"Ребенок-ураган" или "Как работать с гиперподвижными детьми?"
консультация на тему
Советы педагога-психолога для педагогов о том, как построить свою работу с гиперподвижными детьми, требующими огромного количества физических и душевных сил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pedagogov.docx | 57.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ребенок – ураган» или «Как работать с гиперподвижными детьми?»
Советы психолога педагогам
Работа с гиперподвижными детьми очень сложна, требует много физических и душевных сил, чёткой организации, но такой, которая бы не подавляла активность ребёнка, а помогала ему в усвоении правил поведения знаний, навыков.
Можно выделить 3 направления этой работы:
1.Снятие напряжения и излишней двигательной активности.
Для гиперподвижных детей самым важным является зрительный, тактильный контакт. Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей - пустой звук. Поэтому необходимым считаем на занятиях посадить такого ребенка за первым столом или рядом с воспитателем. Это позволит поддерживать с ним постоянный зрительный контакт. Когда спустя несколько минут нашему “урагану“ уже не будет сил сидеть, он начнет вертеться, мешать другим ребятам, достаточно подойти к нему, молча положить на плечо руку, погладить по плечу или слегка похлопать. Непоседа на какое-то время успокоится.
Часто воспитатели наблюдают картину: как гиперподвижный ребенок несётся за кем-то из детей, полный гнева. В таком случае можно прижать его к себе со словами: «Давай с тобой подышим и посчитаем вдохи». И ребёнок отвлечется.
В качестве лечения детям с гиперподвижностью показана физкультура. Она успокаивающе действует на нервную систему ребёнка, помогает выработать правильную координацию движения, восстановить поведенческие реакции.
Во время прогулки, если непоседа перевозбудился, можно попробовать вовлечь его в лёгкий бег: «Давай с тобой пробежимся по площадке». Во время бега можно менять его виды: змейкой, челночный бег и т.д. После бега нервное напряжение оставляет ребёнка.
Так как гиперподвижные дети часто страдают так называемой дизритмией – у них с трудом устанавливается суточный биоритм, они плохо засыпают, с трудом просыпаются, во время дневного сна целесообразно сидеть рядом с таким ребёнком, держа его за руку или поглаживая плечико, голову, пока он не уснёт.
2.Тренировка внимания.
Поскольку для гиперподвижных детей характерны также нарушения внимания и самоконтроля, важно с ними проводить простые игры на развитие данных функций.
В этом хорошо помогают игры с правилами. Причём, игры и правила к ним лучше придумывать самим. Например: отбить о землю мяч, поймать его, хлопнуть в ладоши, поймать, снова отбить и т.д. Побеждает тот, кто не собьётся с ритма.
Вот пример ещё одной игры: добежать до противоположного конца площадки, 3-5 раз присесть и возвратиться. Любая игра должна заканчиваться на положительной ноте. Ребёнку обязательно надо дать почувствовать, что прилагая определённые усилия, он может со всем справиться.
Хорошо также тренируют внимание такие игры, как «Назови всё деревянное в комнате», «Назови всё зелёное», «Море волнуется», «День и ночь», «Что изменилось?», «Лабиринты», «Найди отличия», «Найди лишнее», «Внимание, фотографируем» (произносятся слова: «Внимание, фотографируем» и ребёнку показывается сюжетная картинка. Ребёнок её 3-5 секунд рассматривает. Картинка убирается. Ребёнок должен запомнить как можно больше предметов, изображённых на картинке).
Важно призывать ребёнка поддерживать во всём порядок. Тогда как беспорядок и раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперподвижного ребёнка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания, для того чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В то же время беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться.
После прогулки (впрочем, как и в течение всего дня) необходимо привлекать ребёнка к себе в помощники (попросить его навести порядок в своем шкафчике, помочь и другим детям навести такой же отличный порядок)
Игрушки советуем убирать с гиперподвижным ребёнком вместе, при этом давая ему небольшие поручения (сложить в коробку кубики, пока воспитатель убирает машинки).
3.Снижение импульсивности.
Мысли ребенка – «урагана» хаотичны. Они порхают с одного предмета на другой, подолгу ни на чём не задерживаясь. Педагогу важно увидеть тот момент, когда его что-то заинтересовало и постараться удержать его внимание на этом предмете, объекте как можно дольше, расспросить, чем заинтересовал его этот предмет, предложить описать его детали как можно подробнее.
Конечно, все перечисленные мероприятия не избавят ребёнка от гиперподвижности, но несомненно позволят педагогам держать ситуацию под контролем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми4-5 лет в группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения.
Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми4-5 лет в группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения....
Памятка для воспитателей "Этапы индивидуальной работы с детьми2
индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьиров...
Планирование образовательной работы с детьми2-3лет на прогулке
В материале представлены разные формы работы с детьми2-3 лет на прогулке :целевые прогулки ,наблюдения, экспериментирование, элементарная трудовая деятельность,подвижные игры....
«Мои приемы работы с гиперподвижными детьми»
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - дисфункция центральной нервной системы головного мозга, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памя...
Мои приемы работы с гиперподвижными детьми
Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального ребёнка, соответствующего возрасту его развития невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностьюБольшинство исс...
Конспект образовательной деятельности с детьми2-3 лет «Наши пальчики» (по развитию мелкой моторики рук у детей)
Конспект образовательной деятельностис детьми2-3 лет «Наши пальчики»(по развитию мелкой моторики рук у детей) Интеграция образовательных обла...
Игры с детьми1 младшей группы в адаптационный период
Игры с детьми1 младшей группы в адаптационный период...