Дежурство как форма организации труда старших дошкольников.
статья (старшая группа) на тему
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности Цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения ребенка к труду. Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является –формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dezhurstvo_kak_forma_organizatsii_truda.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дежурство как форма организации труда старших дошкольников.
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности Цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения ребенка к труду. Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является –формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда ,по формам объединения, по требованию самостоятельности и самоорганизации в работе. Дежурство детей в старшей группе носит более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Мы обращаемся к дежурным как своим помощникам, одобряем их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Дети старшего дошкольного возраста участвуют во всех видах дежурств в группе: -дежурство в столовой; -подготовка к занятиям; -дежурство в уголке природы. Для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия . У нас в группе были пошиты новые красивые фартуки для уборки в группе, для работы в уголке природы, для дежурства по столовой; составлен график дежурства детей, с которым они хорошо знакомы, график составлен с учётом разновозрастных особенностей детей Дети дежурят по 4 человека, каждый раз мы меняем вид труда для дежурных . Каждый день дежурные по столовой накрывают на стол, помогают помощнику воспитателя разложить хлеб, столовые приборы, кружки, убрать кусочки хлеба, протереть столы и расставить их по местам. Интерес к дежурству поддерживается у детей за счет расширения содержания труда дежурных, например: дежурные по столовой вставляют салфетки в салфетницу. Когда дети отдежурят, каждый ребенок должен отчитаться о своей работе (что нового узнали, чему научились, какие изменения произошли). Все это повышает ответственность за свою работу,а чтобы не надоело дежурить, мы меняем вид труда. Это помогает поддерживать интерес к делу, не надоедает ребенку, и в то же время сохраняется главное условие воспитания детей - регулярность и обязанность их участия в труде.
Мы заметили ,что не все дети дежурят одинаково: некоторые дети дежурят по столовой ловко и быстро: раздают ложки, тарелки ,а некоторые неуверенно ,без желания . Перед нами встала задача - научить всех детей правильно раскладывать ложки: брать их в левую руку, а правой рукой по одной ложке класть с правой стороны тарелки, брать только за ручку. Формируя навыки, мы воспитываем привычку к труду и одновременно решаем задачи нравственного воспитания, подчеркивая хорошую сторону поступков детей. "Как хорошо сегодня дежурили Наташа и Маша , все сделали правильно, быстро помогли Татьяне Васильевне и позаботились о товарищах».
К занятиям дежурные ,по указанию воспитателя ,готовят и раскладывают пособия, а по окончании -убирают их. К занятиям по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек, а остальные материалы для рисования каждый готовит сам, доставая все необходимое из своего ящика стола. После занятия каждый ребенок убирает свое место, а дежурный моет банки, кисточки, помогает организовать выставки поделок
Такая организация труда детей позволяет закрепить умение готовить все необходимое к занятию в зависимости от его содержания, приучает следить за порядком в своем отделе, способствует воспитанию самостоятельности и аккуратности. К физкультурным занятиям дежурные готовят частично оборудование и инвентарь , раздают индивидуальные тренажёры. В обязанности дежурных входит приведение в порядок настенной доски .
Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне: можно предложить проверить накануне, в порядке ли цветные карандаши, подобрать с помощью воспитателя раздаточный материал для счета . Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал , помочь расставить стульчики.
У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства –дежурство в уголке природы. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а также с условиями содержания этих растений.
В дежурстве есть три формы объединения детей:
-это объединение в парах;
-дружеские взаимосимпатии;
-избирательные взаимоотношения.
Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.
Выполняя работу при дружеских взаимосимпатиях, каждый их детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь.
При избирательных взаимоотношениях воспитатель получает возможность формировать положительные аспекты трудовых действий. Педагог разъясняет, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по заданию.
Начиная со средней группы ,мы постепенно приучали детей к работе на участке, организовывали коллективные труд . Дети с радостью выполняли несложные трудовые поручения, собирали игрушки, подметали полы в домике и машине, зимой очищали постройки от снега, учили детей расчищать дорожки и посыпать их песком..
В старшей группе мы продолжали обучать детей посильному труду , постепенно усложняя трудовые действия: учили перекапывать грядки, рыхлить землю, привлекали детей к посадке семян и сбору урожая, подготовке грядок к зиме. В старшей группе начали привлекать детей к уборке не только своего участка, но и оказывать посильную помощь малышам и дворнику. Дети с радостью и большим желанием выходили на уборку листвы с прилегающей территории. Учили работать дружно, помогать друг другу, договариваться о распределение труда.
Большое значение для воспитания нравственных качеств у дошкольников оказывает знакомство детей с трудом взрослых. Оно воспитывает уважение к трудящимся, приучает детей ценить человека за его труд, влияет на отношение детей к труду. Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов воспитатель должен быть всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей. Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение ("Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе еще более трудное дело"). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием. Важно помнить, что ребенок - это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать и его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Можно менять формы организации дежурств ,предоставив детям возможность ежедневно договариваться о том, кто какую работу будет выполнять. В течение дня воспитатель обращается к ним, как к своим помощникам, одобряет за хорошее выполнение заданий, дает советы. По мере овладения детьми необходимыми навыками требования к ним усложняются. Воспитатель приучает их самостоятельно распределять обязанности, согласовывать свои действия, сообща отвечать за результат. Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Теоретическое и методическое руководство дежурствами, как формы организации трудового воспитания.
Раскрываются теоретические и методические основы руководства дежурствами в разных возрастных группах. Диагностику не выкладываю так как она индивидуальна....
Виды и формы организации труда дошкольников (выступление на педсовете)
О организации труда детей дошкольного возраста в детском саду....
Презентация для педагогов ДОУ "Виды и формы организации труда дошкольников"
Презентация "Виды и формы организации труда дошкольников" предназначена для педагогов ДОУ....
Дежурство, как форма организации труда детей
Дежурства как вид повседневного труда вводятся после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы на трудовых занятиях. Во время дежурств совершенствуется самостоятель...
План-конспект коллективной формы организации труда дошкольников
В данном плане-конспекте даётся описание коллективной формы организации труда дошкольников течение дня (режимных моментах).В помощь студентам и начинающим воспитателям....
Виды и формы организации труда дошкольников (выступление на педсовете)
Виды и формы организации труда дошкольников(выступление на педсовете) Шамсутдинова А.Ф.воспитатель МБДОУ Детский сад №152 Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуе...
План-конспект коллективной формы организации труда дошкольников.
Развитие у детей элементарных трудовых навыков и формирование интереса к труду в процессе протирания пыли....