональное значение так же изменилось ( нет необходимости выделять отдельный стол под книжный уголок  и изоуголок, не надо выделять отдельное место для уголка трудового воспитания, не обязательно одновременно устраивать все сюжетные уголки сразу, т.к. они легко трансформируются в зависимости от  их наполнения и взаимозаменяются).
  4. Более активное использование навесных полок  и взаимозаменяемость сюжетных игровых уголков позволяет освободить  большее пространство для самостоятельной деятельности дошкольников.

Учебная зона включает в себя столы, за которыми дети занимаются, принимают пищу, занимаются самостоятельной деятельностью.

Зона активных игр занимает самую большую площадь группового пространства. Она застелена ковровым покрытием и включает в себя следующие уголки:

  1. Уголок  театрализованной деятельности – в нем находятся игрушки «бибабо» по  русским народным сказкам ( «З медведя», «Курочка Ряба» и т.д.»)
  2. Уголок  «Ряжения» и ролевых игр -  часто располагается рядом с   уголком  театрализованной деятельности, в нем находятся предметы одежды для переодевания и предметы декора (сарафаны, платки, штанишки, сумочки, шарфики, боа…)
  3. Уголок  физического развития – находится в группе, удаленно от других уголков в зоне активных игр. В нем располагаются как методические материалы для воспитателей  ( описание игр), так и оборудование для  детских спортивных игр ( канат, кегли, мячики, кубики, обручи…)
  4. Сюжетные игровые уголки « парикмахерская», «больница» « магазин»,  «мастерская», «автобаза», «домашняя комната», «кухня» - они располагаются в зоне активной деятельности и оснащены  соответствующими предметами  ( машинки, рули, игровая  посуда,  набор инструментов, набор овощей, фруктов, касса, набор парикмахера, набор доктора …)
  5. Уголок (безопасности) по правилам дорожного движения – расположен на стыке  активной  и спокойной зон, часто рядом с «автобазой» и «мастерской». Представляет собой мобильный стол, на поверхности которого нарисованы дорога с набором подвижных домов, машинок, дорожных знаков.
  6. Уголок конструирования - располагается на стыке зоны активных и спокойных игр. Представляет собой мобильную тумбу с различными видами конструкторов ( «Лего», пластмассовый и деревянный конструктор и предметные игрушки для  их обыгрывания – фигурки людей, животных, машинки…)

Зона спокойных игр чаще расположена рядом с учебной зоной и включает в себя следующие уголки:

  1.  Книжный уголок – располагается рядом с учебной зоной. Представляет собой ряд навесных полок, на которых располагаются  детские книги ( которые меняет воспитатель в зависимость от сезона, юбилейных дат детских писателей, от интереса детей) и детские кресла, в которых дети могут посидеть с книгой.
  2. Изо - уголок -  он расположен в зоне спокойной деятельности, часто недалеко от книжного уголка. Представляет собой ряд навесных полок, на которых выставлены либо материалы (предметы) по народно-художественному творчеству, либо детские работы и изоматериалы для самостоятельной деятельности детей                ( карандаши, фломастеры, бумага для рисования и цветная, пластилин, доски для лепки, трафареты для рисования…)
  3.  Уголок  развивающих и настольно - печатных игр – Представляет собой мобильную тумбу, в которой подобраны игры в соответствии с возрастом дошкольников ( лото, домино, мозаика, «бродилки»…)
  4. Уголок экспериментирования – расположен рядом с учебной зоной. Представляет собой тумбу, в которой подобраны материалы для экспериментирования                  (трубочки, мерные весы, баночки…), природные материалы ( шишки, каштаны, гербарий…), живые комнатные цветы, предметы ухода за ними ( лейки, тряпочки, палочки для рыхления…), материалы (тряпочки) для детской самостоятельной трудовой деятельности.


               

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ

ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.Образовательная программа дошкольной образовательной организации форм...

Представление опыта: «Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ»

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:-п...

Концепция построения предметно-пространственной развивающей среды группы.

Концепция построения предметно-пространственной развивающей среды....

Образовательная предметно-пространственная развивающая среда группы

Образовательная предметно-пространственная развивающая среда группы №7 МБДОУ д/с №8 "Звездочка"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11311823","attributes":{"alt":"","class":"media-image"...

Предметно-пространственная развивающая среда группы "Аленький цветочек"

Представлена предметно-пространственная развивающая среда группы "Аленький цветочек"...

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды группы

Представлены материалы по содержанию и оборудованию предметно-пространственной развиающей среды группы...

Предметно-пространственная развивающая среда группы "Солнышко"

Развивающая среда в нашей группе организована в соответствии с требованиями программы и позволяет каждому ребенку возможности для его всестороннего развития. Групповая комната усло...