Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
методическая разработка

Цель: использование здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_seminar.docx33.75 КБ
Файл buklet_dlya_pedagogov.docx206.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики





Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему:

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»



                                                                                   Подготовила: Зюляева М. С.,

                                                                                                        старший воспитатель, учитель – логопед

                                                                                                        Дата проведения: 20.03.2019 г.

                                                                                                       







г. Козловка - 2019

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей.

Метод: «Дерево ожиданий»

Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят  свое продвижение вперед.

Материал: готовое дерево, шаблоны красных и зеленых яблок.

Ход семинара - практикума:

На заранее приготовленные шаблоны -  яблоки  педагоги пишут свои ожидания от семинара и помещают их на дерево.

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

- Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т.д. (в зависимости от выбора необходимо своими словами подвести к значимости здоровья в жизни людей)

- Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов ДОУ. Проблема оздоровления детей - это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива нашего учреждения на длительный срок.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.

Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

Таким образом, «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

ЗСПТ применяются в различных видах деятельности. Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.

Упражнение «Дождь здоровья».

- Уважаемые педагоги, перед вами набор различных слов. Нужно весь этот беспорядок превратить в три группы здоровьесберегающих технологий. Из каждой тучки идет целительный дождик здоровья. У каждой тучки свое название – вид технологий. Вам нужно распределить технологии по группам.

Проверим.

 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, минутки вхождения в день и минутки шалости, кинезиологические упражнения.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые ситуации (игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Презентация

1 слайд.

                   «Здоровьесберегающие технологии в детском саду в рамках реализации ФГОС

      ДО»

2 слайд.

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и

      сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут

      беречься»

Януш Корчак

3 слайд.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального  

благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

(Всемирная организация здравоохранения)

4 слайд.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

5 слайд.

Задачи здоровьесбережения:

  • сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
  • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
  • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;

6 слайд.

Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

3. Коррекционные технологии.

7 слайд.

Технологии сохранения и стимулирования:

  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Бодрящая гимнастика

8 слайд.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные занятия
  • Точечный массаж
  • Занятия в бассейне
  • Проблемно – игровые и коммуникативные игры

9 слайд.

Коррекционные технологии:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Сказкотерапия
  • Цветотерапия
  • Арт –терапия
  • Су-Джок терапия
  • Музыкотерапия

10 слайд.

Гимнастика пальчиковая:

  1. Способствует овладению навыкам мелкой моторики.
  2. Помогает развивать речь.
  3. Повышает работоспособность коры головного мозга.
  4. Развивает психические способности: мышление, память, воображение.
  5. Снимает тревожность.

11 слайд.

Дыхательная гимнастика:

  1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.
  2. Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
  3. Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения.
  4. Повышает общую сопротивляемость организма.

12 слайд.

                        Су-Джок терапия:

  1. Воздействует на биологически активные точки организма.
  2. Стимулирует речевые зоны коры головного мозга.
  3. Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом.
  4. Развивает мелкую моторику рук.
  5. Развивает память, внимание, связную речь.


13 слайд.

Точечный массаж и самомассаж:

  1. Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье.
  2. Является профилактикой простудных заболеваний.
  3. Повышает жизненный тонуса у детей.
  4. Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

14 слайд.

Гимнастика для глаз:

  • Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз
  • Укрепляет мышцы глаз
  • Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

15 слайд.

Релаксация:

  • Учит детей расслабляться
  • Способствует концентрации внимания
  • Помогает снять напряжение
  • Снимает возбуждение

16 слайд.

Музыкотерапия:

  • Повышает иммунитет детей
  • Снимает напряжение и раздражительность
  • Снимает головную боль
  • Восстанавливает спокойное дыхание

17 слайд.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

18 слайд.

Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!!!

II ЧАСТЬ: «ПРАКТИЧЕСКАЯ»

  1. Гимнастика для глаз.

Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка

      заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня

      актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в

      результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через

      зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им

      пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению

      работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации,

      упражнению и восстановлению зрения.

                      Вот стоит осенний лес! (выполняют круговые движения глазами)

                        В нем много сказок и чудес.

Слева – сосны, справа – дуб. (влево, вправо)

Дятел сверху тук да тук. (вверх, вниз)

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

Способствует овладению навыками мелкой моторики. Помогает развивать речь.

      Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические

      процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность.  

      (Педагоги, выполняют пальчиковую гимнастику):

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,   (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.            (Имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони 

                                                      левой руки)

А еще в снегу валялись.         (Класть ладошки на стол то одной, то другой

                                                      стороной)

Все в снегу домой пришли,    (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли.       (Производить движения воображаемой ложкой,

                                                      положить руки под щеку)

  1. «Релаксация»

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация. Уважаемые коллеги и сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и получить удовольствие. (Включается звуки лесного водопада)

                        Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох.

Расслабьтесь. Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной

тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц… И вот вы

слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. И

неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух

 здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие

шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды

стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они

стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом —

пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость…

 Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет

и обсушит вас… Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные

впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте

глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.

Рефлексия. Продолжим работу с нашим деревом. Если вам понравился сегодняшний семинар, и вы взяли что-то из него для себя, повесьте на дерево красное яблоко, если вам все это было уже знакомо, вам это не пригодится, повесьте зеленое яблоко. На этом наша встреча окончена. Спасибо за внимание.

 



Предварительный просмотр:

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Десять золотых правил

здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать больше положительных эмоций

Желайте себе и окружающим только добра!

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

 г. Козловка Чувашской Республики

ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩИЕ

ТЕХНОЛОГИИ  В  ДОУ

                    Подготовила: учитель-логопед

                                        Зюляева М. С.

Единственная

красота, которую

 я знаю, – это здоровье.

 Генрих ГейнеПодготовила:

2019 г.

http://player.myshared.ru/886824/data/images/img0.jpg

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Группы здоровьесберегающих

Технологий

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика, физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры) активный отдых, самомассаж, точечныйсамомассаж

Коррекционные технологии: арт-терапия, пескотерапия,артикуляции-онная гимнастика, технологии музыкального воздействия,сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

http://i.ytimg.com/vi/PZPJvpx50wc/0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей....

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»

    Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, руководителей учебных учреждений, а также родителей, у которых дети в дошкольном...

Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС ДО"

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностног...

Семинар- практикум «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

- Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят: "З...

Консультации для педагогов. «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Консультации для педагогов.«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»    Сегодня, в Дошкольных  Учреждениях уделяется большое внимание здоро...