Методика проведения краеведческой работы в ДОУ
консультация на тему
Главной целью дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
· Познакомить с историей и современностью нашего города;
· Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города;
· Развивать стремление как можно лучше знать свой город;
· Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи;
· Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_vospitateley.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
Методика проведения краеведческой работы в ДОУ
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.
К.Паустовский
Краеведение для меня- это отправная точка увлекательного путешествия в бурное геологическое и историческое прошлое; стартовая площадка для полета фантазии о будущем. О будущем человека, его семьи, его города
Я, работая в детском саду, рассматривая одну из составных частей нравственно- патриотического воспитания – краеведение, столкнулась с тем, что материала для дошкольников очень мало. Именно тогда стала подбирать необходимый материал.
Главной целью дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
· Познакомить с историей и современностью нашего города;
· Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города;
· Развивать стремление как можно лучше знать свой город;
· Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи;
· Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
1. Воспитательно- образовательная деятельность
А) формы проведения занятий:
· Тематические беседы;
· Экскурсии;
· Игра;
· Музыкальная гостиная;
· Праздник- путешествие;
· Конкурс рисунков
Была проделана очень большая поисковая работа, на основе исследовательского подхода.
Б)Несколько тем занятий:
· География Воронежа;
· Наш Край родной;
· Путешествие по достопримечательностям Воронежской области;
· Мой детский сад;
· Улицы нашего детства;
· Транспорт города Воронежа;
·Любимый город ;
· Улицы моего детства. Игра «Следопыты»
Вся образовательно-воспитательная деятельность в данном направлении рассматривается в следующих тематических блоках:
· Здравствуй, детский сад!;
· Страницы истории родного города;
· Культурное наследие;
· Старшее поколение;
· Город будущего;
· Семь+ я;
· С любовью к городу
· Краеведческие уголки - место, где собираются, хранятся, оформляются, изучаются и демонстрируются предметы далекого прошлого и недавних событий края, свидетельства отдельных человеческих судеб.
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем - являются занятия по познавательному развитию. Рационально проведение тематического занятия 2 раза в месяц (1 и 3 неделя), с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности в течение 2 недель. Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью я использую приемы сравнения (например: сравниваем культуру и быт шорского и русского народа ; как добывали уголь раньше и в настоящее время и т. д. ), вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты (например: свойства угля). Учу детей анализировать, делать выводы, обобщения (например: шорцы жили в условиях горной тайги, поэтому основным промыслом их было собирательство и охота.). Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению (Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Почему так называют наш край? т. д. )
Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего , познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашей области в условиях, приближенных к натуральным. Большую роль играют занятия-экскурсии в музей по ознакомлению с трудом земляков. Мы знакомим детей с историей создания и развития предприятий района, выпускаемой продукцией, лучшими тружениками. Глубже познакомить детей с подвигами воинов позволяет посещение экспозиции “Великая Отечественная война”.
Учитывая ведущую деятельность детей, я широко использую различные виды игр в краеведческой работе. Использую ряд дидактических игр по ознакомлению с городами (“Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это было”).
Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (“Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и т. )
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большую роль я отвожу использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Я в своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Наш край родной” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
В работе используем “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.
Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.
Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдаются легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень успеваемости. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в газете детского сада на тему « Туристско-краеведческая работа с детьми»
Туристско-краеведческая работа - надежное подспорье в разнообразнойвоспитательной работе, которую мы должны вести мы с вами. Участие в походах расширяет кругозор детей, знакомит их с хозяйственной дея...
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы
С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...
Семинар "Эколого- краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»Г.ДМИТРОВСЕМИНАР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ВАРИАНТЫ»НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:«ПОЗНАНИ...
Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...
«Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через краеведческую работу»
Для детей дошкольного возраста огромное значение имеет «малая Родина». Как же сделать так, чтобы любовь к малой Родине, к родному городу, его людям, гордость за то, что живешь в самом лучшем, лю...
"Прогулка-экскурсия как форма краеведческой работы с воспитанниками детского сада"
Роль дошкольного образование в развитии интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества....
"Прогулка-экскурсия как форма краеведческой работы с воспитанниками детского сада"
Роль дошкольного образование в развитии интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества....