Проектирование игрового пространства детства
методическая разработка (старшая группа) на тему

Пивоварова  Марина Алексеевна

В ФГОС дошкольного образования организации игровой деятельности дкткй дошкольного возраста отводится огромное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_igrovogo_prostranstva_detstva.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование развивающего пространства детства должно соответствовать современным санитарно-техническим и эстетическим требованиям. Современные дизайнерские решения  развивающей среды позволяют детям чувствовать себя как дома, приближение её условий к домашней, что способствует эмоциональному благополучию ребенка, созданию у него  чувства защищенности и уверенности

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ как основы индивидуального подхода к ребенку не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и др.), но и лежит в основе самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования.

Развитию творческого потенциала и индивидуальных потребностей  способствует оборудование помещений определенной направленности: изостудия, физкультурный, тренажерный  музыкальный залы, оборудование групповых ячеек зонами личных интересов, зонами уединения, занимательными уголками, художественно-речевыми уголками и т.д.

Комфортное пребывание в них детей обеспечивает рациональное размещение различных полифункциональных зон. Их многофункциональность дает возможность детям не пересекаться в различных сферах активности. Применяется универсальное оборудование, отвечающее разнообразным игровым потребностям детей.

Эстетическая составляющая организации образовательного пространства выражена в соблюдении единого стиля и использовании высокохудожественных произведений профессионалов. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а, следовательно, на интеллектуальное развитие воспитанников. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.

Групповые помещения в нашем детском саду – это оборудованные и оформленные комнаты, отвечающие требованиям педагогической эргономики и современной эстетики.

Совместно с коллегой-воспитателем, младшим воспитателем, родителями мы в начале учебного года мы разработали мини-проект по реконструкции и модернизации предметно-пространственной среды  группового помещения, так как новый набор детей состоял из детей 3-4 лет. Перед нами встала проблема адаптировать имеющееся образовательное пространство, создать психологически комфортные условия в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

       В основу преобразований были положены:

           1.«Концепция   построения  развивающей среды  в  системе  дошкольного   образо-  

               вания», под руководством В.А.Петровского.

           2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы “Санитарно-эпидемиоло-

               гические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

               дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03

           3..Программа развития ДОУ

 4.Календарно-тематический  план воспитательно-образовательной работы

Мини-проект по реконструкции и модернизации предметно-пространственной среды  группового помещения для детей  4-5 лет.

Зона

Содержание среды

Центр сенсорного

развития

Уголок создан для стимулирования развития у дошкольников восприятия, способствования развитию анализаторов, поиска способов обследования  и действий.  Оснащен специальными дидактическими играми и игрушками, пособиями по развитию речи, мышления, воображения, внимания: звучащие игрушки, предметы-заменители, «волшебный мешочек», лото «цветные фоны», палочки Кюизенера, рамки-вкладыши, книжки-раскладушки и др.

«Игротека»

Созданы благоприятные условия для самостоятельной детской деятельности. Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы. Материалы и оборудование обеспечивают их свободный выбор и доступность. В групповых комнатах дети могут по желанию рисовать, лепить, рассматривать иллюстрации в книгах, разыгрывать книги.

Центр «Маленькие строители»

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные), легкий модульный материал  (специальные поролоновые блоки разных размеров, форм, цветов)

Центр «Маленькие спортсмены»

Зона для развития активной двигательной деятельности. Оснащен горкой со ступеньками, пластиковые кубы с отверстиями, лабиринты, качели, надувные мячи, большой автомобиль.  

Лаборатория «Следопыт»

В ней находятся коллекции почв, комнатные растения, различные виды ландшафтов. Созданы условия для детской экспериментальной деятельности–лупы,  пробирки, песочные часы и др.

«Наш театр»

Центр художественно-творческого развития с библиотекой и кукольным театром представлена большим количеством художественной литературы разной тематики, куклами, атрибутами, декорациями разных театров: настольного, пальчикового, плоскостного.

«Мы-художники»

Разнообразные изобразительные материалы, предлагаемые детям для воплощения творческих замыслов, произведения живописи, графики, скульптуры служат прекрасными образцами художественной деятельности.

«Лего-центр»

Лего – центр оснащен коллекцией конструкторов этого типа (мелкие, средние, крупные). Постройки, объединенной  одной темой, служат благоприятной средой для режиссерских игр.

          Таким образом, главной задачей, которую решает продуманный дизайн и эргономика современной среды дошкольного образовательного учреждения - создание таких условий для ребенка, которые бы способствовали сохранению здоровья и снижения утомляемости, повышению эффективности образовательного процесса - и, как следствие, поддержанию хорошего настроения в течение всего дня.

Использованная литература:

     1.Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005

     2..Нищева Н.В. – СПб.:  Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005

3. Комплексная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»  под ред. В. И. Логиновой, П. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)

доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)...

Проектирование образовательного пространства в условиях инновационной деятельности в МБДОУ "ЦРР - детский сад № 123".

В статье продемонстрирован опыт работы  по моделированию инновационной деятельности в МБДОУ  "ЦРР - детский сад № 123"....

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....