Программа по преодолению страхов
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Сидоренко Ольга Борисовна

В любом возрастном периоде может возникнуть эмоция страха. В старшем, предшкольном  дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, потому что они во многом носят возрастной  переходящий характер. К моменту поступления в школу у детей наблюдается повышеный уровень тревожности, много опасений, переживаний. Поэтому взрослым необходимо вовремя разобраться в том, где страх норма , а где патология и помочь детям  на данном возрастном этапе стпавиться с возникшими страхами. В возникновении детских страхов зачастую виновны и родители, поэтому работать и необходимо с ближайшим окружением ребёнка. Программа рассчитана на работу с детьми в детском саду, с родителями и педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

по преодолению страхов у детей 6–7 лет

«Мы победим все страхи»

  1. Пояснительная записка

В любом возрастном периоде может возникнуть эмоция страха. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием ранее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.

Следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

Для оказания помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы.

В родительских анкетах на вопрос: “Есть ли у ребенка страхи, связанные с чем-либо?” мамы указывают на мультфильмы как на один из источников страха. Это и понятно, так как современные мультфильмы заселены монстрами, вампирами, приведениями!

Так же родители жалуются на то, что их дети боятся темноты, привидений, монстров, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому тема преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуальна на настоящий момент.

Необходимость введения данной программы обусловлена не только диагностированием большого количества страхов у некоторых детей, но и запросом родителей: “Как помочь детям в преодолении их страхов?” Ведь, если вовремя ребенок не преодолеет свой страх, а взрослые ему не помогут в этом, то этот страх может перерасти в нервно-психические расстройства.

Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.

1.1.  Цели и задачи коррекционно-развивающей программы по преодолению страхов у детей 6–7 лет

Цель – cоздание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

  1. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей 6 – 7 лет.
  2. Обучение детей дошкольного возраста игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.
  3.  Обучение детей дошкольного возраста адекватной психологической защите.

Критерии эффективности программы:

  • повышение уверенности в себе;
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

1 этап — диагностический.

 Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

Диагностика:

Тест "Страхи в домиках" (А.И. Захарова и М.А. Панфиловой) (Приложение 1)

Тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)

2 этап - информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей.

3 этап - практический.

 Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

4 этап - контрольный.

 Цель: определение эффективности коррекционной работы.

1.2.  Основные принципы коррекционно-развивающей программы

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране разработаны такими ученными: Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.

Эти принципы гласят, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психологическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении с взрослыми и происходят, прежде всего, в той деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей. В старшем дошкольном возрасте это все еще важной остается игра. При наличии определенных и строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию и коррекции тех нарушений, которые не соответствуют норме, в том числе и коррекции страха и тревожности. В большей мере результат психокоррекционной работы зависит от ее организации.

Создание в воспитательном учреждении благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется позитивным общением при взаимодействии ребенка и взрослых является актуальной задачей. Для подобного общения характерна безоценочность. Высшая ценность в общении - это другой человек, с которым мы общаемся, со всеми его качествами, свойствами, настроением и прочее. В позитивном общении главным является право другого человека на индивидуальность уже сложившуюся или формирующуюся.

При организации коррекционной работы необходимо создать условия для возникновения доверия воспитанника к воспитателю, только так у ребенка возникает желание заниматься коррекционной работой. (19)

Принцип первый - единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй - единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями общества.

Ценность каждого возраста бесспорна. Именно полноценное проживание каждого этапа онтогенеза гарантирует реализацию возможностей развития того или иного возраста, что является определяющим для обеспечения всех сторон формирования личности ребенка.

Принцип третий - единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой.

Психологический диагноз производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение при постановке психологического диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка.

Принцип четвертый - деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности (в нашем случае игры и учения) требует специального формирования - А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн.

Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве с взрослым.

Все дети от природы одарены способностью к развитию: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир, способностью думать, говорить, рассуждать, воображать, запоминать, желать, чувствовать, переживать, напрягаться, добиваться. Но эти способности необходимо развивать с момента рождения ребенка. Коррекционные усилия взрослых и в детском саду, и в школе должны быть как раз и направлены на то, чтобы создать условия воспитания и обучения детей, которые бы восполнили, если это необходимо, пробелы и недостатки в развитии, возникшие в предшествующие годы жизни ребенка.

Отсюда принцип пятый - подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем. У М.М. Пришвина есть очень тонкое высказывание: «тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».

 Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.

Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.

Принцип поощрения  (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

Принцип символического  отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки.


  1. Организация коррекционно-развивающей программы по преодолению страхов у детей 6–7 лет

2.1. Описание режимных моментов коррекционной работе

Предлагаемая программа  по устранению и преодолению страхов старших дошкольников предполагает работу на двух уровнях:

1. Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители). Форма работы: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации.

2. Работа с детьми (групповые занятия).

Оптимальное количество участников: 5 – 8 человек.

Продолжительность занятий: 30 минут 2 раза в неделю

Содержание программы

Занятия проводятся в тренинговом режиме. В них используются этюды, сказки, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры, визуализации, методика тренировки диссоциации с детьми (отделения себя от травмирующей ситуации).

I этап 

  • знакомство, вхождение в группу,
  • осознание правил поведения в социуме и потребности их выполнения,
  • создание благоприятных условий для активизации детей,
  • формирование эмпатии, умения сопереживать другим,
  • знакомство с различными эмоциональными состояниями через этюды. 

II этап 

  • создание условий для преодоления страхов у детей,
  • формирование навыков выражения эмоционального настроения,
  • содействие развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих,
  • совершенствование путей преодоления страхов, выражения чувства страха в рисунке.

Условия проведения занятий :

1.принятие ребёнка таким, какой он есть;

2.нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

3.учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

4.начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

5.игра не комментируется взрослым;

6.в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Структура игрового занятия.

 Ритуал приветствия

 Разминка

 Коррекционно-развивающий этап

 Подведение итогов

 Ритуал прощания

2.2  Учебно-тематический план

программы цикла по устранению и преодолению страхов

Наименование

тем

1.

 Диагностика уровня и количества страхов

2.

 Занятие №1

 Тема. Здравствуйте, это я.

 Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Занятие №2

 Тема. Вот я какой. 

 Цель: раскрытие своего "Я",

 формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

Занятие №3.

Тема. Не страшно, а смешно!

 Цель: обеспечить пути поиска преодоления страха;

 способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

Занятие №4.

 Тема. Не боимся  мы тебя.

Цель: содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки.

Занятие № 5.

 Тема. Мои боюськи.

 Цель: формировать навыки выражения эмоционального настроения

Занятие №6.

 Тема. Из страшного в смешное. 

 Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

Занятие №7

 Тема: У страха глаза велики.

Цель: создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страха.

Занятие №8.

 Тема. Страх мой – друг мой.

 Цель: создавать условия для преодоления у детей чувства страха.

Занятие №9.

Тема: Учусь дружить с темнотой.

 Цель: совершенствовать пути преодоления страха.

Занятие №10

Тема: Подарок.

Цель: способствовать развитию поиска путей для преодоления чувства страха.

Занятие №11

 Тема. Я не боюсь (изготовление куклы-страха). 

 Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

3.

 Контрольная диагностика

Работа с родителями:

Анкетирование родителей

Консультация для родителей:

 «Мама, я боюсь!»

Индивидуальные консультации по результатам диагностики.

 Цель: расширить кругозор родителей по данной проблеме.

Работа с педагогами:

Консультирование педагогов:

 «Методы коррекции страхов»

2.3 Содержание некоторых занятий

(некоторые методики и упражнения авторские)

ЗАНЯТИЕ 1. "ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я"

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, восковые или пастельные мелки, батут.

1.Разминка. 

Упражнение "Росток"

Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.

Педагог. Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:

  • "один" – медленно выпрямляются ноги;
  • "два" – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как "тряпочки";
  • "три" – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам);
  • "четыре" – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;
  • "пять" – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.

Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность "роста" до 10–20 стадий. После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению "Потянулись – сломались".

 Все движения выполняются под музыку.

2.Упражнение "Доброе утро…" « а "Что я люблю ?"

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть и каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

3.Упражнение "Качели"

Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

Сегодня мы с вами посетим одну волшебную страну. А для этого нам нужно зеркало.

4.Упражнение «Эмоция радости».

Ребята, как вы думаете, зачем нам зеркало? А зеркало нам нужно для того, чтобы встретиться со своей улыбкой. Кирилл, улыбнись себе, глядя в зеркало, найди там свою улыбку и закончи предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на …». (Дети по кругу ищут свою улыбку и заканчивают предложение).

Замечательно!

5.Упражнение «Кукла радости».

Сейчас мы с вами будем  рисовать куклу радостного человека такого же роста как кто-то из вас.

Рисовать будем на полу. Пока я раскатываю бумагу, подумайте, кто из вас хочет, чтобы кукла была похожа на него. Чтобы это получилось, нужно будет лечь на лист и разрешить мне обвести контур тела от головы до пяток. Прежде чем соглашаться, подумайте хорошенько. Олег, ты точно решил сделать нам такой подарок? Спасибо большое. А вы, пожалуйста,  сидите тихонько и не разговаривайте. То, что мы будем сейчас делать, настоящее волшебство, если кто-то будет нам мешать, чуда не произойдёт и контур может не получиться. Все готовы? Олег готов? Начинаем. Сначала обводим голову, потом правое плечо, левое, правую руку. (действия проговариваются, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно). Контур тела обведён. Спасибо. Олег. Спасибо вам, ребята, вы нам очень помогли,  никто не мешал и кукла получилась отличная.

Давайте сделаем куклу радостной. Начнём с лица. Первое, на что мы обращаем внимание, глядя на радостного человека это - … Правильно, улыбка. Кто первый сказал, идёт и рисует улыбку. Что ещё есть на лице? (дети подрисовывают глаза рот, нос). Лицо готово. Проверьте на пиктограмме, получилось ли у нас радостное лицо? Посмотрите, что ещё нужно дорисовать? (Волосы, уши).

Нашему человечку нужна одежда и обувь. Теперь раскрасьте одежду.

Теперь я вырежу человечка. Замечательно!

6.Упражнение – выход из занятия «Прыжок на батуте».

Чтобы выйти из страны радости, предлагаю прыгнуть 3 раза на батуте, держась за руки ведущего. Сейчас мы будем прощаться так. А сейчас закройте , пожалуйста глаза. Кто услышит своё имя, подходит ко мне, прыгает на батуте и подходит к выходу.

До свидания, ребята!

ЗАНЯТИЕ 5. "МОИ БОЮСЬКИ" 

Цель: формировать навыки выражения эмоционального настроения

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, карандаши, листочки бумаги, мел.

1. Упражнение "Растёт цветок».

Психолог: В солнечный день садовник посадил в землю  семечко (дети с ведущим присели, сжались в комочек, обхватили колени руками, опустили голову). Поливал, поливал его садовник (один ребёнок изображает действия садовника). И семечко стало расти, у него появились маленькие росточки (распрямляется туловище, руки поочерёдно выбрасываются вверх). Росло, росло, радовалось тёплому солнышку (улыбка, удовольствие на лице) и, наконец, выросло в прекрасный цветок (встать и изобразить руками цветок). Вот такой красивый и счастливый  (удовольствие и радость на лице). Дули ветры, цветок качался, шевелил листочками, хмурился, но стоял (дети качаются, нахмурив брови, напряжены). Наступила пасмурная, дождливая осень. Цветок лёг на землю. (дети ложатся на ковёр – кто как хочет). Но он не погиб, у него появились новые семена (улыбка), и весной они снова взойдут и вырастут, превратившись в прекрасный цветок (дети встают и изображают цветок. Улыбка и удовольствие на лице).

2. Упражнение "Злые и добрые кошки"

Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра "На что похоже моё настроение?".

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе".

4. Упражнение "Ласковый мелок".

Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано.  Анализируем ощущения.

5. Чтение сказки «Полезная боюська».

6. Магазин «Боюськи».

Давайте вспомним, что же ещё мы боимся и запишем или зарисуем вот на таких карточках то, чего  боимся. Все ваши «страхи» я забираю в магазин «Боюськи». В магазине все «бояки» и «боюськи» продаются друг другу за конфеты. Например, моя «боюська» может стоит 3 конфетки. Кто купит? Проданная «бояка» обмену и возврату не подлежит.  Вместе с другими она сжигается прилюдно (или рвётся, разрезается ножницами на мелкие кусочки и спускается в унитаз на глазах детей). Напомнить детям (каждому): «Саша, маша…ты уже продал (а) свою «боюську» темноты (волка и т.д.)  мне, у тебя её больше нет».

7. Упражнение "Горячие ладошки"

См. занятие 2.

8.Упражнение-выход из занятия «Прыжок на батуте».

См. занятие 2.

До свидания, ребята!

ЗАНЯТИЕ 7. "У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ"

ЦЕЛЬ: Создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страхов.

Материалы к занятию: звуки грозы, дождя, ветра, шапочка утёнка, карандаши, бумага или готовые марки.

1. Упражнение "Растёт цветок».

См. занятие 5

2. Упражнение «Улыбка».

Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой.

3.Этюд “У страха глаза велики”

Ход упражнения. Психолог вместе с детьми встает  круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) “У всех, кто боится, от страха большие глаза”, –  добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом. “Но теперь страх уменьшается”, – говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним.

Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше “больших глаз” и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.

4. Этюд «Ночные звуки».

Ведущий. Утёнок убежал из птичьего двора. Ночь застала его в лесу, к тому же испортилась погода: пошёл дождь, поднялся ветер, началась гроза, засверкала молния, загремел гром. Деревья громко начали скрипеть и гнуть ветви под напором ветра почти до земли, а утёнку казалось, что его хватают большие и мокрые лапы. Перекликались филины, а утёнку представлялось, что это кто-то кричит от боли. Завывали волки: «У-у-у», где-то рычал медведь: «Э-э-э» и т.д. долго метался утёнок по лесу, пока не нашёл себе местечко, где можно было бы спрятаться.

Выключается свет и включается мигающий светильник  со слабым освещением. Все дети и взрослый изображают деревья, коряги, пеньки (выбор роли по желанию). Из детского стола делается пещерка, накрывается тёмным покрывалом, чтобы свет не попадал внутрь. Пока звучит запись грозы, дети и взрослый не сходят со своих мест, принимают угрожающие позы и издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.д. «Утёнок» прячется в маленькой «пещерке», он собирается в комочек и дрожит. Некоторое время продолжается гроза, а потом дождь стихает. Когда перестаёт звучать музыка, включается свет.

Ведущий. Солнце поднимается. Утро начинается, кончилась гроза, стало светло, свежо. Утёнок увидел тропинку, побежал по ней и быстро нашёл  птичий двор. Как обрадовались ему все обитатели птичьего двора! Стали обнимать утёнка, радоваться, что он жив и невредим.  Утёнок тоже радовался своим друзьям,  весело улыбался и рассказывал, что с ним приключилось. А все подходили к утёнку и по очереди слушали, как сильно и гулко бьётся его сердце.

Этюд повторяется 4-5 раз (по желанию детей).

5. Упражнение «Марки».

Детям предлагаются марки или цветные картинки такого же размера с различными изображениями, цветами. У детей спрашивают: «Какая самая яркая? Выбери ту, которая похожа на твоё отрицательное воспоминание, страх, например, огонь.  Давайте  повесим её так высоко, чтобы вы её видели, но она не могла вас достать. Если вы вспомните про переживания, вы можете их представить далеко в виде марки.  Когда вас не будет, они будут лежать у меня.

Это методика тренировки диссоциации с детьми (отделения себя от травмирующей ситуации).

6. Упражнение "Горячие ладошки".

7.Упражнение-выход из занятия «Прыжок на батуте».

См. занятие 2.

До свидания, ребята!

ЗАНЯТИЕ 8.  "СТАХ МОЙ – ДРУГ  МОЙ"

Цель: создание условия для преодоления у детей чувства страха.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка,  мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

1. Упражнение "Растёт цветок" 

См. 5 занятие. 

2. Игра "Сказочная шкатулка"

Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.

3. Упражнение "Конкурс боюсек"

Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я….. этого не боюсь!"

4.Игра "Принц и принцесса"

Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.

5. Игра «Лесные привидения»

 Психолог. Ребята, оказывается, лесные жители тоже боятся привидений. Давайте мы объясним, что это только наше воображение, может быть, это сова ночью пролетела или летучая мышь, а может быть, ночная бабочка в лунном свете показалась им привидением. А давайте сегодня поиграем в маленьких лесных привидений. Хотите? Тогда из стульев, валиков, столиков сделаем лес, покрыв их шарфами и платками. Это ветки деревьев и кустов. Наши привидения весёлые и добрые. Они просто немного расшалились, им хотелось слегка друг друга напугать. Как только заиграет музыка, вы накиньте на себя прозрачную накидку и превратитесь в привидения. Не забудьте, наши привидения весёлые и добрые, они просто хотят повеселиться, поиграть, немножко пошутить – можно поднять согнутые руки в локтях и растопырить пальцы. Вот так (показ). Можно страшным голосом произносить разные звуки, например: «Ух-ух-ух», «Ах-ах-ах», «Фу-у-у, фу-у-у».

Психолог (в конце игры). Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте посчитаем до трёх и снова станем детьми.

6. Визуализация.

«Прощание со страхами»- 1 часть: «Путешествие на сказочную полянку». (Приложение).

7. Упражнение "Горячие ладошки"

8. Упражнение-выход из занятия «Прыжок на батуте».

См. занятие 2.

До свидания, ребята!

2.4 Методы и техники, используемые в программе

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных  зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов.

Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,

 напряжения, тревожности.

Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности.

Методы: анализ литературных источников, продукты детского творчества, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, математический анализ.

2.5 Планируемые результаты

Ожидаемыми результатами являются:

1.Коррекционно-развивающая работа направлена не только на преодоление страхов, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие  уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.

2.Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей ( необходимо вовремя  распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.)

3.Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости людей в современных быстроменяющихся условиях.

Вывод:

Страх в жизни ребёнка важен как оберегание от необдуманных и рискованных поступков. Положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

Страх идёт рядом с  развитием ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии,  индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.


Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках"

Авторы методики: А.И. Захаров и М.Панфилова

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.


После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

Страхи

Ты боишься:
1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

  • медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • страх смерти (своей);
  • боязнь животных ;
  • страхи сказочных персонажей;
  • страх темноты и кошмарных снов;
  • социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
  • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

Анкета  для родителей.

Почеркнуть ответ «да» или «нет». Чем больше ответов «да», тем больше проблем со страхами может возникнуть у ребёнка.

        Наличие страхов у родителей, особенно у матери: да – нет.

        Тревожность в отношениях с ребёнком-излишнее предохранение от опасности, изоляция от общения со сверстниками: да – нет.

        Эмоциональное неприятие детей, чрезмерная принципиальность родителей: да – нет.

Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или/и предоставление полной свободы родителем другого пола: да – нет.

        Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых: да – нет.

        Конфликтные отношения между родителями: да – нет.

        Психические травмы ребёнка, например, испуг: да – нет.

        Наличие эффекта психологического заражения страхами в процес се непосредственного общения со сверстниками и взрослыми: да – нет.

Страшилки, или кто кого боится.

 (сказка-парадокс)

В одном большом доме жили маленькие страшилки. Они были такие трусливые, что никогда не гуляли по дому днем. Страшилки тряслись от ужаса при одной только мысли встретить кого-нибудь из обитателей дома. Только с наступлением ночи, когда все жители ложились спать, страшилки осторожно выбирались из своего убежища и пробирались в комнаты мальчиков и девочек, чтобы поиграть их игрушками.

Они старались быть тихими-тихими и все время прислушивались к звукам. Если в комнате раздавался чуть слышный шорох, страшилки сразу же кидали игрушки на пол и вскакивали на свои маленькие ножки, готовые убежать в любую секунду. Их волосы от страха поднимались дыбом, а глаза становились огромными и круглыми.

Можно себе представить, что было с детьми, которые просыпались от звука упавшей игрушки и видели перед собой такое взъерошенное «чудовище». Любой нормальный ребенок начинал кричать и звать на помощь родителей.

От крика детей страшилкам становилось еще хуже. Они забывали, где в комнате дверь, начинали прыгать из угла в угол, иногда даже запрыгивали на кровать к ребенку, но все же успевали убежать и спрятаться до прихода родителей.

Родители заходили в комнату, включали свет, успокаивали и усыпляли детей и уходили в свою спальню. И весь дом снова погружался в сон. Только маленькие страшилки не спали до утра. Они горько плакали в своем укрытии, потому что опять не смогли поиграть игрушками.

Дорогие дети, не пугайте страшилок по ночам своими криками, дайте им спокойно поиграть вашими игрушками.

(Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем)

Полезная боюська

В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.

Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок без толку до самого утра.

Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает:
- Ты почему плачешь?
- Спать хочу, - отвечает мышонок.
- Так почему не спишь? - удивился пес.
- Не могу, у меня Боюська.
- Какая такая Боюська? - не понял пес.
- Боюська-а-а-а-а, - еще сильнее заплакал мышонок.
- А что она делает?
- Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми.
- Вот здорово, - позавидовал пес, - мне бы твою Боюську.
- Тебе, - перестал плакать мышонок. - Для чего она тебе?
- Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я - сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.

Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.

Последуйте примеру сказкотерапевта Д. Соколова и предложите ребенку поиграть в «магазин». Купите или обменяйте его «боюськи» на книги, игрушки или конфеты .

 (Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем)

Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок.

Жила-была девочка Настя. Жила с мамой и папой в большой и уютной квартире. У Насти была своя маленькая и светлая комната, там вместе с ней жили ее игрушки. И все бы было замечательно, да вот только боялась Настя проходить мимо темной и мрачной кладовки, в которой хранились разные старые вещи и всякие разные баночки с вареньями и соленьями. А уж чтобы заглянуть в эту кладовку, вообще, не могло быть и речи.

Однажды в воскресное утро вся семья собралась на кухне пить чай.

- Ой, я же варенье забыла достать, - сказала мама, - Настенька, сходи и  возьми в кладовке баночку с вареньем.

Застукало у Насти сердечко, но она встала и пошла за вареньем. Подошла Настенька к двери кладовки, сердечко еще громче забилось, ну никак не хотелось ей дверь открывать, потопталась она возле двери и пошла обратно на кухню.

- Нет, мамочка, - тихонько сказала она, - ты лучше сама варенье принеси, а то я не знаю, ка- кое взять...

- Ну, ладно, принесу сама, - ответила мама.

Весь день Настя думала о том, что произошло утром. Неудобно как-то получилось, ведь мама попросила ее помочь, а она не смогла просьбу выполнить, ну уж очень не хотелось заходить в кладовку.

Вечером легла Настя спать в свою теплую, мягкую, уютную кроватку, положила рядом с собой плюшевого мишку и быстро уснула. И приснился Настеньке удивительный сон, будто вся квартира ожила и все комнаты разговаривают между собой.

- Какие хорошие у нас хозяева, добрые, заботливые, аккуратные. А маленькая хозяйка - такая милая, - сказал зал. 

- У меня она часто бывает, она у меня спит, и играет здесь и часто болтает у меня со своими друзьями, - сказала детская комната, - ...а по выходным она сама приводит меня в порядок.

- И у меня она часто бывает, - сказала кухня, - часто она втихаря от мамы залезает в буфет и лакомится конфетами, но я не говорю об этом маме.

- А знаете, какая смешная она по утрам, такая сонная, - сказала ванная комната, - а когда она купается, то так весело играет с мыльными пузырями, ну просто умиление!

- А по вечерам она часто сидит у меня и смотрит мультфильмы по телевизору, - сказала самая большая комната.

- А ко мне она не заходит и даже не заглядывает, - раздался тихий обиженный голосок. Это сказала маленькая кладовка.

- Но почему? - воскликнула ванная. - Ведь у тебя хранится столько всего вкусного!

- А когда наша маленькая хозяйка болела и кашляла у тебя нашлась для нее баночка меда, - подтвердила кухня.

- Наверное, она боится меня, потому что на самых нижних полках у меня хранится много старых, пыльных ненужных вещей, и вообще я темная и невзрачная и у меня нет ничего интересного, - грустно сказала кладовка.

- Но вместе со старыми вещами в тебе хранятся их истории таинственные и загадочные, романтичные и веселые. Не плачь, кладовочка, я уверена, моя хозяйка к тебе заглянет, обязательно заглянет и увидит, что ты совсем не страшная, - воскликнула детская комната.

Тут в окно заглянул первый луч света и комнаты замолчали. Проснулась Настенька и думает, приснилось ей это или правда она такой разговор слышала. Вспомнила она свой сон и так жалко ей стало кладовку, вскочила она с кровати, побежала к кладовке и остановилась у двери, потихоньку протянула руку и открыла дверь.

Солнечные лучи с кухни проникли в темную маленькую комнатку и Настя увидела, что кладовка совсем не страшная, немного темновато, зато как-то все загадочно, а вот и баночки с любимым настиным вареньем.

- Настя, ты что там делаешь? Беги умываться, - раздался голос мамы.

- Я еще загляну к тебе", - шепнула Настя и побежала в ванную. Потом как всегда семья собралась за завтраком.

- Сейчас я принесу варенье, - сказала мама.

- Сиди, сиди, мамочка, - закричала Настя, - я сама принесу!

Она подбежала к кладовке, распахнула дверцу, и, казалось, все баночки на полках заулыбались ей.

- Я теперь часто буду к тебе заглядывать, - прошептала Настя и провела рукой по серой крашеной стене.

Вечером, когда Настя ложилась спать, она оглядела свою комнату, подмигнула ей и тихонько спросила:

- Я все правильно сделала? И ей показалось, что люстра весело качнулась ей в ответ, как бы кивая: -Да.

 Е. Милютина

Визуализация.

Прощание со страхами.

(авторская)

1 часть «Путешествие на сказочную полянку».

Ребята, я предлагаю совершить путешествие по сказочному лесу. Добрая фея взмахнула своей волшебной палочкой и перенесла вас туда.

Представь себе, что ты идёшь по лесной  на тропинке не торопясь, спокойно, дышишь легко, чтобы всё увидеть, услышать и почувствовать ароматы сказочного леса. Полюбуйся  красивыми елями, соснами и березами, почувствуй  их запах, послушай  легкий шелест листьев, как кукует  кукушка, стучит дятел. Под деревьями – потрогай  мягкую траву – мураву, где-то кустик с ягодкой малинкой, брусничкой -  сорви и почувствуй  её сладкий вкус. Ощути, как легкий теплый ветерок обдувает твоё  лицо, руки, тело и ноги. Тебе  в этом месте приятно, тепло, хорошо, уютно, спокойно.

  Внезапно перед тобой заблестел ручей. Ты останавливаешься полюбоваться им. Смотришь в него и... переходишь. Перейдя ручей, Ты попадаешь  на полянку — на ней бродят сказочные создания. Посмотри  на них, как они мелькают за деревьями. Одно из сказочных созданий  станет твоим помощником  по дороге вглубь этого сказочного  края. Кто этот помощник? Какой он?  Как он выглядит? Какой у него голос?   Поздоровайся с ним. Можешь поговорить с ним… Что-нибудь спросить  у него…  Попроси  рассказать что-нибудь о себе. А теперь попрощайся и отпусти своего помощника. А  ты возвращайся назад, проходи через ручей к тому месту, откуда ты начал своё путешествие. Вдох…задержали дыхание…выдох… Открываем глаза и возвращаемся в группу.

Нарисуй твоего помощника.

2 часть «Встреча со своим страхом».

3 часть «Подарок».




Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ

Составляем сказку.
Можно сочинить сказку вместе с ребенком о волшебном сундук, на дне которого лежит то, что всегда побеждает различные страхи. Этот предмет ребенок должен придумать сама и нарисовать его на листе бумаги.

Рисуем радугу силы.
На альбомном листе бумаги ребенку предлагается нарисовать радугу с помощью пластилина. Сначала следует подготовить из разных кусков пластилина цветные шарики. Затем нужно предложить ребенку размазать шарики пластилина по листу бумаги, повторяя вслух: «Я сильный», «Я смелый». Можно сказать ребенку, что когда ей понадобится сила и защита, она может вспомнить эту радугу.


Мастерим дом для страха (дом для привидений, дом для монстров и т.п.).
Предложите ребенку пару коробок разного размера и скажите: «Смастери дом для страха и запри его в нем» (нарисовать замок, а ключ выбросить). Можно организовать беседу в целом об этом страхе; существуют ли пути выхода из домика; при каких условиях...

Выбрасываем страх.
Ребенку предлагается из пластилина сделать маленький шарик – это будет страх, потом сделать большой шарик с отверстием внутри – это будет темница. После чего шарик под названием «страх» посадить в тюрьму, откуда она не сможет выбраться на волю. Затем ребенок может выбросить сделанную шарик в мусорное ведро, говоря при этом: «Я выбрасываю страх и больше не боюсь».

Отпускаем страх.
Надуйте разноцветные воздушные шарики вместе с ребенком, предложите ей выбрать одно или несколько шариков любимого цвета, затем отпустите шарики в небо, повторяя при этом: «Воздушный шарик, улетай и страх мой забирай». Повторять несколько раз, пока шар не поднимется высоко в небо. На самом шарике можно нарисовать страх.

Закапываем страх.
Ребенку предлагается слепить из пластилина несколько шариков, а потом спросить: «Как этот страх будет называться?» (Страх шума, страх темноты и т.д.). Затем предложите ребенку на листе бумаги нарисовать сторожа, который будет охранять страх и не выпустит его на волю. После проделанной работы предложите малышу положить страх в картонную коробочку вместе со сторожем, выйти на улицу и закопать коробочку в землю.

Пальчиковый кукольный театр.
Разыгрывайте с ребенком различные сценки, в которых один герой всего боится, а другие помогают ему преодолеть его страх.

Затопчем страх.
На полу рекомендуется расстелить ватман и предложить ребенку нарисовать на нем свой страх. Потом в тарелочку нужно налить пальчиковые краски и предложить ребенку окунуть туда свои ножки и затоптать свой страх, при этом произнося: «Страх я затопчу, потому отважным быть хочу».

Упражнение «Марки».

Детям предлагаются марки или цветные картинки такого же размера с различными изображениями, цветами. У детей спрашивают: «Какая самая яркая? Выбери ту, которая похожа на твоё отрицательное воспоминание, страх, например, огонь.  Давайте  повесим её так высоко, чтобы вы её видели, но она не могла вас достать. Если вы вспомните про переживания, вы можете их представить далеко в виде марки.  Когда вас не будет, они будут лежать у меня.

Это методика тренировки диссоциации с детьми (отделения себя от травмирующей ситуации).


Составляем страшилку.
Психолог начинает, а ребенок должен прибавлять предложение или слово. Например: «На улице ночь ... На ночную прогулку вышел огромный пес ... Он собирался кого-то укусить ... и т.д.». Закончить страшилку необходимо смешно: «Неожиданно с неба спустился огромный торт. Собака завилял своим хвостом, и все поняли, что он добрый, и дали ему кусочек торта ».

Создаем куклу – страх

Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Ребенок предлагает свои варианты как сделать страх смешным

Делаем ожерелье.
Из соленого теста ребенку предлагается накатать много шариков, пластмассовой спицей сделать в них дырочки. Затем дать им время немного подсохнуть, после чего покрыть их клеем с блестками. Взрослый держит один конец ниточки, а ребенок нанизывает бусины, приговаривая при этом: «Я умный, я смелый, я добрый, я веселый и т.д.». Затем ребенок может надеть эти бусы.

Настоящий герой.
Спросите у ребенка: «Кто такой настоящий герой?» Выслушайте ответ и спросите: «Как ты думаешь, а у героя есть любимый цвет?». После ответа ребенка предложите ему нарисовать что-то на бумаге этого цвета.


#коррекция_копилка #дети_копилка #страх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Предлагаемая программа  по устранению и преодолению страхов старших дошкольников предполагает работу на двух уровнях: 1. Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители). 2....

Программа по преодолению страхов

Программа по преодолению страхов у детей 5-7 лет...

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

программа работы со страхами у детей 5-7 лет, коррекционня программа,  рекомендации воспитателям и родителям...

Коррекционная программа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых методик

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  Программа составлена на основе авторских разработок Агафоновой И.Н...

программа на преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, которые жалуются на то, что их ребенок боится темноты, привидений, сказочных персонажей (приведений, Шредеров, Бабу Ягу и ...

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Данный материал направлен на создание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста....

Психокоррекционная программа по преодолению страхов у детей 5 -7 лет с использованием рисуночных методик

Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:·Совершенствования умения у детей передачи своего эмоциона...