«Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ»
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ»
Лучше всего помочь детям,
помогая их родителям.
Т. Харрис
Сейчас принято к месту и не к месту говорить о трудном времени, в котором мы живем. Может быть, оно было бы менее трудным для нас всех, если бы мы меньше говорили о беспорядках в России в целом, а занялись наведением порядка в каждой конкретной семье. Говоря слово «порядок», имеется в виду - упорядоченность отношений, т.е. взаимоотношения членов семьи, основанные на взаимоуважении, взаимотерпимости, взаимопомощи.
Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – определённый морально – психологический климат; это для ребёнка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувство любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Воспитание в семье – прежде всего общение, которое отличает особый тон, «присоединение» к внутреннему состоянию ребёнка, непосредственное влияние на него. В общении решается задача – совершенствовать взаимодействие с ребёнком, изменение его состояния и поведения. Однако семья таит в себе и определённые сложности, противоречия, недостатки воспитательного воздействия.
Формирование взаимоотношений между родителями и детьми является одной из актуальных задач системы дошкольного образования на современном этапе.
Проблемы семейного воспитания рассматриваются в трудах многих современных ученых. Так, характеристика семьи содержится в работах Е. П. Арнаутовой, А. Я. Варга, О. П. Клыпа, Т. А. Марковой и др. Значительная часть экспериментальных работ на исследование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания. Таких как, становление начал коллективизма (Л. В. Звягик), формирование нравственно – волевых качеств (В. П. Дуброва, Н. А. Стародубова, Х. А. Тагирова), заботливого отношения к окружающим (И. С. Хоменко), взаимосвязь самооценок детей и родителей (М. М. Абрелева) и др.
Предметом изучения стали разные виды деятельности детей в условиях домашнего воспитания: игры (Г. Н. Гришина, В. М. Иванова), труд (Д. О. Дзинтаре). Работы современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике домашнего воспитания (С. В. Ковалёв, А. В. Петровский, О. А. Шаграева, А. С. Спиваковская).
Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей (И. В. Гребенников, О. А. Зверева, В. К. Котрыло и др.), линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребёнка, коррекции его поведения (Е. С. Бубнова, В. И. Безлюдная, А. И. Захарова).
В результате анализа психолого-педагогической литературы был сделан вывод о том, что, не смотря на значительную разработанность различных сторон семейного воспитания, вопрос формирования взаимоотношений между родителями и детьми с помощью профессиональных педагогов требует дальнейшего решения.
Все это позволило определить тему по самообразованию: «Привлечение потенциала родителей для формирование взаимоотношений между родителями и детьми в ДОУ».
Проблема исследования – поиск путей формирования взаимоотношений между родителями и детьми в ДОУ.
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, средства и приемы формирования взаимоотношений между родителями и детьми.
Объект исследования – процесс формирования взаимоотношений между родителями и детьми.
Предмет исследования – педагогическая технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми.
Гипотетическое предположение основано на том, что уровень развития взаимоотношений между родителями и детьми существенно улучшится, если педагог обеспечит успех этого взаимодействия с помощью организации комплекса мероприятий:
1. общие и групповые родительские собрания;
2. консультации;
3. занятия с участием родителей;
4. выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
5. «Дни добрых дел»;
6. «Дни открытых дверей»;
7. участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
8. оформление фотомонтажей;
9. совместное создание предметно – развивающей среды;
10. работа с родительским комитетом группы;
11. беседы с детьми и родителями;
12. тренинги;
13. семинар – практикум;
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены задачи:
1. изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2. разработать комплекс мероприятий по формированию взаимоотношений между родителями и детьми и апробировать его на практике.
Родительский дом – постоянство окружения: люди, обстановка, вещи, природа. Окружение сливается в единый образ первоначального мира ребёнка, где всё знакомо до мельчайших штрихов, привычно, а от того, надёжно, спокойно. Нормальная семья живёт богатой внутренней жизнью, повседневно творит душевный и духовный мир индивидуальности, выводит её в большой мир.
Уклад родного дома запечатляется в сознании ребёнка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.
Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья – семья, достигшая гармоничного взаимопонимания и взаимоадаптации с ребёнком, где общение с детьми – большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. Разумная любовь характеризуется принятием ребёнка, сочетанием положительного эмоционального к нему с разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии. В здоровом психологическом климате ребёнку не уготованы никакие фиксированные роли. Его любят («кумир семьи») напроказничал – стал «ужасным ребёнком»; вечером – он «папино сокровище», а днём, когда родители на работе – «бабушкино сокровище». И все роли ребёнок выполняет с удовольствием, не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не принуждает. В любящей семье ребёнок не бывает ни «козлом отпущения», «золушкой», но ему дают роли помощника, интересного человека, советчика, которые подчеркивают, как он нужен родителям.
Счастливая семья – почва для эмоциональности ребёнка. Однако воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое воспитание, требует усилий, и усилий и не малых. «Учить чувствовать», писал В. А. Сухомлинский – это самое трудное, что есть в воспитании. Он предложил такой путь воспитания чувств у ребёнка в семье:
- вовлекать ребёнка в добрые дела из симпатии, участия, любви к другому человеку (забота, волнение, тревога о близких);
- развивать чуткость сердца по отношению к другим людям, особенно к тем, кто нуждается во внимании – маленьким, пожилым;
- использовать произведения искусства, природу для обогащения эмоционального мира ребёнка.
Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребёнка, интерес, к его детским, пусть самым пустяковым проблемам – в этом выражение любви родителей к ребёнку.
А. В. Петровский выделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответствующие им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе вмешательства, сотрудничество.
Диктат характеризуется тем, что во главе угла ставят требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребёнка с помощью приказа, насилия, угрозы и др. жестоких мер. Безнравственность диктата не требует особой аргументации: ломается воля ребёнка, на корню «вянет» стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. «Плоды» такого воспитания – страх, ложь, вспышки грубости и тд.
Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату: освободить ребёнка от трудностей, избавить от лишних требований. Но по сути, диктат и опека – явление одного порядка, отличающиеся формой, а не содержанием. Результаты во многом совпадают.
Мирное сосуществование на основе не вмешательства – достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда – минимум требований, правил, норм поведения. Результат – отчуждение детей и родителей.
Сотрудничество – баланс любви, уважения и требовательности к ребёнку. Здесь требования не «выпячиваются», они естественны. У ребёнка нет страха перед выполнением и не выполнением норм, правил, требований, поскольку, ему напомнят, подскажут, помогут.
Итак, задача родителей – организовать жизнедеятельность детей не столько с помощью внешней регламентации – через предъявление требований, правил, а путем всемерной активизации у ребёнка внутренних стимулов, потребностей стать лучше.
Родительское отношение представляет собой единство эмоционального отношения к ребёнку, стиля общения с ним особенностями понимания.
А. Я. Варга и В. А. Смехов выделяют следующие причины неэффективности родительского отношения к ребёнку:
- педагогическая и психическая неосведомленность;
- личные проблемы и особенности родителей, которые он привносит в общение с ребёнком;
- особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребёнком.
Причиной увеличения числа конфликтов в общении родителей с детьми могут быть:
- кризисы 3 и 7 лет;
- неадекватный тип воспитания в семье;
- сформировавшиеся уже личностные особенности самого ребёнка.
Среди причин непонимания родителями детей можно назвать неумение выделить мотивы поведения ребёнка, лежащие в основе нарушения дисциплины. Американский психолог Дрейкурс выделяет 4 более существенные причины:
- ребёнок хочет обратить на себя внимание;
- не хочет подчиняться взрослым, хочет одержать верх над ними;
- мстит за то, что не любим и обижен;
- демонстративно показывает, что он ни на что не способен и хотел, чтобы оставили его в покое.
Одной из важных проблем является – понимание состояния ребёнка.
Для понимания семьи как ведущего фактора развития личности ребёнка существенное значение имеет обращение к принципам воспитания в семье:
- принцип целенаправленности характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности её предполагаемый результат;
- принцип научности. В течение веков домашнее воспитание основывалось на здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение;
- принцип гуманизма. Родители должны принимать ребёнка как данность, таким, каков он есть со своими особенностями, привычками.
- принцип планомерности. Воспитание ребёнка должно развёртываться в соответствии с поставленной целью.
- принцип согласованности. Воспитание осуществляется разными лицами: членами семьи, педагогами д/с. Ни один из воспитателей маленького ребёнка не могут воспитывать его изолированно друг от друга. Необходимо согласование целей, содержание воспитательной деятельности средств и методов её осуществления.
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, педагогов.
Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Задача педагога – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.
На первом этапе проведения педагогического эксперимента был проведен Семейный досуг. Показателем семейного досуга стали рисунки детей на тему «Вечер в моей семье». Все рисунки похожи мама на кухне, папа на диване, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками.
Рисунок - показатель взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок. Вот почему в благополучных, казалось бы, семьях вырастают трудные дети. Они ищут общения на стороне, порой попадая в дурную компанию.
Рисунки детей заставили родителей посмотреть на своего ребенка другим взглядом. Ответ был один: мало общаемся с детьми.
На вопрос: Что вам не разрешают делать родители, ответы детей сводились в основном к следующему нельзя зажигать газ, открывать незнакомым людям дверь, разжигать костер и т.д. Некоторые дети говорили так: «Я не знаю, что мне нельзя, мне все можно». Вот с такой установкой - можно все! - дети обычно приходят в детский сад можно кричать, бегать, перебивать учителя, плохо вести себя во время обеда и т.д. Принцип воспитания многих родителей делай что хочешь, только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребенка, они должны предъявлять к нему не обходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя.
Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил:
- Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться.
- Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию.
- Покажи ребенку хороший пример.
Совместно с родителями мы решили создать клуб Счастливая семья. Его работу строим под девизом: «Моя семья - моя радость». Наша общая цель – воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям.
Первое заседание клуба посвящено оно было знакомству с семьями детей. Каждая семья выпустила стенгазету под заголовком: «Вот мы какие!», где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе были описаны семейные увлечения. Очень интересной получилась выставка семейных альбомов. Заседание клуба превратилось в чудесный праздник, в котором приняла участие каждая семья. Показа ли свои таланты и дети, и родители, и бабушки. Немного позже мы провели марафон Моя дружная семейка. В стихах, песнях, игровой форме дети выразили свое отношение к бабушкам и дедушкам, родителям, братьям и сестрам. Дети, высказали свое мнение, как они понимают, что такое мир семьи. В итоге получилось, что мир семьи - это
• родной дом, уют, тепло;
• взаимопонимание, любовь, уважение;
• праздники, традиции.
Взрослые постарались объяснить детям, чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить три важных правила:
• уважай старших и люби их;
• позаботься о младших;
• помни, что ты в семье помощник.
На вопросы, какие качества надо воспитывать в себе, с каким настроением надо выполнять домашние обязанности, как должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы, отвечали не только дети, но и родители.
Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растет», поэтому у нас началась практическая работа по сбору материалов о родословной семьи. С помощью альбома-пособия, где имеются задания для детей и родителей, приступили к выполнению первого задания. Дети знакомились с происхождением имен и фамилий, в словарях и справочниках искали материалы. Выполняя задания, дети писали о себе, своих родителях, братьях и сестрах, о своих любимых бабушках и дедушках. Узнав много интересного о своих родственниках, выяснив их звания и титулы, дети вместе с родителями начали рисовать генеалогическое древо - древо жизни каждой семьи. Составив свою родословную, нарисовав генеалогическое древо, научились сочинять свои фамильные гербы и девизы. На поле щита рисовали то, что больше всего подходит к их семье кто-то изобразил свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение. Все владельцы герба должны иметь фамильные девизы. Найти подходящий девиз помогли пословицы: «Век живи - век учись!», «Терпение и труд все перетрут», «Под лежачий камень вода не течет» и др.
Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками.
Вся эта работа помогла детям понять, чтобы бережно относиться к близким людям, надо во всем помогать и делать добрые дела.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время мы пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.
Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже учителю, который обычно близок к родителю, трудно противостоять этому. Да и нужно ли, стоит ли ломать эту традицию. А не лучше ли, возвести ее в своеобразный принцип пусть семья воспитывает детей, как хочет. Но она непременно должна хотеть и уметь воспитывать. А чтобы помочь родителям выбрать правильный путь, в рамках клуба Счастливая семья мы провели цикл бесед за круглым столом. Родители могли свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, делились опытом семейного воспитания.
За время, что работы по данной теме было проведено много праздников, родительских собраний, встреч за круглым столом. Эту форму сотрудничества воспитателя, родителей и детей я считаю очень эффективной, время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители на глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодати почвой, способной взрастить семена добра и нравственности.
Далее мы решали начать разработку методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Для этого мы использовали обсуждение разных точек зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей. Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление. Вопрос может быть таким в чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях. Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так. Или ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей. Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации.
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо, Почему ты опять не убрал свои игрушки - Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку Стыдно! Меня не устраивают твои хочу, мало ли, что ты хочешь!, Что бы ты без меня делал(а), Как ты можешь поступать так со мной! и др. Задания могут выполняться в такой форме воспитатель начинает фразу Хорошо учиться в школе - это значит... или, Для меня диалог с ребенком - это... Мать или отец должны закончить предложение. Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают, когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Только вербальное общение (родители отвечают на вопросы педагога и друг друга) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина в том, что, стараясь представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.
В ходе проведенного психолого - педагогического эксперимента нами была составлена структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка, которая состоит из трех блоков информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:
Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).
Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что вынуждает взрослых вступить с ребенком в общение (традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа что ел, почему штаны грязные и т.п.).
Основная задача – создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т.д.).
Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока. Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок - контрольно-оценочный.
Контрольно-оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада. Таким образом, эта модель является для руководителей ДОУ отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом, а педагогического коллектива - с семьей.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью мы использовали активные формы и методы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- Дни добрых дел;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- семинар – практикум;
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это дела, чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
ют другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В. А. Сухомлинский сказал «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Поэтому мы решили – пусть праздничные встречи будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение. Они не остаются равнодушными собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Когда родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома возникает интерес и доверие, что позволяет узнавать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию. Это помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.
Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".
Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...
Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в ДОУ
Сотрудничество детского сада и семьи...
Деловая игра с родителями. Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"
Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"...
«Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ»
Сейчас принято к месту и не к месту говорить о трудном времени, в котором мы живем. Может быть, оно было бы менее трудным для нас всех, если бы мы меньше говорили о беспорядках в России в целом, а зан...
Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра. «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
Предлагается разрешить разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка....
Родительское собрание в стиле деловой игры «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
laquo;Всё и хорошее и плохое человек получает в семье»...
Деловая игра с родителями: «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
О взаимоотношениях между взрослым и ребенком. Ведь всё хорошее и плохое ребенок получает в семье....