Доклад «Народное искусство и детское творчество». Отчёт о проделанной работе.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Материал будет полезен для воспитателей детского сада желающих вести работу по знакомству детей с русским народным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_narodnoe_iskusstvo_i_detskoe_tvorchestvo.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Народное искусство и детское творчество».
Отчёт о проделанной работе.
Автор: воспитатель Путенко Надежда Корнеевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №8 города Боготола.
Логопедическая группа «Звёздочка».
Дата создания: 2016год.
https://ok.ru/mbdou8svet/album/52517049663622
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Способствует воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания. Искусствовед С.Н. Волков сказал: «Ничто не скрепляет народ как традиции. Чем богаче традиции, тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство». В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа, находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом и нравственном воспитании отмечали многие отечественные, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому такие занятия нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
У нас в логопедической группе нет возможности уделять много внимания знакомству воспитанников с различными видами декоративно - прикладного искусства во время непосредственной образовательной деятельности. А за годы многолетней педагогической деятельности отметила, что дети с интересом относятся к изделиям народных мастеров, они с любопытством рассматривают их, охотно пытаются им подражать. Поэтому решила заниматься с ребятишками в свободное от НОД время. Разработала долгосрочный проект по теме «Народное искусство и детское творчество». С октября 2015 года по май 2016года мы с детьми занимались по этому проекту. Цель проекта: Художественное развитие детей и нравственное воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Вначале определила цель и задачи, составила системный план действий по реализации проекта. Определила темы на каждый месяц, разработала мини - проекты: «Золотая хохлома», «Праздничная дымка», «Нежная гжель», «Разудалый Городец», «Матрёшки», «Жостовские подносы». С помощью Интернета сделала подборку художественной литературы (рассказы, стихи, загадки, пословицы). Подборку статей для консультирования родителей на темы: «Влияние декоративно – прикладного искусства на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Художественно - эстетическое воспитание ребенка в семье». Познакомила детей и родителей с проектом, с планами совместной деятельности. Разработала конспекты занятий. С помощью родителей приобрели альбомы по всем этим промыслам.
Главными для осуществления данного проекта стали задачи:
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2. Формирование обобщённых знаний и умений:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи;
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Работая по проекту, знакомила детей с историей промыслов, характерными особенностями их узора, цветового содержания. О каждом промысле просматривали красочные презентации. Совершали: занятия-путешествия, занятия-экскурсии в места основания промыслов. Рассматривали альбомы, иллюстрации, читали художественные произведения, слушали песни. Устраивали детско – родительские посиделки, где дети показывали работы выполненные дома с родителями, рассказывали о них, читали стихи.
Особое место уделяла углубленному знакомству с народной игрушкой, в ней отражен разнообразный круг детских интересов, от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, видно, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска. Основная ценность народной игрушки состоит в условности её изображения, которая опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное, подробности дополняются воображением, рождается детская фантазия, а вместе с нею и детская игра. Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать, они дают возможность показать воспитанникам многообразие форм, пропорций, росписей.
Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, птицы. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
Матрёшка - русская красавица! Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё. Наиболее известны семёновские и Загорские матрёшки, а также Полхов-майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Знакомство с декоративно - прикладным искусством проводила практически через все виды деятельности детей:
-для развития речи составляли описательные рассказы по игрушкам, придумывали сказки;
- рисуя ягоды, цветы, запоминали их названия, узнавали, где они растут в нашей местности, что можно приготовить из этих ягод, какие они на вкус;
- для развития элементарных математических представлений, рассматривая элементы дымковской росписи, различали форму, величину, выделяли сходства и различия. Отмечали, что в узорах декоративных росписей соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента;
- используя народный фольклор, музыку, песни дополняла музыкальное воспитание дошкольников.
Выполняя коллективные работы: пластилинографию: «Дымковская барыня», «Гжельская лошадка», аппликацию «Жостовские подносы» формировала умение работать и действовать согласованно, сообща, оказывая помощь товарищам. Выполняя коллективные работы, ребятишки учатся договариваться: кто какой узор наносит, взаимодействовать друг с другом. Развивается способность радоваться успехам каждого, достижениям всего коллектива группы.
Кроме того, они сами организуют свое рабочее место, раскладывая необходимые предметы (стеку, кусок глины, доску для раскатывания, салфетку). После окончания лепки дети наводят порядок на столе: очищают доску от глины, протирают стеку, следовательно, привыкают трудиться. При лепке происходит и развитие мелких мышц кистей ребенка, дети работают кончиками пальцев, что делает их более чувствительными.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребёнка (эстетического, интеллектуального, нравственно-трудового и физического). Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее. Систематическое владение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества. Обогащение детских представлений происходит через творческие и дидактические игры, через рассматривание иллюстраций, специально подобранных презентаций. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Итоги проекта:
В группе оборудован центр «Учимся у мастеров», где есть альбомы о каждом промысле, предметы этих промыслов, подборка художественных произведений, дидактические игры, раскраски. Так же здесь размещаются работы детей и родителей.
Для закрепления навыков и умений у воспитанников полученных в ходе реализации проекта сделала дидактические игры «Найди такую же», «Чем отличаются?», «Что лишнее?», «Собери картинку» по всем народно - прикладным промыслам. Играя они научились различать виды по основным стилевым признакам, особенностям материала, подбору цветового колорита, выбору традиционных для промысла элементов росписи. Эти игры использую в индивидуальной нерегламентированной деятельности с ребятишками, которые испытывают трудности в усвоении материала.
Весь процесс работы по проекту, позволил детям усвоить глубоко и прочно знания о разных промыслах. Они познакомились с историей промыслов, характерными особенностями их узора, цветового содержания.
У ребят сформировано умение различать работы мастеров народных промыслов. Они охотно создают различные декоративные композиции, которые мы постоянно демонстрируем на выставках для родителей, используем для украшения группы и в качестве подарков. Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволило дошкольникам почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Особо хочется отметить активное участие родителей в реализации проекта. Они читали и заучивали с детьми стихи, пословицы, загадки, подыскивали иллюстрационный материал, эпиграфы, загадки о народных промыслах. Участвовали в раскрашивании и рисовании картинок, делали копии раскрасок. Принимали участие в изготовлении поделок: «Дымковская барышня», «Матрёшка», «Открытка». Охотно откликнулись на просьбу о том, что когда их малыши приносят домой свои работы, не просто посмотреть их, а попросить ребёнка сделать презентацию - представление своих изделий. Пусть дети дадут название работе, к какому промыслу она относится, расскажут о способах изготовления, оценят её, выскажут своё мнение. В результате, наши и ребята научились не только воспринимать красоту изделий прикладного искусства, но и дают эстетическую оценку (красивая - некрасивая, нравится – не нравится, самое любимое и т. д.).
В результате проведённой работы по художественному развитию детей и нравственному воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства у дошкольников появился интерес к образцам русского народного искусства, обогатился словарный запас. Если в начале года они повторяли одну из пройденных росписей или некоторые её элементы, то к концу года виден осознанный подход к использованию полученных знаний и проявление индивидуальности в этом виде деятельности.
Цель, поставленная в начале проекта, была достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Народное искусство и детское творчество».
Материал этого проекта поможет воспитателю познакомить детей с декоративно – прикладным искусством, народными промыслами. Научит детей ориентироваться в дымковской, хохломс...
Консультация для родителей на тему "Народное искусство и детское творчество"
Материал для родителей по ознакомлению детей с народными промыслами...
Консультация «Влияние народного искусства на детское творчество»
Консультация: «Влияние народного искусства на детское творчество»Воспитатель Шапошникова Н.А.Изобразительная деятельность – это специфическая деятельность для детей, позволяющая пере...
Консультация для родителей на тему "Народное искусство и детское творчество"
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...
Консультация для родителей на тему "Народное искусство и детское творчество"
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...
Развитие связной и образной речи у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество (отчёт о проделанной работе)
Благодаря речи, ребёнок развивается всесторонне, потому что она является основным средством общения. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаёт уникальные условия для развити...
«НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Для чего прививать детям любовь к народным промыслам? Многие родители задумываются над тем, для чего их детям в дошкольном возрасте необходимо знакомиться с различными видами народно- прикладног...