"Прогулка-экскурсия как форма краеведческой работы с воспитанниками детского сада"
статья (старшая группа) на тему
Роль дошкольного образование в развитии интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_obrazovanie_kak_faktor_razvitiya_kalinchuk.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль дошкольного образование в развитии интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества.
Автор: Калинчук Мария Николаевна, учитель-логопед Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения №31 Пушкинского и Павловского района города Санкт-Петербурга; контактный телефон: 89111596819; электронный адрес: pumashik@mail.ru
"Прогулка-экскурсия как форма краеведческой работы с воспитанниками детского сада"
Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования человека. «Дошкольный возраст - это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы и предметным миром. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям микро- и макросреды, приобретается опыт социальных отношений, который будет влиять на все последующие этапы его жизни». [1]
В связи с этим образование детей старшего дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, а набор ключевых компетентностей.
Такое направление в развитии образования обусловлено потребностью общества в личности, способной выжить в условиях конкурентности, классового расслоения. Вместе с тем детям нужны не только знания, но и социально-адаптационные свойства личности, позволяющие существовать в соответствии с общепринятыми нормами.
«Образовательное учреждение наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным. А инновационная экономика может сформироваться только в определённом социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни. Именно закреплённые в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом. Поэтому мы уделим существенное внимание развитию культуры и нравственности».[2]
Знание истории и традиции обязательно нужно передавать детям, поэтому в основе нашей работы – тезис о «необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны, детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой – детьми своей страны». Причем воспитание нужно начинать с истории и духовного наследия своей малой родины – города, края.
Учитывая потребности современного общества, в нашем дошкольном учреждении была разработана, опробована и внедрена программа «Город детства моего…». Цель проекта – воспитание юного Царскосёла в лучших традициях петербургской культуры.
Актуальность данной темы для детей дошкольного возраста очевидна, так как вопросы о патриотизме, нравственно-духовном мире и воспитании чувства прекрасного у гражданина выделены в современном обществе как приоритетные.
Вопросами краеведения, патриотического воспитания, в должном понимании этого слова, родители занимаются не достаточно. Эти функции должны взять на себя учебные заведения, в том числе и дошкольные.
В нашем проекте обоснованно выдвигается на первый план воспитание любви к родному городу, что в дальнейшем позволит ребенку осознать себя гражданином страны.
Пособие представляет собой тщательно отобранный, хорошо структурированный и качественно иллюстрированный материал для проведения прогулок-экскурсий и занятий по краеведению с воспитанниками старшей и подготовительной групп детского сада. Данный материал отличается авторским подходом к отбору, структурированию и методике изложения учебного материала. Его содержание отражает основные аспекты в области краеведения, необходимые для работы педагога детского сада.
Пособие «Город детства моего…» имеет свои отличительные особенности, а именно:
- систематизация изложения учебного материала (по месяцам) в логике формирования представлений о родном городе с учетом знаменательных дат и погодных условий для совершения прогулок;
- используется КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД: сочетание историко-краеведческого материала с материалами из других областей знаний (арифметикой, элементарной геометрией, литературой, рисованием), подобранных в соответствии с тематикой месяца и направленных на разностороннее развитие личности;
- отбор содержания занятий с учётом современных, наиболее эффективных методик, технологий, форм работы (конструирование, рисование пальцами на песке, театрализация, экскурсия, создания мини-экспозиций и пр.);
- продуманное вовлечение родителей в совместную с ребёнком разнообразную познавательную деятельность (тематические прогулки выходного дня и составление рассказов о них, чтение детям сказок, совместное с детьми изготовление макетов обелисков, составление фотоальбома о своей семье и пр.);
- методичность изложения материала, обусловленная личным опытом работы авторов, а также успешное использование материалов этого пособия в работе детского сада.
Пособие направлено на пробуждение у детей с раннего возраста интереса и любви к родному городу, для чего используются возможности не только образовательного учреждения, но и семьи. Наш опыт работы инновационной деятельности – результат активного поиска творческих подходов в воспитании, нестандартных и оригинальных методов обучения коллектива, родителей и детей, включает в себя: создание творческих продуктов совместной деятельности взрослых и детей (прогулки и экскурсии, игровая деятельность, создание мини-музея по творчеству А.С.Пушкина, разыгрывание мини-этюдов; посещение музеев и выставок, проведение совместно с родителями литературно-музыкальных вечеров, создание детского путеводителя и карты города).
Через все эти формы работы воспитанники накапливают багаж знаний и впечатлений, который должен стать основой к решению поставленных задач, а именно воспитать из детей настоящих Царскосёлов.
Рисунок 2: разворот пособия, посвященный второму месяцу работы – октябрю, и приуроченный ко дню открытия лицея. Охватывает биографию и творчество А.С. Пушкина.
Новизна проекта заключается в том, что в нём происходит продвижение ребенка по пути познания, в ходе которого ребёнок приобретает не только знания, но и способы познания.
Востребованность продукта заключается в том, что наш педагогический проект способствует формированию гармоничной личности ребенка – всесторонне развитой, самодостаточной, счастливой и образованной, ответственной и подготовленной к школьной жизни.
Представленное методическое пособие получило высокую оценку среди коллег дошкольных учреждений, было одобрено коллегами общеобразовательных школ и рекомендовано к распространению историками и искусствоведами ГМЗ «Царское село» и сотрудниками кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ им. А.С. Пушкина.
Пособие может быть использовано педагогами детских садов (как в непосредственной работе по нему, так и при создании аналогов), преподавателями вузов и колледжей, студентами, слушателями курсов повышения квалификации при изучении возможностей организации историко-краеведческой работы с дошкольниками, а также родителями для самостоятельных занятий с детьми.
Таким образом, в работе находит отражение "прогресс общества и социально-экономическое развитие России, которое зависит от образованности и интеллекта, а также здоровья человека, разносторонности его развития, широты кругозора, стремления к творчеству, умения решать нестандартные задачи и обеспечиваются системой всего образования, в том числе и дошкольного". [3]
[1]. ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2001, том 71, № 5, с. 458-461 НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЗГРАНИЧЕН.
[2]. 11 ноября 2009 года, Москва, Большой Кремлёвский дворец. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации.
[3]. Формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся в системе образования. Автор Годовникова Л.В., Можевитина В.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация коррекционно-развивающей работы для воспитанников детского сада и их родителей в условиях внедрения ФГТ»
«Организация коррекционно-развивающей работы для воспитанников детского сада и их родителей в условиях внедрения ФГТ»Т.А. Беклемышеваучитель-логопед МБОУ «Рождественскаясредняя...
План работы с воспитанникам детского сада в летний оздоровительный период
При помощи данного плана в нашем детском саду в летний оздоровительный период проводится работа с воспитанниками....
"Прогулка-экскурсия как форма краеведческой работы с воспитанниками детского сада"
Роль дошкольного образование в развитии интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества....
Использование театрализованных игр в работе с воспитанниками детского сада
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и...
" Социальные сети как форма взаимодействия с семьями воспитанников детского сада"
Опыт работы ДОУ по взаимодействию с родительской общественностью...
Использование интерактивных форм взаимодействия с родителями воспитанников детского сада
В статье представлен опыт работы социального педагога детского сада с родителями воспитанников с использованием интерактивных форм взаимодействия....
Статья «Использование технологии проектной деятельности в работе с воспитанниками детского сада»
Очень важно помочь ребенку в познании окружающего мира, способствовать развитию у него любознательности, наблюдательности, познавательного интереса, познавательной активности....