Консультация для учителей начальных классов. Работа психолога ДОУ с будущими первоклассниками.
консультация на тему
Консультация направлена на преемственность работы педагогов детского сада и учителей школы. Представлена работа педагога-психолога на формирование положительной школьной мотивации у будущих первоклассников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для учителей начальных классов
«Формирование положительной мотивации дошкольников к обучению в школе. Пути преодоления эмоционально-волевой незрелости».
Подготовила
Педагога-психолога
Разумовой Ю.Н.
Из опыта работы.
Цель: преемственность в работе учителя и педагогов ДОУ
Задачи:
1. формировать представления учителя о психологической подготовке дошкольника к школе.
2. мотивировать на взаимодействие «школы» и «детского сада».
Готовность к школе сегодня рассматривается как комплексная характеристика, включающая в себя следующие компоненты:
- психофизиологический (созревание организма);
- педагогический (всё, чему научили ребёнка);
- психологический (особенности развития и формирования).
Психологическая готовность –необходимый и достаточный уровень развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения группы сверстников. Она складывается из следующих компонентов: интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.
Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых (Б. Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, Л. И. Божовичи др.) является сформированность мотивационной готовности. Так от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности и характер действий. Гуткина подчеркивает, что мотивационная готовность к школе является предпосылкой к успешной адаптации к школе, принятию «позиции школьника». В случае несформированности мотивов к учению, ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, коллективу, учителю, что может привести к дезадаптации.
Что такое мотив?
Мотив – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.
Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к обучению, можно выделить 5 групп. С детьми подготовительной группы была проведена методика М.Р. Гинзбург «Определение мотивов учения». (2016 г), результаты следующие:
1. «Социальные-мотивы» основанные на понимание общественной значимости и необходимости учения и стремление к социальной роли школьника («учусь, потому что надо учиться», 55%).
2. «Учебно-познавательные мотивы»-проявление интереса к знаниям, желание научиться чему-то новому («учусь, потому что нравиться делать уроки, узнавать новое», 18%)
3. «Игровой мотив» ребенок считает, что школа-это новая игра («учусь, потому что в школе много ребят, с которыми можно играть», 9%)
4. «Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими («учусь, потому что хочу быть большим», 9%)
5. «Внешние мотивы» по отношению к самой учебе, например, подчинение требованиям взрослых («учусь, потому что мама заставляет», 9%)
6. «Оценочный мотив»-стремление получить высокую отметку со стороны взрослого («учусь, потому что нравиться получать 5», 7%)
Также с ребятами проведена была беседа, где им предлагалась ответить на 3 вопроса: «зачем нужно ходить в школу?» (чтобы учиться, все знать, читать, писать, «на 5», быть умным); «что нужно сделать взрослым, чтобы тебе было интересно в школе»(веселые и интересные занятия, соревнования, помочь, когда трудно), «каким ты представляешь себе учителя?» (строгим и добрым, умным и интересным, справедливым, веселым).
Таким образом, дети подготовительной группы положительно настроены на школу, у большинства преобладают социальные и учебно-познавательные мотивы.
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны. Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. Например, на вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?» - ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и другая причина: дошкольнику еще трудно анализировать свои желания и переживания в отношении незнакомой ему ситуации школьного обучения и дать объективный ответ о том, хочет ли он учиться и почему.
В своей работе с детьми я использую сказки М.А. Панфиловой «Лесная школа». Они помогают в формировании мотивации к учебной деятельности, они близки и интересны детям, развивают воображение и мышление. Дети с нетерпение ждут встреч с героями «Лесной школы», беседуют об их поступках, учатся прощать и любить.
Целью моей работы являются: создание условий для формирования положительного отношения к предстоящему обучению через использование сказок.
(Чтение отрывка из сказки «Букет для учителя»).
ПрограммаКуражевой «Приключение будущих первоклассников» включает 30 сказок, что раскрывает 5 тем: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, школьные конфликты, отношение к здоровью.
Предполагаемый результат:
1. Дети получили знания о школьной жизни
2. Формируется положительное отношение к школе, учителям, учебной деятельности.
3. Дети учатся принимать на себя роль ученика.
4. Формируется «внутренняя позиция школьника» (Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника»: мотивы, связанные с потребностью в общении и мотивы, связанные с потребностью в интеллектуальной активности)
Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей?
1. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность.
2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
3. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.
4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
5. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.
6. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.
7. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
Таким образом, учебная мотивация складывается у старшего дошкольника при наличии выраженной познавательной потребности и умения трудиться, самым важным в этот период считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Вместе с формированием системы мотивов меняется отношение к окружающему миру взрослым и сверстникам и от того, смогут ли взрослые уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком и в соответствии с этим изменить свое отношение, будет зависеть положительный результат в развитии мотивационной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителя начальных классов.
консультация для учителей начальных классов...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Семинар для учителей начальных классов: «Коррекционно – развивающая работа на уроке, позволяющая улучшить качество воспроизведения учебного материала в период адаптации первоклассников» Сообщение на тему: «Развитие зрительной памяти»
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других "познавательных" процессов. Работая над тем или иным процесс...
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...
Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга
Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...
Методическое обьединение учителей начальной школы и воспитателей " Приемственность учителя начальных классов и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей."
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Игра-викторина Умники и умницы"...
Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС
Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...