проект изостудии маленького художника «Цветик - семицветик».
проект по теме

Ягодкина Елизавета Павловна

Создание целостной системы работы с детьми по развитию художественно – творческих способностей посредством изостудии маленького художника «Цветик - семицветик». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izostudiya_proekt.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Описание проекта

 «Каждый ребенок - художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо

Постановка проблемы

Ребенок и искусство таит в себе много загадок и вопросов. В нашу эпоху кризиса односторонне – рационалистического направления образовательной системы взоры многих обратились в сторону искусства. Но, к сожалению, инерцию логического к постижению окружающего мира пока удается преодолеть немногим. Это касается не только естественнонаучных областей знания, но и области так называемого «приобщения» ребенка к искусству.

Художественное творчество для дошкольников предполагает интеграцию продуктивной деятельности в области эстетического освоения мира  в разных формах. Для ребёнка важно открытие необычного в обычном, неизвестного в известном. Поэтому важно развивать в ребёнке художественно – эстетическое начало через впечатления и ощущения, проявляющиеся в отношении к миру и выражающиеся в конкретной деятельности.

Огромное количество изменений в жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы адаптироваться к новым условиям, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развивать и проявлять свое творчество.

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.

«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок» - это муниципальное бюджетное образовательное учреждение, где развитие творческих способностей личности  обеспечивается  через организацию изостудии маленького художника «Цветик - семицветик».

Концепция проекта

Детское творчество – основной способ существования и развития личности, в котором ребенок проявляет свое понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, представлений, интересов способности в самообразования для успешной самореализации в настоящем и в будущем.

Актуальность проекта

Актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки - всестороннее развитие личности ребёнка на основе художественно-эстетической деятельности. При всем многообразии исследований и практических решений она остается неисчерпаемой и привлекательной для новых поколений.

Так, психологи и педагоги указывают на то, что творческие способности, если они оказываются невостребованными, с возрастом снижаются, хотя интеллектуальные и жизненные возможности личности возрастают, происходит феномен «угасания способностей вундеркиндов».

Гипотеза исследования

 Современное дошкольное учреждение призвано выполнить просветительскую миссию, от которой, без преувеличения, зависит будущее нашей страны. Для этого необходимо новое образовательное пространство которое гармонично объединяет различные направления и области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный, сложный и многогранный мир.

Новизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы по проекту, использовании интерактивных методов обучения и воспитания в образовательной области «Художественное творчество».

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно-образовательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в творческий процесс.

 Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Таким образом, был сделан вывод, что необходимо создать условия для развития у  детей творческих способностей.

Все выше приведенные данные позволили мне сформировать цель проекта и его задачи.

Цель проекта:

Создание      целостной      системы   работы   с   детьми   по   развитию художественно – творческих  способностей  посредством  изостудии маленького художника «Цветик - семицветик».

Для успешного достижения намеченной цели предполагается  решение следующих задач:

  1. Создать условия для организации изостудии.
  2. Совершенствовать    изобразительные    навыки    и    умения,     формировать художественно-творческие способности.
  3. Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства.
  4. Формировать умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами.
  5. Создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей.
  6. Пополнять  «Портфолио» детей  .

Социальные партнеры проекта:

  • МБУК «Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего востока»
  • МОУДО «Детская художественная школа №7 г. Юрга»
  • МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»
  • МОУДО «Детская художественная школа №7 г. Юрга».

Целевая группа проекта

В реализации проекта «Изостудия маленького художника «Цветик-семицветик»» принимают участие родители, воспитанники от 3-6 лет и педагоги «Центра развития ребенка – детский сад №18 «Теремок».

Целью создания изостудии является развитие художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность.

Механизмы реализации проекта

Проект «Изостудия маленького художника «Цветик-семицветик»» реализуется через работу МО педагогов ДОУ и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование, взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

В данном проекте используются разнообразные формы и методы работы с детьми, родителями, педагогами:

        Индивидуальные формы:

  • индивидуальные консультации педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности для родителей и педагогов;
  • индивидуальная работа в непосредственно - образовательной деятельности  (НОД) с детьми;
  • индивидуальная диагностика, наблюдение, анкетирование.

Групповые, массовые формы:

  • групповая НОД, совместная деятельность, мероприятия художественно-эстетической направленности;
  • мастер-класс (специалисты и родители).

Наглядные методы:

  • интерактивные методы обучения и воспитания;
  • фото-видео съемки;
  • смотры-конкурсы;
  • выставки детского творчества (художественного творчества и декоративно-прикладного).

Словесные методы:

  • беседы;
  • дидактические игры, игровые упражнения, вербальные и художественные упражнения;
  • сказки.

Взаимодействие с родителями:

  • беседы, устные консультации об особенностях специфики детского рисунка;
  • информация о художественном творчестве;
  • проведение выставок рисунков детей и их родителей;
  • проведение совместных досугов, развлечений;
  • посещение музеев;
  • приглашение родителей на Дни открытых дверей.

Ресурсное обеспечение

Творческая группа проекта

Руководитель проекта Ягодкина Е.П.

        Координатор проекта Решетняк Е.Н. , музыкальный – руководитель Чаюнова О.А., педагог – психолог Решетняк Е.Н., социальные партнеры проекта.

Материально-техническое обеспечение «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок»» соответствует успешной реализации проекта.

На базе учреждения имеются: музыкальный зал, оборудованный согласно современным требованиям (мультимедийный комплекс, 3 ноутбука, видеокамера, фотокамера, музыкальный центр), кабинет для создания изостудии,  комната психологической разгрузки.

Ожидаемые результаты проекта

  1. Создание условий для развития художественно-творческих способностей детей.
  2. Повышение уровня развития мелкой моторики, ручных умений и навыков изобразительных способностей каждого ребенка.
  3. Проявление творчества, оригинальности в разных видах изобразительной деятельности.
  4. Совершенствование форм работы с одаренными и способными  детьми.
  5. Обеспечение каждому ребенку равных способностей в реализации интересов.

Срок реализации проекта

Протяжённость проекта  1 год  (с 01.08.2013 по 31.08.2014 г.)

Этапы реализации проекта:

I этап организационно – аналитический:  (01.08. – 15.09.2013г.)

Задача: анализ ситуации; создание условий для организации изостудии в МБДОУ; привлечение дополнительных социальных партнеров в реализации проекта.

Используемые формы работы:

  •  подбор и изучение литературы по проблеме;
  • подбор творческих заданий и игр на развитие   художественно-творческих способностей в соответствии с возрастом;
  • посещение музеев изобразительного искусства и краеведения г. Юрги;
  • проведение  диагностики  (начало  учебного  года)  мелкой  моторики   по возрастам по методике Н.О. Озерецкого (приложение 1);
  • анализ развития творческого воображения по Дьяченко (приложение 2);
  • диагностическое задание с кругами по Т.С. Комаровой (приложение 3)
  • составление перспективного планирования кружковой работы (прил. 4);
  • подбор и составление  консультативного   материала   для   педагогов   и   родителей (приложение 5).

II этап – практический (16.09. – 31.05.2014г.)

 Задача: приобщить детей к художественному творчеству, повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах  художественного творчества детей; развивать способности на основе дифференцированного подхода к одаренным детям в образовательных областях: художественное творчество, музыка, социализация, коммуникация.

Представляет собой прохождение 3 модулей:

1.        Работа с ребенком

  • приобщать к художественному творчеству;
  • обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с
  • другими видами образовательных областей в едином педагогическом процессе;
  • способствовать самореализации.

2.        Работа с педагогами

  • активное вовлечение в творческий процесс по пополнению и систематизации методического обеспечения;
  • повышение профессионального мастерства с целью правильной организации воспитательно-образовательного процесса с одаренными воспитанниками.

3.        Работа с родителями

  • привлечение родителей к активному участию в конкурсном движении;
  • психолого-педагогическая поддержка в воспитании одаренного ребенка.

Данный этап проекта включает в себя следующее:

  • приобретение наглядно - дидактических пособий;
  • подбор необходимого технического оснащения;
  • создание картинной галереи в ДОУ;
  • проведение индивидуальной работы с детьми по формированию художественно – творческих способностей;
  • организация работы изостудии.
  • мастер – класс  для воспитателей по теме: «Чудеса монотипии».
  • консультация  для  педагогов ДОУ:  «Методы  воздействия  воспитателя, стимулирующие детей к творчеству».
  • создание тематических коллекций детских рисунков.

III этап – итоговый(01.06. – 31.08.2014г.)

Задача: обобщение опыта; слайд - презентация по итогам реализации проекта.

Этот этап проекта включает анализ проведенной  диагностической и практической работы:

  • проведение диагностики успехов детей;
  • проведение консультации, мастер-класса для педагогов ДОУ;
  • пополнение и классифицирование картин художников мира;
  • организована выставка детских работ в ДОУ.

Содержание проекта включает себя творческую деятельность всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Итоговое мероприятие в форме интегрированного развлечения для детей и родителей.

Оценка результатов

Способы оценки эффективности проекта

Эффективность проекта будет оцениваться администрацией «Центра развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок», родителями и непосредственно детьми, участвующими в реализации проекта.

Будет осуществлено:

  • тестирование воспитанников ;
  • мониторинг интегративных качеств детей;
  • анкетирование, опрос родителей по реализации проекта «Изостудия маленького художника «Цветик – семицветик».

Критерии эффективности реализации проекта

  • проявление интереса к художественному творчеству;
  • проявление творчества и активности на всех этапах работы с проектом.

Перспектива проекта

Дальнейшее развитие проекта «Изостудия маленького художника «Цветик – семицветик» служит мощным инструментом развития всех качеств личности одаренного ребенка и художественного самовыражения через участие воспитанников и педагогов в муниципальных, региональных, Всероссийских, Международных конкурсах.

Возможно привлечение спонсоров в целях финансирования реализации проекта «Изостудия маленького художника «Цветик – семицветик».

Нормативно-правовая база

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (01.09.2013 г. № 273 - ФЗ).

-Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г «N 124-ФЗ);

-Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования.

-ООП дошкольного образования, составленная на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (Проект) «Детский сад 2100»

-Федеральная целевая программа «Одаренные дети»

-Рабочая Концепция одаренности.

-Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Кемеровской области на 2010 – 2015 гг. (утвержденная распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 844-р от 21.10.2010г.).

Список литературы

  1. Брыкина,    Т.И.    творчество   в   работе   детей    с   различными материалами [текст] - М., 2012. - 80с.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [текст] - М.: Просвещение, 1991. - С. 56 - 60с.
  3. Гербова, В.В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [текст] - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - С. 60 - 75с.
  4. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [текст] - М., 1996.-С. 45-47с.
  5. Комарова,    Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [текст] -М.,2010. - 125с.
  6. Комарова,   Т.С. Детское художественное творчество [текст]   - М., 2010.-110с.
  7.  Чиндилова О.В.  Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад  2100». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Проект) [текст] – М. : Баласс, 2012. – 496 с.
  8. Лилов, А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [текст] - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 152с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работы детей изостудии "Цветик-семицветик"

Художественно-эстетическое развитие детей...

Работы детей изостудии "Цветик-семицветик"

Художественно-эстетическое развитие...

Проект детского волонтерского движения "Цветик-семицветик"

Предложенная система работ по организации волонтерского движения может быть использована в ОО любого вида и типа, при условии заинтересованных, активных, целеустремленных лидеров...

Проект детского волонтерского движения "Цветик-семицветик"

Проект детского  волонтерского движения "Цветик-семицветик"...

Изостудия кружок "Цветик-семицветик"

                      Цель: Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.Задачи:1.Формиро...