Семинар-практикум «Эффективное родительское собрание с применением здоровьесберегающих технологий"
методическая разработка на тему
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar2.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Эффективное родительское собрание с применением здоровьесберегающих технологий»
I. Теоретическая часть.
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).
Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими
Другая особенность - попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими и бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.
Напомню вам формы работы с семьей.
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми
Открытые мероприятия с детьми для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения ООД в ДОУ.
Воспитатель при проведении ООД может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Посещение семьи
Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания и т.д.
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.
«Круглый стол» с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Наглядная пропаганда
В работе рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение «проблемных» родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды, уголок для родителей
Тематические выставки создаются для родительского коллектива группы. К их оформлению можно привлекать «проблемных» родителей.
Десять правил проведения родительских собраний
- Собрание должно запомниться и заставить задуматься.
- Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
- Информационный блок должен быть хорошо подготовлен, поэтому выберите одну важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями.
- В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
- На каждого родителя должно хватить времени.
- Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу, используя игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.
- Уважайте свое время и время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением. Собрание не должно длиться более 1ч 20мин. (20 мин.-донести новую информацию,15-20 мин –выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин –индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
- Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
- Будьте изобретательны- проводите каждое собрание по-новому.
- Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.
Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?
Это значит:
- Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;
- Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;
- Всегда поощрять наиболее активных родителей.
- Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.
- Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.
- Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.
Чего не стоит делать на собрании?
- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
- Давать негативную оценку всей группе.
- Использовать для общения с родителями назидательный тон.
Как сделать собрание запоминающимся?
Для этого надо:
- приводить интересные факты. Например: «Леонардо да Винчи, Гай Юлий Цезарь Александр Македонский, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Наполеон Бонапарт, Марк Твен, Никколо Паганини, Фридрих Ницше, Мари Склодовская-Кюри и ее муж Пьер Кюри, Бетховен, Моцарт, Шопен, Аристотель – это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;
- спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;
- рекомендовать упражнения, книги, пособия;
- менять формы собраний.
II. Практическая часть (игры и упражнения с педагогами).
Приемы для активизации участников родительского собрания (старший воспитатель проводит данные упражнения с педагогами и объясняет их целевую установку)
«Дерево проблем». Этот прием используется для постановки проблем на родительском собрании. До собрания родителям выдаются «листочки дерева» зеленого и желтого цвета. На листочках зеленого цвета родители пишут проблемы в воспитании детей. Листья прикрепляются к общему дереву. Затем на желтых листьях они пишут в чем причина проблемы, по их мнению. И снова прикрепляют к дереву.
«Острое блюдо». Вопросы по теме собрания, по проблемам, актуальным для группы, для отдельных родителей, пишутся прямо в группе на листочках бумаги и складываются в перечницу (коробочку), которая передается родителями по кругу под музыку. Тот, на ком музыка остановится, отвечает на вопрос.
«ОКНО» (Очень Короткие НОвости)
Короткие сообщения о последних достижениях науки, статистики по теме собрания.
«Волшебная палочка». Существует множество вариантов эстафет с этим общим названием. «Волшебную палочку» - карандаш, линейку и пр. – родители будут передавать друг другу по кругу. При этом нужно будет назвать (без повторов!) какое-либо качество личности или черту характера (добрый, злой, послушный, внимательный и пр.), а затем грамотные фразы похвалы и неодобрения за проступки.
Первый кон – положительный качества Второй кон – отрицательные качества
Третий кон – слова поощрения Четвертый – слова неодобрения
«Три зеркала». Участникам предлагается нарисовать свой портрет: в 1-ом – маленьким и испуганным, 2-ом – большим и веселым, 3-им – счастливым. Спросить у родителей в какое зеркало хочется чаще смотреть? В каком зеркале человек более симпатичен? На кого он более всего похож?
Приложение 1.
Памятка для педагогов
«Рекомендации по успешному проведению родительского собрания в ДОУ»
1.Активизировать обсуждение с помощью вопросов.
2.Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.
3.Обеспечить присмотр за детьми.
4.Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии, детей, видео и т.д.
5. Сделать красивые персональные приглашения.
6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.
7.Сообщения должны быть короткими (соблюдайте регламент).
8.Оживить собрание шуткой- посмеяться всегда хорошо.
9.Провести собрание как встречу с друзьями.
10. Активно использовать здоровьесберегающие и интерактивные технологии.
11. Если кто-то не смог посетить собрание, выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.
12. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Родительское собрание на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"...
Родительское собрание с использованием здоровьесберегающих технологий «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
Данный материал поможет формированию у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни, познакомит с разными формами оздоровления организма, получению практических навыков по проведению оздоровите...
Родительское собрание с использованием здоровьесберегающих технологий «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» (средняя группа)
Работа с воспитателя с семьями воспитанников на тему "Растим здорового ребенка"...
семинар-практикум "Как провести родительское собрание"
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания....
Семинары-практикумы для родителей, родительские собрания
Родительские собрания в форме практикума...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Цель: использование здоровьесберегающих технологий...