Пальчиковые и жестовые игры в детском саду
занимательные факты (младшая группа) на тему

Поленова Надежда Тихоновна
Пальчиковая гимнастика пришла к нам из народных потешек для самых маленьких. Цель пальчиковой гимнастики состоит в том, что она помогает бороться с умственной усталостью, снимает напряжение артикуляционного аппарата, повышает тонус организма, даёт оздоравливающий и развивающий эффект. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_i_zhestovye_igry.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые и жестовые игры в детском саду

Пальчиковая гимнастика пришла к нам из народных потешек для самых маленьких. Цель пальчиковой гимнастики состоит в том, что она помогает бороться с умственной усталостью, снимает напряжение артикуляционного аппарата, повышает тонус организма, даёт оздоравливающий и развивающий эффект.

Пальчиковая гимнастика в детском саду предусмотрена программой. Воспитатели используют народный фольклор и разработки своих коллег. Например, Е.С. Анищенкова "Пальчиковая гимнастика для развития речи", Л.В.Белкина "Адаптация детей к условиям ДОУ", работы Т.С. Овчинниковой, Н.В. Нищеевой, Г.А. Османовой, О.В. Узоровой.

Упражнения для пальчиковой гимнастики, предложенные в этих книгах, соответствуют возрастным особенностям детей - дошкольников. Родители и воспитатели смогут подобрать разнообразные игры для развития речи и мелкой моторики рук.  Можно начинать играть с малышом от 6 месяцев. Сначала мама сама играет с пальчиками малыша. Дети от года до двух лет воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трёхлетние малыши осваивают уже игры, которые производятся двумя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. Четырёх, пятилетние дошкольники предпочитают игры с множеством событий, охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом – мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.  Пальчиковая гимнастика в средней группе усложняется целыми пальчиковыми спектаклями. Многие народные сказки с небольшим количеством героев можно инсценировать с помощью рук. Дома, да и в детсаду тоже, детям понравится теневой театр. Чтобы спектакль был интересен и динамичен, включите музыку.  Пальчиковая гимнастика под музыку описана известным педагогом Е. Железновой.  Она подготовила целые мастер-классы для воспитателей, родителей и детишек. Впрочем, любая пальчиковая гимнастика в стихах, выполняемая под музыку, понравится малышу. При этом у ребенка будет формироваться чувство ритма и слух. Для малышей старшего дошкольного возраста предлагается пальчиковая игра в сочетании с динамичными упражнениями, направленными на развитие крупной моторики. Такие упражнения позволяют ребенку полноценно отдохнуть на занятиях. Можно также включать пальчиковую гимнастику в комплекс упражнений, выполняемых на физкультуре или во время утренней зарядки. Для детей старшего дошкольного возраста проводят зарядку для рук с разными предметами: мячиками с шипами, различными наполнителями (большой выбор в зоомагазинах), мелкими шариками, карандашами, природными материалами (каштанами, камешками, орехами и желудями).

               Пальчиковые игры в ДОУ В РИТМЕ ДНЯ:

  • Утренняя зарядка с включением пальчиковых и жестовых игр
  • Физкультминутка на НОД
  • Пальчиковая сказка
  • Игра – ожидание
  • Перед режимным моментом
  • Переход от одной деятельности к другой
  • Гимнастика пробуждения (постепенное)

Утром солнышко встает выше, выше, выше,
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.
Хорошо-хорошо солнышку живется,
И нам всем с солнышком весело живётся.

В колыбельке золотой встало солнце над рекой.                                                                               Вышло солнце поутру, разбудило детвору.                                                                                   Вместе с солнцем мы встаём, вместе с птичками поём,                                                           С добрым утром, с новым днём, очень весело живём!

Нос, рот, голова, уши, щечки, лоб, глаза,                                                                                  Шея, шея, плечи, грудь, не забыть бы что-нибудь.                                                                               Глазки смотрят, ушки слушают, ручки хлопают, ножки топают…                                   Ура, мы проснулись.

Отправляемся в лес.                                                                                                                 Музыка из программы А. Бурениной «Топ-хлоп, малыши»

Ёжик.  

Куча листьев здесь лежит.

Кто тут листьями шуршит.

Топ, топ, топ сюда.

Топ, топ, топ туда.

Без тропинок и дорог

Шорох вдоль и поперёк.

В куче листьев чёрный нос.

Клубок иголками оброс.

Вы, наверно, догадались,

Мы с ежонком повстречались.

 Топ, топ, топ сюда.

Топ, топ, топ туда.

Без тропинок и дорог

Шорох вдоль и поперёк.

Убежал ежонок в лес.

В куче листьев шум исчез.

Мышки.

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть который час.

Час, два, три, четыре.

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон.

Сороконожки.

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Бежали, бежали

И друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

Что едва мы их разняли.

Мыши.

Мыши бегают, шуршат,

Ищут маленьких мышат.

Мыши бегают, скребутся.

В лапы кошке не даются.

Серы мышки.

В нашем маленьком домишке

Появились серы мышки!

Так и бегают кругом,

Так и бегают кругом,

Всё на кухне кувырком!

То в кладовку залезают,

Сыр и сало там съедают.

То на шкаф залезут мышки,

То под стулом шалунишки.

Так и хочется поймать,

А они шмыг и за кровать.

Девочки и мальчики.

Дружат в нашей группе,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся,

Маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5.

Начинай считать опять.

1, 2, 3, 4, 5.

Мы закончили считать.

А теперь идём гулять /играть.

Три гнома.

Есть маленький гномик,

И маленький домик,

И маленький красный колпак.

И маленький гномик,

Он любит свой домик.

И смотрит в окошко. Вот так.

На ближней полянке

Собирает грибочки,

В малютку-лукошко кладёт,

С малюткою свечкой берёт челночок

И чудный ковёр себе ткёт.

И песенку поёт:

Через одну, через одну,

Через одну, через одну,

Через одну и через две,

Через одну, через одну.

Есть гномик чуть больше

И домик чуть больше,

Чуть больше есть красный колпак.

И этот гномик,

Он любит свой домик.

И смотрит в окошко. Вот так.

На ближней полянке

Собирает грибочки,

В чуть больше корзинку кладёт

С чуть большею свечкой берёт челночок

И чудный ковёр себе ткёт.

И песенку поёт:

Через одну, через одну,

Через одну, и через две,

Через одну, через одну.

Есть гномик огромный

И домик огромный.

Огромный есть красный колпак.

И гномик огромный,

Он любит свой домик.

И смотрит в окошко. Вот так.

На ближней полянке собирает грибочки,

В большую корзинку кладёт.

С огромною свечкой берёт челночок

И чудный ковёр всем нам ткёт.

И песню поёт:

(песня)

Ковёр он нам принесёт, развернёт,

А мы прыгнем на ковёр!

Пять братцев.

Вот дорожка, а вот ножки.

Ножки шли, шли, шли.

Прямо к домику пришли.

А в домике живут пять братцев.

Этот брат был богат,

Он носил кафтан до пят.

Этот брат работать был рад.

Он трудился целый день

И копал огород.

Он морковку сажал, он капусту сажал,

И укропчик сажал, и петрушку сажал,

А потом всё поливал,

А потом всё поливал,

А потом всё поливал.

Этот брат наряжаться был рад.

Надевал он чулки,

С каблучками башмаки.

Надевал он штаны с пояском

И рубашку с большим воротником.

Он расчёсывался гребешком.

В гости ездил на коне верхом.

Этот брат танцевать был рад.

Танцевал он до утра: тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Ну а этот брат был мал,

Он на дудочке играл:

Ту-ру-ру, ту-ру-ру,

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Зима.

У зимы в лесу изба

Во все стороны резьба.

Два столба хрустальных врыты,

Сторожить приставлены.

Ледяные окна скрыты

Ледяными ставнями.

На столбе ледяном

Ворон ходит ходуном.

Строго смотрит сверху вниз:

Все ли за руки взялись?

Пум и Пам.

Пум и Пам два дружка,

Два весёлых гномика.

Они любят по дорожкам бродить,

За спиной своей мешочки носить.

В мешочки камушки добывать.

И шагать, шагать, шагать.

А устанут, отдохнут.

Мешочки под кустик кладут.

И прыгают, и скачут Пум и Пам.

Пум через Пам,

Пам через Пум.

Пум через Пам,

Пам через Пум.

Пум, Пам, Пум, Пам, Пум, Пам.

А сейчас они шалят,

Друг на дружку залезть хотят.  

Пум на Пам, Пам на Пум,

Пум, Пам, Пум, Пам, Пум, Пам.

О, боже мой, как высоко залезли.

И качаются, качаются, качаются.

Вдруг, бах – тарарах, там – тарарам.

Покатились по горам!

Гномы и грибы

Утром гномы в лес пошли.     (шаг на месте)

По дороге гриб нашли.          (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три       (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три!                (руки вперёд, затем в сторону)

 

И пока грибы срывали,              (наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в школу опоздали.     (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили                            (бег на месте)

И грибы все уронили!                                  (присесть)

Жил-был гном

Жил-был маленький гном (присели, встали)

С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони)

Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)

На лягушке он скакал: (прыгаем)

Прыг-скок, ква-ква!

 

И на стрекозе летал: (машем руками)

Ух, высоко! (встали на носочки)

По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)

Буль-Буль-Буль!

 

Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)

Топ-топ-топ!

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)

Баю-бай! Баю-бай!

 

Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)

Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)

 

Дом гномов

Дин-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол, (руками "красим" сбоку, вверху, внизу)

Прибирают всё кругом. ("метём" метлой)

Мы к ним в гости придём (шаги на месте)

 

И подарки принесём.   (руки вперёд, ладонями вверх)

На пол мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками "стелем" дорожку)

Расстелем её к порожку.  (попятиться назад)

Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)

Мёду липового жбан.      (руки округлить и вытянуть перед собой)

  • Пробуждение после сна (постепенное)

1.Песенка

Солнечный лучик с небес летит,

Малым детишкам вставать велит,

Разве при солнышке можно спать,

Нежиться хватит, пора вставать.

2. Гимнастические упражнения в постели:

/Дети повторяют движения за воспитателем/

Носик, носик просыпайся.

Щёчки, щёчки просыпайтесь,

Ручки, ручки просыпайтесь.

Левая рука – хлоп, хлоп, хлоп,

Правая рука – хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки, ножки просыпайтесь.

Левая ножка – хлоп, хлоп, хлоп,

Правая ножка – хлоп, хлоп, хлоп.

Ручки проснулись – вверх потянулись,

Ножки проснулись, вверх потянулись.

На велосипед сели и поехали.

Ехали, ехали, ехали, ехали,

На чудо – дорожку приехали.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальчиковые и жестовые игры в стихах

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальц...

Конспект открытого просмотра Мастер-класс по теме: «Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста»

Конспект открытого просмотраМастер-класс по теме:«Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей " Пальчиковые и жестовые игры".

Важность пальчиковых и жестовых игр в развитии речи ребенка....

Пальчиковые и жестовые игры для малышей.

Ритмические, пальчиковые, жестовые игры влияют  на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание....

Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников

Жест – некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.И. П. Павлов считал, что любая мысль зака...