Опыт работы театрализованная деятельность как средство оптимизации двигательной активности
презентация по теме
ТЕАТР – ВОЛШЕБНЫЙ КРАЙ,
В КОТОРОМ РЕБЁНОК РАДУЕТСЯ ИГРА,
А В ИГРЕ ПОЗНАЁТСЯ МИР»
С.И.МЕРЗЛЯКОВА
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« ТЕАТР – ВОЛШЕБНЫЙ КРАЙ, В КОТОРОМ РЕБЁНОК РАДУЕТСЯ ИГРА, А В ИГРЕ ПОЗНАЁТСЯ МИР» С.И.МЕРЗЛЯКОВА
Одним из приоритетных направлений работы дошкольного образовательного учреждения является Театрализованная деятельность
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО «Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.
ЦЕЛЬ: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность посредством двигательной активности Используя двигательную активность в организации театрализованной деятельности мы решаем комплекс взаимосвязанных задач образовательных областей ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.); воспитание у ребенка уважения к себе и к другим, сознательного отношения к своей деятельности; развитие эмоций; воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Речевое развитие овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа речи, динамики произношения, интонационной выразительности и др.) и невербальными (мимикой, позами, жестами). развитие монологической и диалогической речи; обогащению словаря (образными выражениями, сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами пр.).
Художественно-эстетическое развитие приобщение к высокохудожественным произведениям литературы, музыки, фольклора; формирование элементарных представлений о различных видах искусства; развитие воображения для создания выразительного художественного образа; приобщение к совместной дизайнерской деятельности (моделирование элементов костюма, декораций, атрибутов); реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
Физическое развитие умение согласовывать действия и сопровождающей их речью; овладение искусством мимики и жеста для создания художественного образа; выразительность исполнения основных видов движений; развитие общей и мелкой моторики, координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Проявление интереса и желания к театрализованной деятельности. Овладение навыками выразительной речи, правилами поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Овладение исполнительскими умениями в создании художественного образа. Способность передавать различные чувства, эмоции, действия посредством мимики, жестов, интонации. Обогащение и активизация словаря, развитие памяти, мышления, воображения. Возможность самостоятельно передавать образы сказочных персонажей в играх драматизациях. Приобретут уверенность в себе.
Система работы по организации театрализованной деятельности посредством двигательной активности Развивающая предметно- пространственная среда Взаимодействие с родителями Работа с детьми Взаимодействие с социумом Взаимодействие с педагогами Кукловож - дение Фитбол -гимнастика Ритмоп - ластика Логорит - мика Игра драматиза-ция
Роль педагога в организации и проведении театрализованной деятельности заключается: Педагогу очень важно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку в создании условий для развития творческой активности детей; в приобщении детей к театральной культуре через знакомство с устройством театра, видами кукольных театров и театральных жанров; в побуждении к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций при передаче характерных особенностей персонажей, эмоциональных состояний, переживаний (необходимо обучать ребёнка свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками в т.ч. предоставлять главные роли застенчивым детям, включать в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечивать активное участие каждого ребенка в постановке спектаклей ); в побуждении к выбору сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров; в обеспечении взаимосвязи театрализованной деятельности с другими образовательными областями (например: использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи; ритмопластики на музыкальных занятиях; логоритмики на логопедических занятиях; ручного - художественного труда, при чтении художественной литературы и тд .) в создании условий для совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей и взрослых (проведение спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старшего дошкольного возраста перед младшими воспитанниками, постановка игр – драматизаций, проведение ритмопластики, импровизаций, пластических этюдов и пр .)
В содержание работы педагога входят следующие направления: изучение воспитателями методических источников и педагогических периодических изданий; организация работы творческой группы педагогов по художественно – эстетическому развитию; проведение семинаров-практикумов, педсоветов, консультаций; организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечение родителей в проведение совместных мероприятий; изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта создание развивающей предметно – пространственной среды
Предметно-пространственная среда – является основой для самостоятельного творчества каждого ребенка насыщенность, доступность Трансформируемость пространства изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов детей Полифункциональность материалов разнообразное использование различных составляющих предметной среды соответствие возрастным особенностям детей Вариативность среды наличие в группе различных пространств При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитываем :
Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя: Упражнения на улучшение дикции (артикуляционная гимнастика ); Задания для развития речевой интонационной выразительности; Игры-превращения, образные упражнения; Упражнения на развитие детской пластики; Ритмические минутки; Пальчиковый игротренинг ; Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы; Театральные этюды; Разыгрывание мини-диалогов, потешек , песенок, стихов; Просмотр кукольных спектаклей
В театральной деятельности используются следующие виды двигательной активности РИТМОПЛАС-ТИКА ЛОГОРИТМИКА Пальчиковая гимнастика Разнообразие движений: Игры на согласование речи с движением 1.Танцевальные Артикуляционная гимнастика 2.Имитирующие Логоритмические игры и попевки 3.Гимнастические Дыхательная гимнастика 4.Общеразвивающие Сюжетно-образные танцы Психогимнастика Музыкальные игры
В театральной деятельности используются следующие виды двигательной активности ФИТБОЛ -ГИМНАСИТИКА ИГРА -ДРАМАТИЗАЦИЯ Игры-имитации образов: животных, людей, литературных персонажей Ролевые диалоги на основе текста Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки Подвижные игры и эстафеты Коррекционно - профилактические упражнения Гимнастические упражнения Музыкально-ритмические упражнения
Цель логоритмики : коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка. Задачи: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; развитие способности ориентироваться в пространстве; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; формирование навыка релаксации; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала Логоритмика – это три кита - музыка, слово, движение
Игры на согласование речи с движением Стимулируют развитие речи Развивают пространст-венное мышление Развивают внимание, воображение Воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность
Пальчиковая гимнастика Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей Совершенствует внимание и память Формирует ассоциативно-образное мышление Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма
Корректирует нарушения речевого дыхания Дыхательная гимнастика Помогает выработать диафрагмальное дыхание Помогает выработать силу и правильное распределение выдоха
П сихогимнастика это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) В её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Артикуляционная гимнастика Логопедичекие игры, попевки Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем
Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ “Самое лучшее, что есть в жизни –это свободное движение под музыку” А. И. Буренина Творческие способности Нравственно-эстетические качества Двигательные навыки и умения Чувство ритма Музыкальность
Общеразвивающие движения Музыкально - ритмическая разминка
Имитирующие движения Мимика Жесты Позы Пластика
Танцевальные движения Содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку Учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки Развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве Обогащают двигательный опыт разнообразными видами движений
Сюжетно-образные танцы Развитие выразительности движений Чувство ритма Артистичности Развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен
Музыкальные игры Содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку Развивают музыкальный слух, память, ритм Совершенствуют основные виды движений
Фитбол – гимнастика - занятие силовой аэробикой, с использованием большого надувного мяча. занятие эффективно укрепляет все тело, развивает координацию, тренирует вестибулярный аппарат, развивает чувство ритма, музыкальные способности. В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ АКТИВИЗИЗИРУЮТСЯ ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ, ВОЗНИКАЮТ СИЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СТРЕМЛЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ. Можно использовать в Могут использовать Могут участвовать Совместной деятельности: - в НОД; - в спортивных развлечениях; - как дополнительное образование (кружковая работа); - в комплексах ОРУ - в основных движениях - подвижных и музыкально- ритмических играх - инструктор по физической культуре - воспитатель - музыкальный руководитель - педагог- психолог -медицинский работник - учитель-логопед - родители - люди разного возраста ( с младенческого возраста до пенсионного) - дети только под контролем взрослых
Кукловождение – умение управлять куклой, передавая характер, эмоции и чувства героя через «оживление». Превращается рука И в котенка, и в щенка. Чтоб рука артисткой стала Нужно очень-очень мало :, Специальные перчатки И талант – и всё в порядке!
Театр-топотушки Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие; Знакомит с народным творчеством; Обучает навыкам общения, игры, счета.
Пальчиковый театр Способствует развитию речи, внимания, памяти; Формирует пространственные представления; Развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; Повышает работоспособность, тонус коры головного мозга, ускоряет процесс речевого и умственного развития
Конусный, настольный театр Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр НА фланелеграфЕ Развивает творческие способности; Содействует эстетическому воспитанию; Развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Варежковый Театр и театр на перчатке Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр кукол Би-ба-бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!
Театр ТЕНЕЙ или Игры с тенью Стимулируют фантазию; Развивают воображение, ловкость рук путем складывания пальцев определенным образом; Способствуют развитию абстрактного мышления; Развивают умение использовать и понимать символы.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация
Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности Оказывает целос тное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Мониторинг педагогического обследования детей по «Формированию артистических способностей у дошкольников» представленный в виде диаграммы за два года показал, что: На конец 2016 учебного года показатель сформированности артистических способностей у детей участвующих в педагогическом обследовании увеличился на 35%. При выполнении творческих заданий эта категория детей проявляла инициативу, самостоятельность, креативность , показала высокое качество выполненной работы. На 23% уменьшилось количество детей испытывающих трудности в создании образов. Эта категория детей с помощью воспитателя обыгрывала драматическую ситуацию в определенной последовательности и по образцу, мало проявляла самостоятельность и творчество в создании выразительных образов. Показала удовлетворительное качество выполненной работы. На 12% уменьшился показатель не сформированности артистических способностей у детей. Эта категория детей затруднялась даже с помощью воспитателя по образцу создать оригинальный образ, не проявляла самостоятельности и творчество при выполнении заданий. Показала низкое качество выполненной работы.
опыт показывает, что такое построение образовательного процесса по театрализованной деятельности позволило добиться: Стабильности эмоционального благополучия каждого ребенка; Повышения уровня речевого и музыкального развития дошкольников ; Повышения результативности в усвоении практического материала и уровня развития творческих способностей детей; Стабильности физической и умственной работоспособности.
Формы работы с родителями Беседы – консультации (о способах совместного преодоления трудностей для достижения успеха и развития творческих способностей детей) Анкетирование Дни открытых дверей Выставки ( фото выставки , выставки детских работ, выставки рисунков) Совместные творческие вечера Творческие мастерские ( изготовление костюмов, декораций, атрибутов, афиш ) Т еатральные праздники с участием родителей
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ УЧАСТИЕ В ГОРОДСКОМ ФЕСТИВАЛЬ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ» ЗОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ» ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНО – ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ СТУДИЙ УЧАСТИЕ В ГОРОДСКИХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАС: «СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДОШКОЛЯТ» «ГАРМОНИЯ ДВИЖЕНИЯ» ПОСЕЩЕНИЕ БИБЛИОТЕК ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Разработана О бразовательная программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности, в содержание которой входит Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Мир театра»; Ведётся кружковая работа по развитию творческих способностей здоровых детей и коррекционно – развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствующая раскрытию и реализации творческих способностей ребёнка в различных сферах средствами театральной деятельности. Во 2-ом корпусе ДОУ о рганизована театральная студия «Мир театра». Творческой группой ДОУ разработаны: Положение о театральной студии «Мир театра». Картотека: театрализованных и музыкально – ритмических игр; Картотека логоритмических и фонопедических игр и упражнений; Картотека динамических и пластических этюдов; Картотека психогимнастических упражнений. Фонотека художественно – литературных произведений. Различные виды театров. Сценарии досугов и праздников . Планируется создание библиотеки познавательной литературы по знакомству детей с миром театра, с целью повышения эффективности работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки , детей и родителей.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Театрализованная деятельность-это… … не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей и двигательной активности
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."
Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...
Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"
Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...
Фитбол, как средство оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста.
Исследования двигательной активности детей и подростков ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, ...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
Краткое изложение программы дополнительного образования театра "Арлекин"...
Педагогическая копилка «Средства оптимизации двигательной активности детей на физкультурных занятиях»
laquo;Средства оптимизации двигательной активности детей на физкультурных занятиях»...
Бодрящая гимнастика как средство оптимизации двигательной активности дошкольников
Консультация для педагогов ДОУ...
Игровой стретчинг как средство оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста
В презентации раскрываются цели изадачи игрового стретчинга, особенности развития гибкости у дошкольников.Представлены авторы современных фитнес технологий для детей. Описана методика игрового фитнеса...