Основное понимание психологического сопровождения.
консультация на тему

Арнавутова Алена Владимировна

Основное понимание психологического сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnoe_ponimanie_soprovozhdeniya.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Основное понимание психологического сопровождения.

Прежде всего, что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: cопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается  тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача.

Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения, развития и воспитания и видится основная цель педагогической деятельности.

Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее:

Жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта cреда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и детьми другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Можно сказать, что cреда предлагает ребенку на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать ребенку разнообразную поддержку. Прежде всего-это, Педагог, Родитель и Психолог.

Роль педагогасводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной ориентации ребенка на определенные пути развития, прежде всего -интеллектуального и этического (“каждый человек должен знать то-то и то- то, уметь вести себя так-то и так-то”). Именно педагог задает большинство параметров и свойств cреды, создавая и реализуя (часто неосознанно) концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое.

Родительвыполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач жизнедея-тельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.

Психолог:

Его задача:

  • создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками среды;
  • определение психологических критериев эффективного обучения и развития детей;
  • разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития детей;
  • приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Итак, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Объект - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия;

Предмет – социально - психологические условия успешного обучения и развития;

Метод - сопровождение.

Цель психологической программы:

гуманизация отношений; инновационной образовательной-развивающей деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно-ориентированных технологий; социализация и творческое развитию детей; выстраивание гармоничных отношений между детьми, педагогами и родителями в ситуации развития; внедрению эффективных психологических технологий в практику образования.

Сопровождение рассматривается нами как процесс, в рамках которого могут бытьвыделены обязательные взаимосвязанные задачи.

Задачи:

1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, которые реально есть у ребенка.

2. Учитывать безусловную ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.

3. Создавать условия для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов. (Интеллектуальных, этических, эстетических).

4. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе развития и обучения.

5. Создавать социально-психологические условия для развития личности ребенка и их успешного обучения.

6. Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии обучении.

Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:

1. Осуществление совместно с педагогами анализа среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития ребенка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.

2. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития дошкольников.

3. Разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития дошкольников.

4. Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Психологическое сопровождение позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми. Психологическое сопровождение педагогов имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением педагогами навыков психической саморегуляции. К сожалению, большинство личностных проблем серьезно отражается на качестве их труда.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностно значимое для них знание, позволяющее:

  • организовать эффективный процесс взаимодействия дошкольников с содержательной и методической точек зрения;
  • построить взаимоотношения детьми и коллегами;
  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутригрупповых взаимодействий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение в реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе ДОУ

Консультация для старших воспитателей,  педагогов-психологов и социальных педагогов....

Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы «От рождения до школы»

Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких определенных ФГОС ДО задач, как позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравстве...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...

"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"

       В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственн...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...