Приучение к дисциплине и саморегуляция в раннем возрасте.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Жосан Вероника Анатольевна

Маленькие дети должны подчиняться установленным правилам. Они пугаются, если их предоставить самим себе. Приемами организации дисциплины являются объятия, поцелуи, похвалы, объяснения, установление правил. Чтобы добиться желаемого результата, все эти приемы должны использоваться в комплексе.

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. В разнообразии видов деятельности, которые осваивают дошкольники, формируется произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Приучение к дисциплине и саморегуляция в раннем возрасте».

Содержание:

  1. Введение.
  2. Правила приучения к дисциплине в раннем возрасте.
  3. Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста.
  4. Упражнения, направленные на развитие саморегуляции детей.
  5. Выводы.
  6. Список литературы.
  7. Приложения.

Введение.

Дисциплина – более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Дисциплина предполагает обучение детей правильному поведению. Дети в раннем возрасте не могут управлять своим поведением и держать под контролем внутренние побуждения. Они нуждаются в руководстве взрослых.

Маленькие дети должны подчиняться установленным правилам. Они пугаются, если их предоставить самим себе. Приемами организации дисциплины являются объятия, поцелуи, похвалы, объяснения, установление правил. Чтобы добиться желаемого результата, все эти приемы должны использоваться в комплексе. 

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. В разнообразии видов деятельности, которые осваивают дошкольники, формируется произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль над своими действиями, а нарушение правил поведения замечается уже с 3 лет. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

Правила приучения к дисциплине в раннем возрасте.

В жизни часто возникают ситуации, когда взрослые сердятся на детей. Но ребенок редко имеет намерение поступить плохо. Нежелательное поведение детей часто является продуктом их любознательности. Мышление детей раннего возраста еще не настолько развито, чтобы они могли предвидеть последствия своих поступков. Главная забота взрослых – принять меры предосторожности, чтобы избежать повторения необдуманных действий детей. Обвинения и телесные наказания не эффективны, поскольку ребенку непонятно, что он сделал не так. И нет уверенности в том, что он не совершит тех же ошибок в дальнейшем. Когда на ребенка кричат или стыдят, страдает его самолюбие. Если же применять физическую силу, ребенок будет считать, что в случае разногласий с другими людьми, можно будет поступать также.

Правила должны быть изложены четко и определенно, их надо последовательно проводить в жизнь. Если ребенок знает, что ему надо мыть руки перед едой всегда, он безоговорочно подчиняется. Если он знает, что садиться за стол с чистыми руками можно не всегда, то будет стараться нарушить это правило каждый раз. Правила нужно объяснять: «Все моют руки перед едой, чтобы в организм не попали микробы». Трехлетние дети уже начинают воспринимать разумные доводы. Это то самое время, когда можно что-то объяснить ребенку, и он будет следовать правилам сознательно, а не по принуждению. Правила должны соответствовать уровню развития ребенка, например, за то, что он рассказывает выдуманную историю (немного воображения полезно), не надо наказывать маленького ребенка.

Правила должны быть выполнимыми и разумными по количеству. Можно  игнорировать незначительные, неопасные отклонения в его поведении, например, нытье и хвастовство. Как только ребенок поймет, что таким поведением он не привлечет ничьего внимания, он прекратит это делать.

Дети раннего возраста уже достаточно созрели, чтобы иметь собственные желания. Когда происходит давление, то усиливается и сопротивление. Лучше всего похвалить ребенка, когда он делает что-то хорошо.  

В случае, если ребенок собирается сделать что-то запрещенное, нужно вовремя его отвлечь. Детям нужны положительные эмоции. Они должны получать их гораздо больше, чем отрицательных. По меньшей мере, раз 20 в день следует сказать ребенку, как он хорошо себя ведет.

Дети испытывают потребность в объятиях, поцелуях, похвалах и положительном к себе отношении. Они изо всех сил стараются добиться этого. Малыши нуждаются в постоянном внимании. Они даже могут нарочно плохо вести себя, чтобы только привлечь внимание взрослых. Вывод: необходимо уделять внимание хорошему поведению и игнорировать нежелательное.

Очень важно часто хвалить ребенка. Похвала – это способ передачи ему своих ожиданий. Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, так как понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.

Взрослым нужно следить за своим поведением и показывать детям хороший пример, так как малыши очень наблюдательны и все копируют.

Чтобы из маленьких детей получились дисциплинированные взрослые, им нужны терпеливые и любящие учителя.

Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста.

Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения. Поэтому развитию произвольности целесообразно уделять особое внимание. Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Психическая саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.

Слово вначале влияет не своим смысловым значением, а самим фактом произношения, звучанием и заставляет ребенка действовать не столько избирательно, сколько непосредственно. Постепенно, по мере того как слова наполняются для ребенка конкретным содержанием, он приучается выполнять действия по приказу  взрослых, а затем и подчиняться требованиям, которые он сам формулирует при помощи собственной речи. Таков общий путь формирования произвольных действий.

Развитие произвольной и волевой регуляции в ходе взросления ребенка неразрывно связаны. Формирование произвольности в раннем детстве с ее центральным моментом –  регулирующей ролью речи – имеет существенное значение для перехода к собственно волевому поведению.

Преобладающая в раннем детстве разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа приводит к тому, что действия ребенка долго не совпадают с наглядно воспринимаемым образцом, опережая его или явно запаздывая. В дошкольном возрасте эта разобщенность преодолевается, и двигательные реакции детей все более точно соотносятся с образцом не только по характеру, но и по времени.

Для детей 2 – 2,5 лет большие трудности представляет выполнение по словесному требованию нового, даже простого действия. Необходим показ с объяснением.

Выработать произвольную, четко согласованную с сигналом, двигательную реакцию с детьми 2-2,5 лет можно в том случае, если действия ребенка регулируются каким-то внешним сигналом.

После трех лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений.  У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Ребенок сознательно пытается воспроизвести характерные движения определенного персонажа, передать ему особые манеры.

Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю.

 В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.

Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.

Двигательная сфера:

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
  • различать и сравнивать мышечные ощущения;
  • определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений (“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм);
  • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Эмоциональная сфера:

Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Это самое удобное время  учить понимать их, принимать и полноценно выражать.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
  • одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

Сфера общения:

Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:

  • управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать его эмоциональное состояние);
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Сфера поведения:

Управление поведением, включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие  умения:

  • определять конкретные цели своих поступков;
  • искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
  • проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
  • предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
  • брать на себя ответственность.

В развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно в выборе поступка или действия состоит первый шаг на пути развития произвольного управления поведением.

Возникает вопрос: с помощью каких упражнений можно развить саморегуляцию детей в детском саду?

Упражнения, направленные на развитие саморегуляции детей.

Наиболее важное место в технике психической саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, которые в свою очередь способствуют расслаблению контроля сознания и введения установок в подсознание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка.

Блоки упражнений направленные, на развитие саморегуляции ребенка:

I. Упражнения, направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля [Приложение 1.].

II. Упражнения, направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер [Приложение 2.].

III. Упражнения, направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения [Приложение 3.].

В комплекс занятий,  направленных на развитие саморегуляции детей,  необходимо включать дыхательные упражнения, массаж, растяжки, постизометрическую релаксацию (ПИРС) и аутогенную тренировку.

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Важно научить ребенка (с проблемами) обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Естественное дыхание (так дышит здоровый ребенок) вовлекает в работу все тело, т.е. на работу каждой отдельной части тела влияют дыхательные волны, проходящие по всему телу.

Массаж традиционно включается в комплексы общеоздоровительных мероприятий в целях активизация отдельных систем организма.

Растяжки - позволяет снимать эмоционально-психическое напряжение и повышать двигательную активность, что так важно для ребенка. Растягивание представляет собой динамическую работу мышц, причем внимание сосредоточено не на какой-то одной мышечной группе, а на движении всего тела. Концентрируя внимание на движениях, ребенок постепенно учится владеть своим телом, что оказывает положительное влияние на его физическое и психическое состояние.

Постизометрическая релаксация (ПИРС) - предварительное напряжение в течение определенного времени вызывает естественное расслабление мышц. Релаксация возникает естественным путем за счет утомления мышц, и ребенок сам регулирует этот процесс. Существенным моментом является сохранение определенной позы в течение некоторого времени (движения практически отсутствуют). Для преодоления внутреннего напряжения необходимо научить ребенка расслабляться, расслаблять свое тело, т.е. учить приемам релаксации.

Релаксация - это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения, связанного с переутомлением, нарушением осанки, недостатком потребности организма в движении.

Для снятия эмоционального напряжения у детей применяют методику аутогенной тренировки (аутотренинг). Аутотренинг проводится с детьми легковозбудимыми, с повышенной утомляемостью, пассивными, агрессивными. Занятия проводятся в ситуации, когда дети возбуждены и утратили способность полноценно воспринимать информацию. Полезен аутотренинг и в создании благоприятных условий для психического и физического развития каждого ребенка. Короткое расслабление моментально воздействует на поведение всех детей группы. Методика аутогенной тренировки предполагает не только снятие эмоциональной напряженности, но и развитие саморегуляции у детей.

Выводы.

Приучение к дисциплине и развитие у детей саморегуляции взаимосвязаны. Когда мы хотим добиться дисциплины от детей, необходимо помочь им в первую очередь выработать самодисциплину, то есть разумное управление собственными желаниями, порывами, побуждениями. Другими словами, научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и в то же время удовлетворять личные запросы без ущерба для общества. Фундамент послушания закладывается в раннем детстве. Чтобы успешно научить ребенка контролировать свои порывы, приучить к дисциплине, очень важно обучить его навыкам саморегуляции. Наша задача – добиться, чтобы ребенок все менее и менее зависел бы от нас в проявлении и контроле своих желаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.
  2. Гиппиус СВ. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб.,  2001.
  3. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.
  4. Лазарев М.Л. Программа “Познай себя”. - М., 1993.
  5. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., 1995.
  6. Лопухина КС Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.
  8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.
  9. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.
  10. СполдингДж. Обучение через движение. - М., 1992.
  11. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.
  12. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

"Процесс развития саморегуляции детей дошкольного возраста"

Если  вы замечали у своих детей излишнюю активность, замкнутость, робость или агрессивность с плаксивостью, или уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Как п...

Реферат по дисциплине: Воспитание и обучение детей раннего возраста "Проблема диагностики психического развития в педагогике раннего возраста"

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможно...

Воспитание дисциплины у детей старшего дошкольного возраста

воспитание дисциплины у детей старшего дошкольного возраста...

«Теоретические основы изучения саморегуляции в дошкольном возрасте»

, во время занятия ребенку нужно такое избирательное внимание, чтобы сосредоточиться только на голосе педагога. Яркий стимул например голос или движение другого ребенка, также привлекает внимание, но ...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

"Воспитание дисциплины у детей с раннего возраста"

Сегодня маленькому гражданину предстоит стать творцом современной жизни. Это значит, что с самого раннего возраста необходимо формировать у ребёнка черты и качества нового человека: способность быть а...