Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в ДОУ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в ДОУ
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я хочу рассказать вам одну притчу.
«Вся семья садилась обедать за один большой стол. У молодых родителей не хватало терпения слышать, как их старенький отец за обедом громко хлюпает и проливает много супа из ложки на скатерть. Поэтому они посадили его за отдельный стол и поставили перед ним корыто, пожалев хорошую посуду. Через какое-то время отец мальчика увидел, как его маленький сын на улице во дворе делал из песка маленькое корыто. Отец подошел и спросил у сына, зачем ему понадобилось это корыто. И маленький мальчик ответил: «Папа, когда я вырасту, а ты станешь стареньким, как наш дедушка, и у тебя не будет зубов, я тебя тоже буду сажать за отдельный стол, и ты будешь кушать из этого маленького корыта». Тогда отец устыдился до слез.
На следующий день родители мальчика застелили на стол новую скатерть, посадили своего старенького отца на почетное место и поставили перед ним самую лучшую, новую тарелку».
Сегодня формирование ценностного отношения к семье – одна из актуальных задач воспитания подрастающего поколения. По мнению многих ученых, условия и факторы жизнедеятельности семьи определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.
Формирование взаимоотношений между родителями и детьми является одной из актуальных задач системы дошкольного образования на современном этапе.
2 – 3 слайд:
Изучение внутрисемейных отношений является одним из направлений работы детского сада. Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей позволили выявить ряд проблем:
- Стремление к материальному обеспечению накладывает отпечаток на уклад и быт в семье, формирует такой стиль взаимоотношений, когда возникает отчуждённость между родителями и детьми.
- Часто наблюдается конфликтный характер общения, т. к. родители не владеют способами общения, приёмами рефлексии.
- В некоторых семьях наблюдается излишняя опека, вся деятельность ребёнка регламентирована и ограничена.
- Недостаточно внимания уделяется физическим контактам, которые являются непосредственным каналом передачи положительных и отрицательных эмоций, идущих от матери к ребёнку.
- Наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи, необходимый ребёнку как эталон культуры общения с людьми.
- Между родителями ребёнка и другими членами семьи нет согласованности в единстве требований в вопросах воспитания.
- В некоторых семьях существует нарушение прав ребёнка, связанное с применением средств, унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб.
- Существует негативное поведение родителей (алкоголизм), которое оказывает влияние на поведение ребёнка, в результате чего возникает устойчивая тревожность.
4 слайд:
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что, не смотря на значительную разработанность различных сторон семейного воспитания, вопрос формирования взаимоотношений между родителями и детьми требует дальнейшего решения.
Все это позволило определить тему: «Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ».
5 слайд:
Исходя из вышеизложенного выявлено противоречие между необходимостью установления позитивных взаимоотношений между родителями и детьми отсутствием технологии их формирования в условиях ДОУ.
6 слайд:
Проблема исследования – Какова технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.
7 слайд:
Объект исследования – процесс формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.
Предмет исследования – технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.
8 слайд:
Гипотетическое предположение основано на том, что уровень сформированности взаимоотношений между родителями и детьми будет более эффективным, если будет разработана и реализована технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.
9 слайд:
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности формирования взаимоотношений между родителями и детьми в ДОУ.
3. Продиагностировать уровень сформированности взаимоотношений между родителями и детьми.
4. Реализовать технологию формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.
10слайд:
Рассматривая взаимоотношения между родителями и детьми следует обратить внимание на типы семейных взаимоотношений. Мы рассматривали классификацию А. В. Петровского, который выделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответствующие им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе вмешательства, сотрудничество.
11 слайд:
Для понимания семьи как ведущего фактора развития личности ребёнка существенное значение имеет обращение к принципам воспитания в семье:
- принцип целенаправленности
- принцип научности
- принцип гуманизма
- принцип планомерности
- принцип согласованности
Задача педагога – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.
12 слайд:
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Таким образом, мы выделили подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ:
1. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие» и «социальное партнёрство».
2. Социальное партнёрство – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; где каждая сторона может вносить свои предложения по изменению или преобразованию деятельности.
3. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Отношения дошкольного учреждения с семьёй должны строиться на основе социального партнёрства и взаимодействия при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
1. «Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
2. «Открытость детского сада наружу» - означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.
13 слайд:
Нами были определены модели поведения педагога, ориентированные на семью:
1. Использование навыков положительного общения;
2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения;
3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи;
4. Уважение разнообразия и уникальности семей;
5. Создание социального партнёрства между детским садом и семьёй.
14 слайд:
Для формирования взаимоотношений между родителями и детьми необходимо определить задачи, условия, методы, формы проведения этой работы. Поэтому нами была разработана технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми.
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Функция технологии — представить развернутую систему воспитательно-образовательных мероприятий, которые реализуют на протяжении учебного года все их ведущие идеи, а на выходе (в конце учебного года) обеспечивают результат — повышение уровня сотрудничества с детьми и родителями.
15 слайд:
Наша работа по технологии формирования взаимоотношения между родителями и детьми велась по двум направлениям:
- Взаимодействие с родителями.
- Взаимодействие с детьми.
16 слайд:
Цели взаимодействия с родителями:
1. Научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха;
2. Повысить уровень педагогической культуры родителей;
3. Достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему.
Цели взаимодействия с детьми:
1. Сформировать у ребёнка понятие о семье; о чувствах внутри семьи.
2. Помочь ребёнку освоить представление о своей социальной роли в семье.
3. Научить ребёнка доверять своим близким.
17 – 19 слайд:
Исходя из целей, мы определили следующие задачи сотрудничества с родителями:
1. Изучить семью и установить контакты;
2. Создать условия для совместной работы детей и родителей;
3. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада;
4. Научить родителей видеть проблемы ребенка и решать их;
5. Использовать образовательный потенциал родителей.
А задачами, решаемыми в процессе взаимодействия с детьми в разных видах деятельности стали:
1. Воспитывать у детей привязанность к семье, любовь, чувство долга и заботливости к домочадцам.
2. Научить детей понимать основы взаимодействия с родителями и другими родными;
3. Научить детей понимать единство окружающего мира и принимать его противоречия;
4. Формировать у детей желание выполнять общественно значимые задания;
5. Формировать у детей понятие «права детей»;
6. Развивать у детей самопознание и уважение к себе;
7. Воспитывать у детей любовь к родному языку.
20 слайд:
Важным этапом в решении поставленных задач, является процесс изучения семьи.
Для этого использовали следующие методы изучения семьи:
1. Анкетирование;
2. Наблюдение за ребенком;
3. Обследование семьи с помощью проективных методик;
4. Беседа с ребенком;
5. Беседа с родителями.
21 слайд:
С целью исследования отношений родителей к своим детям мы использовали тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и тест «Хорошие ли вы родители?» Для оценки следующих результатов применялись следующие критерии оценки уровня развития внутрисемейных отношений:
1. Наличие потребности в общении с детьми.
2. Способность к эмпатии, понимание детей.
3. Стремление к сотрудничеству, контактность, стиль общения.
4. Умение создавать ситуацию успеха.
На начальном этапе нами были получены следующие результаты:
1. на высоком уровне развития внутрисемейных отношений – 9 семей – 30%
2. на среднем уровне развития внутрисемейных отношений – 19 семей – 64%
3. на низком уровне развития внутрисемейных отношений – 2 семьи – 6%
22 слайд:
Кроме того, были проведены диагностические исследования с участием детей с целью, выявить у них уровень знаний о семье. Для этого использовали методику Е. К. Ривиной «Ознакомление дошкольников с семьей и родословной»
Критериями оценки представлений о семье стали:
1.Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества
своих родителей.
2. Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек.
3. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.
4. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка.
5. Понимает родственные отношения: родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя,
племянник, племянница.
6. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уважительное отношение к окружающим людям. Старается радовать старших своими хорошими поступками.
7. Проявляет волевые качества.
8. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности.
9. Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей.
10. Имеет элементарные представления о том, что такое семья.
11. Имеет элементарные представления о том, что такое родословная.
Высокий уровень – 40%
Средний уровень – 50%
Низкий уровень – 10 %
23 – 24 слайд:
На основе полученных результатов, нами были выбраны следующие формы взаимодействия. При взаимодействии с родителями это:
1. Информационно – аналитические;
2. Досуговые;
3. Познавательные;
4. Наглядно – информационные;
1. Анкетирование – выявить интересы каждой семьи, её ценностные особенности;
2. Информационные общие стенды - информировать родителей о воспитании и развитии детей в детском саду;
3. «Наш день» - информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе;
4. Диагностика, тесты, опросы на любые темы;
5. Родительские собрания;
6. Консультации;
7. Беседы;
8. Тематические выставки;
9. «Школа для родителей»;
10. Родительский комитет;
11. Встречи с администрацией.
25 слайд:
А для работы с детьми, были выбраны следующие формы:
1. Непосредственно образовательная деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная деятельность детей.
26 слайд:
Кроме того, была проведена работа по взаимодействию детей и родителей, которая включает в себя:
1. Проведение акции «День открытых дверей»;
2. Занятия с участием родителей;
3. Праздники;
4. Викторины;
5. Семейные спортивные встречи;
6. Тематические выставки;
7. Интеллектуальные ринги для детей и родителей;
8. «Конкурсы семейных талантов»;
9. «Семейная мастерская»;
10. «Встреча с интересными людьми»;
11. «Ваши добрые дела»;
12. Видео и фотосъемка для создания «Семейного архива»;
13. Фотоальбом «Моя семья»;
14. Оформление групп;
15. Благоустройство ДОУ и территории.
27 – 29 слайды:
Подобнее рассмотрим формы работы с детьми:
Непосредственно образовательная деятельность с детьми: 1. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации, подвижные);
2. Чтение и обсуждение произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг; детских иллюстрированных энциклопедий;
3. Создание педагогических ситуаций, морального выбора; беседы духовно-нравственного содержания, специальные рассказы детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
4. Наблюдения за трудом взрослых;
5. Изготовление предметов для игр, создание макетов, коллекций и их оформление, сувениров;
6. Викторины;
7. Инсценирование и драматизация;
8. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, ситуаций из жизни, иллюстраций к знакомым сказкам, потешкам, игрушек;
9. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
10. Слушание и обсуждение народной, классической музыки;
Мероприятия: тематические досуги, праздники, театрализованные представления, конкурсы, экскурсии.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
1. Социально – личностное развитие: ситуативные беседы, помощь взрослым;
2. Познавательно – речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций; ситуативные разговоры с детьми;
3. Художественно – эстетическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей:
1. Индивидуальные и совместные игры;
2. Работа в уголках книги, театра;
3. Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций и др.
30 слайд:
В процессе работы, используем разные методы взаимодействия с детьми:
1. Наглядные: показ предметов, образца, использование дидактических пособий, наблюдение используются во время:
• чтения педагогом;
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• моделирования сказок, ситуаций из жизни.
2. Словесные: пояснение, рассказ, чтение, беседа
• чтения литературных произведений педагогом;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагогом;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
3. Практические: упражнения, игровые, проблемно-исследовательские используются:
• в продуктивную деятельность;
• при проведении игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• при организации постановки сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
• при изготовлении с детьми наглядных пособий для игр.
31 слайд:
Для оценки эффективности проделанной работы, мы провели повторное диагностическое исследование с родителями и детьми, в котором были получены следующие результаты. При взаимодействии с родителями:
1. на высоком уровне развития внутрисемейных отношений – 17 семья – 57%
2. на среднем уровне развития внутрисемейных отношений – 13 семей – 43%
3. на низком уровне развития внутрисемейных отношений – нет.
32 слайд:
При взаимодействии с детьми:
Высокий уровень знаний у детей о семье – 68%
Средний уровень – 32%
Низкий уровень – 0%
33 слайд:
Работая по данной технологии нами были получены следующие результаты взаимодействия с родителями:
1. Изменился характер вопросов родителей к педагогам, как показатель роста педагогического интереса, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
2. Повысилась посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению, родители стремяться анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
3. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;
4. Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
5. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
6. Взаимоотношения с родителями стали партнерскими. Родители и педагоги советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
7. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к педагогу, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
8. Новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:
1. Родители могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
2. У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
3. Развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
4. Формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
5. Возникает доверие к педагогам и другим сотрудникам детского сада;
6. Родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
7. Взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;
8. Устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями и детьми. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Когда родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома возникает интерес и доверие, что позволяет узнавать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию. Это помогает в дальнейшем избежать проблем в детско – родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.
Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".
Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...
«Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ»
Работа с родителями в условиях ДОУ...
Деловая игра с родителями. Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"
Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"...
«Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ»
Сейчас принято к месту и не к месту говорить о трудном времени, в котором мы живем. Может быть, оно было бы менее трудным для нас всех, если бы мы меньше говорили о беспорядках в России в целом, а зан...
Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра. «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
Предлагается разрешить разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка....
Родительское собрание в стиле деловой игры «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
laquo;Всё и хорошее и плохое человек получает в семье»...
Деловая игра с родителями: «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
О взаимоотношениях между взрослым и ребенком. Ведь всё хорошее и плохое ребенок получает в семье....