семинар "воспитание у детей доброты и милосердия"
материал на тему
Семинар для воспитателей, как правильно прививать у дошкольников чувство милосердия и доброты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 30.06 КБ |
seminar.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар: «Воспитание у детей доброты и милосердия»
Доброе утро уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами необычный семинар: «Воспитание у детей доброты и милосердия»
А необычный он потому, что «Воспитание у детей доброты и милосердия» это наука и многое зависит от нас воспитателей.
И начать его хотелось бы со слов: «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
Посмотрите пожалуйста небольшое видео.
Во время просмотра читаю слова.
Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. Замечательный польский педагог Януш Корчак говорил: «Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».
Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Педагоги, должны уметь воспитать у детей готовность, а также желание заботиться о других. В беседах с детьми побольше уделять внимания и делать акцент на развитии добрых поступков.
Заучивать стихи на темы доброты и заботы о ближних. Обогащать словарный запас детей такими словами, как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» «внимательный» и многие другие.
Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головки, что смеяться над чужой бедой некрасиво, не гуманно.
Уважаемые коллеги. Мы посмотрели с вами видеоролик. Какие чувства вызвало это видео. Сейчас очень много в интернете разных роликов о милосердии которые мы можем показать детям.
Также можно учить детей уметь постигать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках.
Пословицы и поговорки это наша «золотая» кладезь мудрости, изложенная в цитатах.
Вот например:
- «Даешь другому – приобретаешь себе».
- «Верная указка – не кулак, а ласка».
- «Добрые слова, лучше мягкости пирога».
- «Доброе слово доходит до сердца».
- «Не суди по силе рук, а суди по силе сердца».
- «Жизнь дана на добрые дела».
В воспитании милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину.
Вот например сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». Она учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает, что сделав доброе дело, становится сама счастливее.
Уважаемые коллеги давайте вспомним с вами эти произведения и краткое содержание.
Очень поучительны рассказы Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы». Льва Толстого «Котенок». Также рассказы В. Осеевой которая воспитывала у детей нравственность своими произведениями – «Волшебное слово» про мальчика который был очень грубый невежливый и неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному «волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушки не нашел.
«Просто старушка» послушайте рассказ.
Я сейчас прочту вам притчу которая может затронуть души детей:
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Вот такая притча.
Я думаю, что эта притча заставит задуматься детей и взрослых.
Очень часто возникает вопрос - нужно ли воспитывать милосердными детей в наше трудное время? И, главное, как воспитывать милосердие в детях? В наше время многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злость сжигает сердце, а милосердие - это милость сердца. Милость - любовь, нежность, мягкость.
Немилосердный человек- жестокий, яростный, не чувствует боли другого, не замечает его, презирает.
Уважаемые коллеги сейчас я вам предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о добре и милосердии. Запишите и прочтите их.
- Тетушка Мосевна до всего села милосерда, а дома не евши сидят.
- Милостивому человеку и бог подает.
- Дитятку за ручку, а матку за сердечко.
- Милость смиряет.
- Мир не без добрых людей.
- Добро творить — себя веселить.
- С добрым жить хорошо.
- Доброе слово лучше мягкого пирога.
- На милость образца нет.
- Каково аукнешь, таково и откликнется.
- В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
- Сердце — вещун, а душа — мера.
- Доброму добрая память.
- Немилостивому мил не будешь.
- На бога уповай, а от добрых людей не отставай.
- Кто добро творит, тому бог отплатит.
Сейчас уважаемые коллеги я прочту вам одно стихотворение:
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
С. Островой
Уважаемые коллеги! Небольшая педагогическая разминка.
Прошу вас высказать своё мнение о нашей работе вы можете, завершив незаконченные фразы, я читаю. А вы завершаете мою фразу.
Хороший детский сад - это... (Здесь и далее - ответы участников.)
В вашем понятии: Что такое доброта…….
Сострадание……..
Чтобы быть хорошим старшим воспитателем, надо...
Я не боюсь на педсоветах высказывать свою точку зрения, так как...
Детский сад нужен, чтобы...
Самое главное в жизни нашего детского сада - это...
В нашем детском саду больше всего ценится...
В нашем детском саду больше всего осуждается...
Больше всего меня радует...
Больше всего меня огорчает...
Коллеги сейчас мы свами решим несколько синквейнов. Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Семья.
Дружная, крепкая.
Живут, поддерживают, помогают.
Семья является общественной ячейкой.
Родственники. –
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Война.
Страшная, бесчеловечная.
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Память.
Что такое синквейн мы разобрались и поняли как их нужно составлять.
Послушайте иностранные пословицы и переведите на русскую то есть найдите аналог.
«Скажи иначе пословицу»
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (английская пословица) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»
(азейбарджанская) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финская.) – «Язык до Киева доведёт».
«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».
«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская) - «Бодливой корове Бог рогов не дает».
«Как постелешь, так и поспишь»-(гагаузская). - «Как аукнется, так и откликнется.»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».
«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (сирийская)
. «У семи нянек дитя без глазу.»
«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет.»
«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».
Эти пословицы были приведены для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Единственное “побочное действие” у смеха- это хорошее настроение.
Еще немного приподнимем себе настроение подняв при этом свою самооценку. Говорим эти слова себе любимой чаще.
Воспитатели выходят и читают.
Последнее стихотворение:
Предлагаю вам игру «Я начну, а вы закончите».
- Зеленеет старый пень, когда услышит... Добрый день.
- Растает даже снежная глыба от слова теплого... Спасибо.
- Если тебя бранят за шалости, надо сказать... Прости пожалуйста.
- Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь... Здравствуйте.
- Где бы ни были, на прощание мы говорим... До свидания.
За деньги можно купить кровать – но не сон, книги – но не ум, пищу – но не аппетит, украшения – но не красоту, дом – но не домашний очаг, роскошь – но не культуру, развлечения – но не счастье, лекарство – но не здоровье, религию – но не спасение.
Любите детей, поднимайте самооценку себе, берегите себя, детей и свое здоровье!
Предварительный просмотр:
Семинар: «Воспитание у детей доброты и милосердия»
Доброе утро уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами необычный семинар: «Воспитание у детей доброты и милосердия»
А необычный он потому, что «Воспитание у детей доброты и милосердия» это наука и многое зависит от нас воспитателей.
И начать его хотелось бы со слов: «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
Посмотрите пожалуйста небольшое видео.
Во время просмотра читаю слова.
Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. Замечательный польский педагог Януш Корчак говорил: «Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».
Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Педагоги, должны уметь воспитать у детей готовность, а также желание заботиться о других. В беседах с детьми побольше уделять внимания и делать акцент на развитии добрых поступков.
Заучивать стихи на темы доброты и заботы о ближних. Обогащать словарный запас детей такими словами, как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» «внимательный» и многие другие.
Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головки, что смеяться над чужой бедой некрасиво, не гуманно.
Уважаемые коллеги. Мы посмотрели с вами видеоролик. Какие чувства вызвало это видео. Сейчас очень много в интернете разных роликов о милосердии которые мы можем показать детям.
Также можно учить детей уметь постигать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках.
Пословицы и поговорки это наша «золотая» кладезь мудрости, изложенная в цитатах.
Вот например:
- «Даешь другому – приобретаешь себе».
- «Верная указка – не кулак, а ласка».
- «Добрые слова, лучше мягкости пирога».
- «Доброе слово доходит до сердца».
- «Не суди по силе рук, а суди по силе сердца».
- «Жизнь дана на добрые дела».
В воспитании милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину.
Вот например сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». Она учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает, что сделав доброе дело, становится сама счастливее.
Уважаемые коллеги давайте вспомним с вами эти произведения и краткое содержание.
Очень поучительны рассказы Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы». Льва Толстого «Котенок». Также рассказы В. Осеевой которая воспитывала у детей нравственность своими произведениями – «Волшебное слово» про мальчика который был очень грубый невежливый и неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному «волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушки не нашел.
«Просто старушка» послушайте рассказ.
Я сейчас прочту вам притчу которая может затронуть души детей:
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Вот такая притча.
Я думаю, что эта притча заставит задуматься детей и взрослых.
Очень часто возникает вопрос - нужно ли воспитывать милосердными детей в наше трудное время? И, главное, как воспитывать милосердие в детях? В наше время многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злость сжигает сердце, а милосердие - это милость сердца. Милость - любовь, нежность, мягкость.
Немилосердный человек- жестокий, яростный, не чувствует боли другого, не замечает его, презирает.
Уважаемые коллеги сейчас я вам предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о добре и милосердии. Запишите и прочтите их.
- Тетушка Мосевна до всего села милосерда, а дома не евши сидят.
- Милостивому человеку и бог подает.
- Дитятку за ручку, а матку за сердечко.
- Милость смиряет.
- Мир не без добрых людей.
- Добро творить — себя веселить.
- С добрым жить хорошо.
- Доброе слово лучше мягкого пирога.
- На милость образца нет.
- Каково аукнешь, таково и откликнется.
- В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
- Сердце — вещун, а душа — мера.
- Доброму добрая память.
- Немилостивому мил не будешь.
- На бога уповай, а от добрых людей не отставай.
- Кто добро творит, тому бог отплатит.
Сейчас уважаемые коллеги я прочту вам одно стихотворение:
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
С. Островой
Уважаемые коллеги! Небольшая педагогическая разминка.
Прошу вас высказать своё мнение о нашей работе вы можете, завершив незаконченные фразы, я читаю. А вы завершаете мою фразу.
Хороший детский сад - это... (Здесь и далее - ответы участников.)
В вашем понятии: Что такое доброта…….
Сострадание……..
Чтобы быть хорошим старшим воспитателем, надо...
Я не боюсь на педсоветах высказывать свою точку зрения, так как...
Детский сад нужен, чтобы...
Самое главное в жизни нашего детского сада - это...
В нашем детском саду больше всего ценится...
В нашем детском саду больше всего осуждается...
Больше всего меня радует...
Больше всего меня огорчает...
Коллеги сейчас мы свами решим несколько синквейнов. Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Семья.
Дружная, крепкая.
Живут, поддерживают, помогают.
Семья является общественной ячейкой.
Родственники. –
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Война.
Страшная, бесчеловечная.
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Память.
Что такое синквейн мы разобрались и поняли как их нужно составлять.
Послушайте иностранные пословицы и переведите на русскую то есть найдите аналог.
«Скажи иначе пословицу»
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (английская пословица) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»
(азейбарджанская) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финская.) – «Язык до Киева доведёт».
«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».
«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская) - «Бодливой корове Бог рогов не дает».
«Как постелешь, так и поспишь»-(гагаузская). - «Как аукнется, так и откликнется.»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».
«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (сирийская)
. «У семи нянек дитя без глазу.»
«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет.»
«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».
Эти пословицы были приведены для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Единственное “побочное действие” у смеха- это хорошее настроение.
Еще немного приподнимем себе настроение подняв при этом свою самооценку. Говорим эти слова себе любимой чаще.
Воспитатели выходят и читают.
Последнее стихотворение:
Предлагаю вам игру «Я начну, а вы закончите».
- Зеленеет старый пень, когда услышит... Добрый день.
- Растает даже снежная глыба от слова теплого... Спасибо.
- Если тебя бранят за шалости, надо сказать... Прости пожалуйста.
- Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь... Здравствуйте.
- Где бы ни были, на прощание мы говорим... До свидания.
За деньги можно купить кровать – но не сон, книги – но не ум, пищу – но не аппетит, украшения – но не красоту, дом – но не домашний очаг, роскошь – но не культуру, развлечения – но не счастье, лекарство – но не здоровье, религию – но не спасение.
Любите детей, поднимайте самооценку себе, берегите себя, детей и свое здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Воспитание у детей чувства доброты и милосердия"
Приёмы и методы, которые помогут родителям воспитать в своём ребенке чувство доброты и милосердия....
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия».
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»....
"Воспитание у детей доброты и милосердия"
консультация для родителей...
ВОСПИТАНИЕ В ДЕТЯХ ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ
Статья о важных, необходимых нюансах воспитания детей дошкольного возраста современного общества. Статья опубликована в сборнике "Лучшие практики Республики Мордовия. Сборник материаловМежр...
Доброта и милосердие,как развить эти качества в детях.
ull; В современном мире особенно остро стоит вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения. Ведь мы не рождаемся злыми или добрыми, способными сопереживать и...
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...