Педсовет: «МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО»
учебно-методический материал на тему
Подготовила и провела старший воспитатель: Воротникова Т.Г. МБДОУ№39 «Сказка» г Кызыл
ДЕВИЗ: «Математика…выполняет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного» Аристотель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педсовет: «МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО» | 43.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет: «МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО»
Подготовила и провела старший воспитатель: Воротникова Т.Г. МБДОУ№39 «Сказка» г Кызыл
ДЕВИЗ: «Математика…выполняет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного» Аристотель
Материал: фишки желтого и красного цвета, кроссворды, черный ящик, кубик –рубик.
Организационный момент
- Без математики, друзья,
Никак нам не прожить:
Ничто не сможем посчитать,
Ничто нельзя сравнить.
- Нам математика дана
Уж много сотен лет.
Ведь даже мамонтов считал
Древнейший человек.
Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и отправимся в путешествие.Посмотрите на своего соседа слева, подумайте и скажите: «Почему вы берете друг друга в путешествие? А ответ начните со слов «Я беру тебя с собой, потому что ты…»
Игра « Я беру тебя с собой, потому что ты…»
Ведущий: Какая замечательная команда у нас собралась! Получайте билеты и занимайте места, согласно их цвета( на две команды). Ну вот и все готово. Садитесь поудобнее. Сейчас мы рассмотрим такую тему, как:
Слайд №1 "Совершенствование мастерства педагогов в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"
Воротникова Т.Г. старший воспитатель МБДОУ№39
Согласно ФГОС ДОк структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познавательное развитие» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». (Слайд 2). Кроме того, если мы обратимся к компетентностямребенка, которые согласно ФГОС должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие: (Слайд 3).
- «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели»
- «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, … может преобразовывать способы решения задач (проблем)»
- «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».
Понятно, что ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности (алгоритмы), не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи.
Согласно ФГОС ДОвся образовательная деятельность строится по принципу интеграции. Но наши занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того мы обязательно используем оздоровительные технологии, - то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области.
Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе и всестороннего развития ребёнка.
Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией.Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.
Основные математические понятия вы видите на экране. (Слайд 4)
- множество;
- число;
- счётная и вычислительная деятельность;
- величина;
- геометрические фигуры;
- время;
- пространство.
Очень важно в этих понятиях хорошо разбираться, понимать их, так как «небрежное обращение с научными терминами обычно оборачивается против тех, кто не утруждает себя поиском их точного толкования». (Слайд 5)
Множества рассматривают как набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством.
Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества.
(Слайд 6) Число – это общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение.
Цифры — система знаков (“буквы”) для записи чисел (“слов”) (числовые знаки). Слово “цифра” без уточнения обычно означает один из следующих десяти знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т.н. “арабские цифры”). Сочетания этих цифр порождают дву-(и более) значные числа.
(Слайд 7) Счётная деятельность рассматривается как деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности.
(Слайд 8) Вычислительная деятельность – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания. Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью. Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний.
(Слайд 9) Величина – это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов.
Прямого ответа на вопрос “что такое величина?” нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т.д.
Величина обладает 3 свойствами:
1) сравнимость, осуществляемая:
- наложением,
- приложением,
- измерением с помощью условной мерки,
- сравнением на глаз.
2) относительность – зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве.
3) изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины.
Каждый предмет имеет своё родовое предназначение. Он может изменять свои размеры, не меняя своей сущности.
(Слайд 10) Геометрическая фигура – абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме.
Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством.
Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник…) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус...), которые ещё называют геометрическими телами.
Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями.
Что же такое геометрическая ФОРМА?
Форма – это очертание, наружный вид предмета.
Форма (лат. forma - форма, внешний вид) – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а так же взаимное расположение точек линии.
(Слайд 11) Время – это философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия.
Время имеет свойства:
- текучесть (время не остановить)
- необратимость и неповторимость
- длительность.
(Слайд 12) Пространство - это такое качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния.
Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности.
(Слайд 13) –Итак, первое колечко в нашей пирамидке
Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.
(Слайд 14) Разминка: назвать пословицы и поговорки, где есть цифры «1 и 2» команда №1: «2», команда№1: «1»
Команда №2 – цифра 1
- Одна весна на Родине лучше, чем сто вёсен на чужбине.
- Одна пчела много мёду не натаскает.
- Одно дерево срубишь- десять посади.
- Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
- Одна правда на свете живёт.
- Один раз не в счёт.
- Один в море – не рыбак.
- Одна рука узла не вяжет.
- Один пашет, а семеро руками машут.
- Одна голова на плечах.
- Одна нога тут, другая там.
- Одна мудрая голова ста голов стоит.
- Одна пчела лучше, чем рой мух.
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- На одном месте и камень мхом зарастает.
- Одно сегодня лучше двух завтра.
- Одной рукой и узла не завяжешь.
- От одного слова да навек ссора.
- У ежа одна сила – колючки.
- Одному ехать и дорога длинна.
- Раз солгал- навек лгуном стал.
- Трус умирает сто раз, а герой – один раз.
- Один в поле не воин.
Команда №1 - цифра 2
- Две пары сандалий сразу не наденешь.
- Двух правд не бывает.
- Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
- Как две капли воды.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
- Лентяй дважды работает.
- Между двух огней.
- Не может связать двух слов.
- Ни два, ни полтора.
- Убить двух зайцев.
- Уплетает за обе щёки.
- Бабушка надвое сказала.
- Второе дыхание.
- Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
- За одного битого двух небитых дают.
- Из двух зол выбирают меньшее.
- Старый друг лучше новых двух.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Горе на двоих- полгоря, радость на двоих – две радости.
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- От горшка два вершка.
- Палка о двух концах.
- Сидеть меж двух стульев.
- Скупой платит дважды.
Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
(Слайд 15) Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
НОД рекомендуется проводить в середине недели (вторник, среду) и сочетать их с занятиями по ИЗО, МУЗО, ФИЗО.
(Слайд 16) К занятиям необходимо тщательно готовиться:
- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,
- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.)
Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие, и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях.
При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.
На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: Какие? (Высказывания педагогов).
Давайте разберёмся в этих задачах. (Слайд 17)
1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),
2) развивающие – что развивать, закреплять:
- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,
анализ, синтез).- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение,
3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),
4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
Таким образом, второе колечко модели успешного занятия –
Готовность воспитателя к занятию. (Слайд 18)
Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются в НОД по ФЭМП? (Ответы воспитателей)
Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…
(Слайд 19)
Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Так же используются:
- разъяснения (как выполнить данную задачу),
- указания воспитателя (в основном с детьми),
- план действий старшего дошкольного возраста.
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Наглядные методы.
- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.
- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
Таким образом, третье колечко Пирамидки успешного занятия –
Выбор оптимальных методов и приёмов. (Слайд 20)
Разминка (Слайд 21):
Умственная разминка «МУДРЁНЫЕ ВОПРОСЫ» на быстроту и внимательность.
Педагогам 1 команды:
1. Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей)
2. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать.)
3. Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара.)
4. Мама связала своим детям три шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей.)
5. Четыре мальчика и две девочки скатали по одному снежному комку и слепили снеговиков. Сколько морковок для носа и угольков для глаз принесла им воспитательница? (Если каждый снеговик состоит из трех комков, то воспитательница принесла две морковки и четыре уголька.)
Педагогам 2 команды:
1. В бочонке – 10 ложек мёда. Сколько детей может отведать этот мёд? (обратить внимание, что не сказано, по сколько мёда получит каждый ребёнок).
2. Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше).
3. Одно яблоко разделили поровну между 2 девочками, а второе – поровну между 4 мальчиками. Кто из детей получил большую часть? (девочки)
4. В 12 ч. ночи шёл снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (нет, т.к все происходило ночью)
5. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (пройдёт 2 года, следовательно, брату будет 8 лет).
(Слайд 22) Давайте вернёмся к наглядным методам обучения.
Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.
Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.
Материал должен быть различным на каждом занятии
Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)
Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)
(Показать образцы демонстрационного и раздаточного материала)
Итак, четвёртое колечко нашей модели – Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала. (Слайд 23)
Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой?
Следующая разминка называется “просклоняй числительное” (548 и 387) (Слайд 24)
Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Математический словарь можно взять в “Программе”, а так же в книге Метлиной Л.С. “Математика в детском саду”
Образец речи воспитателя – основной приём.
Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком
Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя
Многократное упражнение детей.
(Слайд 25) Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.
По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.
Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.
Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме
Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.
Итак, пятое колечко – Грамотная речь воспитателя (Слайд 26)
На экране вы видите, как выглядит
модель успешного занятия по ФЭМП. (Слайд 27)
И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.
Предлагаю умственную паузу:
ГЕЙМ «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
Этот предмет изобрел в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться (их количество равно 43 252 003 274 489 865 000). Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект к нему еще пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после безрезультатных попыток (кубик Рубика)
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ»
Решение кроссвордов
- Результат сложения
- Приём установления равенства групп предметов
- То, что нас окружает
- Геометрическая фигура
- Структурная часть арифметической задачи
- Совокупность групп предметов
- Единица длины
- Математический знак
- Арифметическое действие
- Графическое выражение числа
1 | с | у | м | м | а | |||||||
2 | н | а | л | о | ж | е | н | и | е | |||
3 | п | р | о | с | т | р | а | н | с | т | в | о |
4 | т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к | |
5 | в | о | п | р | о | с | ||||||
6 | к | о | л | и | ч | е | с | т | в | о | ||
7 | с | а | н | т | и | м | е | т | р | |||
8 | м | и | н | у | с | |||||||
9 | с | л | о | ж | е | н | и | е | ||||
10 | ц | и | ф | р | а |
Решение кроссвордов
- Результат вычитания
- Приём установления равенства групп предметов
- То, что нас окружает
- Геометрическая фигура
- Структурная часть арифметической задачи
- Совокупность групп предметов
- Единица длины
- Математический знак
- Арифметическое действие
- Условная единица измерения
1 | р | а | з | н | о | с | т | ь | ||||
2 | п | р | и | л | о | ж | е | н | и | е | ||
3 | п | р | о | с | т | р | а | н | с | т | в | о |
4 | к | в | а | д | р | а | т | |||||
5 | у | с | л | о | в | и | е | |||||
6 | к | о | л | и | ч | е | с | т | в | о | ||
7 | м | е | т | р | ||||||||
8 | п | л | ю | с | ||||||||
9 | в | ы | ч | и | т | а | н | и | е | |||
10 | м | е | р | к | а |
Завершая семинар, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.
Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.
А сегодня на семинаре мне понравилось, что педагоги были активными,
Одни привели много примеров пословиц и поговорок, у других получалось быстро составить кросворд. Семинар подошёл к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Интересные вопросы-интересные ответы"
Интересные вопросы-интересные ответы....
Презентация к педсовету: «МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО»
Презентация к Педсовету: «МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО»...
Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"
Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...
Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...
Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошко...
Выступление на педсовете "Математика-это интересно!"
laquo;Математика…выполняет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного» Аристотель...
Доклад на педсовете «Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)
Доклад на педсовете«Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)...