Презентация «Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности»
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Культурные практики- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культурные практики- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Среди культурных практик можно выделить следующие: -манипуляция с предметами, -фантазирование, -творческая деятельность, -продуктивные виды деятельности, -коллекционирование, -экспериментирование, -игра, -поисково-исследовательская деятельность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; - проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других; - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
У педагога, реализующего основную общеобразовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Среди таких компетенций выделяются следующие: - организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности; - создание условий для свободного выбора детьми деятельности; - вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.
Способы проявления инициативы и самостоятельности ребенка в различных культурных практиках культурная практика (вид детской деятельности) проявление самостоятельности проявление инициативы взаимодействие ребенка и взрослого целевой ориентир по ФГОС ДО И гровая Поиск партнера по игре, придумывание новых правил, замещение известных предметов для игр. Развитие эмоциональной насыщенности игры, как способ развития нравственного и социального опыта. Развитие желания попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах. Использование режиссерских и театрализованных игр. Использование ролевой игры, как способ приобщения к миру взрослых. Взрослый – партнер по игре без которого нельзя обойтись для усвоения социального опыта. Ребенок участвует в совместных играх, обладает развитым воображением
культурная практика (вид детской деятельности) проявление самостоятельности проявление инициативы взаимодействие ребенка и взрослого целевой ориентир по ФГОС ДО Э кспериментирование Поиск не одного, а нескольких вариантов решения вопросов. Использование в деятельности различных свойств, предметов и явлений Желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи. Участие ребенка в создании предметно-развивающей среды для формированияновообразований психики ребенка. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения
культурная практика (вид детской деятельности) проявление самостоятельности проявление инициативы взаимодействие ребенка и взрослого целевой ориентир по ФГОС ДО П родуктивная Создание оригинальных образов, проявление эмоциональных выражений. Придумывание поделки по ассоциации. Ознакомление со свойствами предметов на новом уровне. Развитие дивергентного мышления. Формирование партнерских отношений с взрослым. Способен к волевым усилиям, может выражать свои мысли и желания
культурная практика (вид детской деятельности) проявление самостоятельности проявление инициативы взаимодействие ребенка и взрослого целевой ориентир по ФГОС ДО П роектная деятельность Поиск нестандартных решений, способов их реализации в культурной жизни ребенка. Поиск нового способа познания мира. Развитие интереса к различным явлениям детской жизни. Развитие взаимодействия с педагогом и членами семьи на новом уровне. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности. Ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории
культурная практика (вид детской деятельности) проявление самостоятельности проявление инициативы взаимодействие ребенка и взрослого целевой ориентир по ФГОС ДО М анипуляция с предметами Развитие внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободой поведения. Поиск новых способов использования предметов в игровой деятельности Взрослый рассматривается как основной источник информации. У ребенка развита мелкая и крупная моторика
культурная практика (вид детской деятельности) проявление самостоятельности проявление инициативы взаимодействие ребенка и взрослого целевой ориентир по ФГОС ДО Т рудовая Воспроизведение конкретных трудовых действий в группе, на участке для прогулок. Проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности. Предложения различных способов организации труда. Совместный труд со взрослым и детьми. Необходимое речевое общение с другими детьми, проявление сопереживания, сочувствия и содействия. Обладает знаниями о социальном мире.
Особенности проявления самостоятельности и инициативы детей в культурных практиках особенность характеристика Субъективность новизны и открытий Дети вкладывают в процесс деятельности свой субъективный взгляд на вещи, который выражается в проявлении инициативы и самостоятельности. Инициативность заключается в стремлении искать различные способы решения и проявлении эмоциональности, которые присущи конкретному ребенку. Целенаправленная и увлекательная деятельность Проявляя инициативу, ребенок с легкостью управляет своей деятельностью. Она увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам. Развитие творческого мышления Именно в самостоятельной деятельности ребенок дошкольного возраста в силу несовершенства психических процессов, добивается успехов. Особая роль в этом процессе отводится развитию воображения. Процесс воображения носит сугубо личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновением личностных новообразований: стремлением изменить ситуацию соответственно своему видению, уметь находить новое в уже известном, игровое отношение к действительности.
Где в образовательном пространстве детского сада можно использовать культурные практики? досуговые мероприятия; разнообразные ситуации общения , в которых ребенок может свободно высказываться, выражать свое мнение, придумывать сказки, истории, стихи; коллективная и индивидуальная трудовая деятельность . Самостоятельная помощь в уборке игрушек, материалов для занятий, собирании листьев на участке, посадка лука; музыкальная и театральная деятельность. Выражение ребенком собственных эмоций, желание сыграть роль по желанию, по определенной сказке или рассказу, создание костюмов, придумывание эскизов по индивидуальному видению – все это способствует не только обогащению эмоционального фона ребенка, но и самовыражению. режимные моменты. Дети могут самостоятельно готовить материалы к занятиям, выбирать книги для совместного с воспитателем чтения, рассматривания иллюстраций, изготовления поделок; проведение занятий. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. Дети решают, на каком виде транспорта им поехать. Воспитатель на занятии создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и сотрудничества.
Для организации свободной сюжетно-ролевой и подвижной игры можно использовать различные виды деятельности детей в микрогруппах по два-три человека. Такая форма работы с детьми может быть создана по интересам, способностям, то есть по замыслу детей. Разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми творчества и самостоятельности в разных видах деятельности можно организовывать в первой и во второй половине дня. Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности
Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской самостоятельности и инициативе...
Приложение к опыту- слайд-презентация Проект "«Первые шаги в журналистику», как средство развития детской инициативы и самостоятельности"
Цель данного проекта: развитие общения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; активизация речи и речевого общения; развитие составляющих речевого общения...
Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность сопр...
Статья "Самостоятельная исследовательская практика как средство развития детской инициативы."
В соответствии с ФГОС ДО развитие детской инициативы и самостоятельности одно из приоритетных направлений дошкольного образования. ...
«Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности»
В материале представлена практическая работа воспитателя по развитию у дошкольников самостоятельности т творческих способностей....
Презентация: "Развивающая предметно - пространственная среда - как средство развития детской инициативы и самостоятельности"
Развивающая предметно - пространственная среда -как средство развития детской инициативы и самостоятельности....
Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда-как средство развития детской инициативы и самостоятельности.
правиьно оргнизаванная среда, залог эмоцинального и психического развития....