Основное понимание психологического сопровождения.
консультация на тему
Основное понимание психологического сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnoe_ponimanie_soprovozhdeniya.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Основное понимание психологического сопровождения.
Прежде всего, что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: cопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача.
Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения, развития и воспитания и видится основная цель педагогической деятельности.
Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее:
Жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта cреда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и детьми другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Можно сказать, что cреда предлагает ребенку на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.
В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать ребенку разнообразную поддержку. Прежде всего-это, Педагог, Родитель и Психолог.
Роль педагогасводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной ориентации ребенка на определенные пути развития, прежде всего -интеллектуального и этического (“каждый человек должен знать то-то и то- то, уметь вести себя так-то и так-то”). Именно педагог задает большинство параметров и свойств cреды, создавая и реализуя (часто неосознанно) концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое.
Родительвыполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач жизнедея-тельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.
Психолог:
Его задача:
- создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками среды;
- определение психологических критериев эффективного обучения и развития детей;
- разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития детей;
- приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Итак, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Объект - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия;
Предмет – социально - психологические условия успешного обучения и развития;
Метод - сопровождение.
Цель психологической программы:
гуманизация отношений; инновационной образовательной-развивающей деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно-ориентированных технологий; социализация и творческое развитию детей; выстраивание гармоничных отношений между детьми, педагогами и родителями в ситуации развития; внедрению эффективных психологических технологий в практику образования.
Сопровождение рассматривается нами как процесс, в рамках которого могут бытьвыделены обязательные взаимосвязанные задачи.
Задачи:
1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, которые реально есть у ребенка.
2. Учитывать безусловную ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.
3. Создавать условия для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов. (Интеллектуальных, этических, эстетических).
4. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе развития и обучения.
5. Создавать социально-психологические условия для развития личности ребенка и их успешного обучения.
6. Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии обучении.
Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:
1. Осуществление совместно с педагогами анализа среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития ребенка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
2. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития дошкольников.
3. Разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития дошкольников.
4. Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Психологическое сопровождение позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми. Психологическое сопровождение педагогов имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением педагогами навыков психической саморегуляции. К сожалению, большинство личностных проблем серьезно отражается на качестве их труда.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностно значимое для них знание, позволяющее:
- организовать эффективный процесс взаимодействия дошкольников с содержательной и методической точек зрения;
- построить взаимоотношения детьми и коллегами;
- осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутригрупповых взаимодействий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение в реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе ДОУ
Консультация для старших воспитателей, педагогов-психологов и социальных педагогов....
Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»
создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...
Рабочая программа психологического сопровождения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Через игру к познанию» в ходе освоения основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2020-2021 уч.г.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО....
Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы «От рождения до школы»
Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких определенных ФГОС ДО задач, как позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравстве...
Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС
Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...
"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"
В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственн...
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...