Конспект занятия "Совесть помогает нам различать добро и зло"
план-конспект занятия на тему

Звягина Любовь Сергеевна

Цель: формирование понятия о нравственной ценности «совесть» и «раскаяние».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_sovest.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

                          МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Каликино

НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Конспект

 образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

 

по теме: «Совесть

помогает нам

различать добро и зло»

        Старшая  группа

                                                                       Воспитатель Звягина Л.С.

27.01.2016г.  

Цель:
Сформировать понятие о нравственной ценности «совесть» и «раскаяние».

Задачи:

  1. Обогащать представления детей о ценности Совесть.
  2. Развивать ценностное отношение к категории Совесть.
  3. Формировать умение слушать свою совесть, различать добро и зло.
  4. Активизировать словарь.
  5. Осмыслить понятие добро и зло; зачем человеку нужна совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.
  6. Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос.
  7. Формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять ошибки; стремление поступать в соответствии с внутренним голосом.

Программное содержание:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»: способствовать формированию личного отношения к соблюдению моральных норм поведения, воспитывать чувство стыда за неблаговидный поступок, обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры (стыд, совесть, грех), уметь высказывать своё мнение.

Образовательная область «Познавательное развитие»: продолжать приучать детей слушать стихотворения, правильно воспринимать его содержание, анализировать просмотренный мультфильм,  развивать художественный вкус детей.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: продолжить развивать у детей интерес к песням, формировать навыки культуры слушания музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном.                                  

Оборудование: 

Клубок ниток, видеозапись мультфильма «Добро и зло. Совесть», аудиорассказ «Совесть», цветные карандаши, листочки; картинки с эмоциями детей.

Ключевые понятия:

 добро, зло, грех, раскаяние, совесть.

                                                     Ход занятия: 
Воспитатель:  Ребята, сегодня  на нашем занятии присутствует настоятель Покровского храма Отец Сергий.

 Давайте положим руки на своё сердечко и передадим ему теплоту своих рук.

(Дети вытягивают руки к Отцу Сергию)

Ребята, вы все такие разные: ваши волосы, глаза, одежда. Все это можно увидеть. Однако в каждом из нас есть то, что увидеть невозможно. Это ваш внутренний мир: ваши желания, настроения, любовь к кому-то и чему-то. Этот мир находится внутри вас, около вашего сердца. Если в этом мире живет добро, радость, счастье, любовь - человек здоров и полон энергии. А если в этот мир закралось зло, обида, зависть - человек становится слабым. Сейчас мы познакомимся с внутренним миром каждого из вас.

                                             Игра с клубком ниток.

Воспитатель:   Становитесь  в круг. Я держу в руках клубочек. Я обмотаю кончик нитки вокруг пальца и задам вопрос кому-то из вас, передав  ему клубочек. Этот ребенок должен  взять  клубок, обмотать вокруг пальца, ответить на мой вопрос, а затем задать свой вопрос другому.
(Задаются вопросы, выясняющие, что любит ребенок, какие сказки, мультфильмы нравятся ему больше всего, кого он любит и др.)
Воспитатель:  Посмотрите, какая причудливая паутинка  доброты у нас получилась, сколько доброты живёт в каждом из нас,  сплетение  очень многих людей, наших чувств и любви. Опустите ее вниз, снимите нитку с пальца и  присаживайтесь на стульчики.

                           Просмотр мультфильма «Добро и  зло. Совесть»

 - Кто в этом рассказе добрый, а кто злой?

 - Почему вы так думаете? (Высказывание детей)

Воспитатель: Ребята, скажите. А что такое совесть?  (Ответы детей)

Совесть – это внутренний голос человека, который помогает различать добро и зло, подсказывает, как правильно надо поступить в той или иной ситуации, и он есть у каждого, но не каждый его слышит. Если же человек не прислушивается к голосу совести, то очень скоро в нем появляется привычка не слушать ее вообще. И это приводит к беде.

                                            Рассказ В. Осеевой. «Плохо»

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мальчики действительно поступили плохо? Может быть, зря их отругала женщина, ведь они не причинили никакого вреда котенку? (Рассуждения детей). Правильно, ребята, и я тоже считаю, что герои рассказа поступили нехорошо. Они не пришли на помощь к тому, кто в ней нуждался, не откликнулись на его беду, не защитили слабого. Поэтому они поступили плохо. Валентина Осеева так и назвала свой рассказ «Плохо».
Ребята, а как вы думаете, что подсказывала мальчикам их совесть? (Ответы детей). Конечно, они ее просто не слышали, иначе бы они пришли на помощь маленькому, беззащитному котенку. Героев этого рассказа можно назвать бессовестными? (Да.) А как бы вы назвали их по-другому? (Безразличными, безжалостными, бессердечными, черствыми.)

                                     Физкультминутка «Хлопни – топни»

Воспитатель: А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру  «Хлопни – топни». Я буду задавать вопросы, а вы если это плохой поступок топаете ногами, а если хороший хлопаете в ладошки.

1) Помочь маме убраться дома.

2) Разложить по местам игрушки.

3) Стукнуть товарища за то, что не дал конфетку.

4) Заступиться за младших.

5) Обмануть папу.

6) Взять чужую игрушку, которая тебе понравилась.

7) Попросить прощения, если кого обидел.

8) Сломать игрушку.

9) Хвастаться новой одеждой, игрушкой.

10) Уступить место в автобусе.

11) Кинуть камень в кошку.

12) Бросить фантик на дорогу.

13) Покормить птиц.

14) Не шуметь дома, когда спит мама.
Воспитатель: Молодцы , ребята, вы очень хорошо отличаете хорошие и плохие поступки.

                                        (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель. Ребята, очень часто мы попадаем в ситуации, когда нам надо сделать выбор: поступить по совести, или переступить через голос совести и совершить плохой поступок, от которого можешь страдать не только ты, но и окружающие люди. Давайте рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

               Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние сто рублей. Как вы поступите? (Дети высказываются по поводу ситуации).

             Ситуация вторая.

Мама в вазочку на столе положила вкусное печенье, сказав, что сейчас вся семья будет пить чай. Когда все уселись за стол, оказалось, что печенья в вазочке осталось мало. Его съел ты. Как ты поступишь?

                            Прослушивание аудиозаписи рассказа «Совесть»

- Правильно ли поступил мальчик

 - Почему он признался маме?

Воспитатель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. Мы часто с вами делаем выбор между «хорошо» и «плохо». А чтобы совесть не молчала, а помогала нам, ее нужно тренировать. Упражнение совести- это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что если я поступлю так, то я никого не обижу или наоборот. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки и расскажем о них.

(Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают свои выступления)

        Просмотр аудиозаписи «Отречение Петра»

- Как вы думаете – Почему плакал Пётр (Потому что он предал своего учителя)

Воспитатель.  Чувство раскаяния- это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Ему становится легко, как будто с души камень упал. А после раскаяния можно перейти ко второму упражнению для совести. Оно называется «попроси прощения». Может быть у нас найдутся смельчаки, которые захотят попросить прощения у своих друзей, у меня, а дома- у родителей.

Воспитатель.  Ребята у меня для вас  есть сюрприз. Вот в этой коробочке  лежат маленькие сердечки. Вы  сейчас можете взять себе по одной. Но если вы подождёте до обеда, то после сна вы сможете взять по 2 сердечки – для себя и для своего друга или подруги. Поэтому смотрите, кто как хочет – взять одну сейчас себе – или подождать и взять для себя и для своего друга. Кто хочет взять только для себя можете подходить брать, а кто для себя и друга – отойдите в сторону, что бы я видела.(Раздать сердечки по ситуации)

Воспитатель. Ребята, подойдите к столу. Здесь у нас лежит большое сердечко. Я предлагаю каждому нарисовать  столько лучиков сколько добрых поступков вы совершили для окружающих людей,  по очереди и объяснить какие. Дети рассказывают о своих добрых делах).

                                 Музыка «Совесть, достоинство»

Воспитатель. Ребята, это  доброе  сердце  со  свои добрыми  делами мы давайте подарим нашему гостю – Отцу Сергию. (Дети дарят сердце гостю)

Подведение итогов.

Воспитатель. Ребята, что вы сегодня узнали? ( В каждом человеке живет внутренний голос – это его совесть. Совесть помогает различать добро и зло. Надо внимательно слушать свою совесть.)
Чему вы постарались научиться? (Слушать свою совесть.)
 Я думаю, наш разговор поможет вам. Как вы думаете, разбудил  ли этот разговор вашу совесть? (ответы детей) В любом случае, я думаю, в следующий раз, когда перед вами встанет выбор: поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете свой внутренний голос, голос сердца, голос совести.

Я желаю вам быть добрыми, чуткими, отзывчивыми и заботливыми.
Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми. «Совесть помогает нам различать добро и зло. Учимся слушать свою совесть».

Занятия с детьми.«Совесть помогает нам различать добро и зло. Учимся слушать свою совесть».(Подготовительная к школе группа)....

Буклет «Помогите ребенку стать добрее»

Добрым быть совсем,Совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от света,Доброта – не пряник, не конфета.Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет,Если доброта, ка...

«Помоги ворону Метру добраться до математического царства»

Цель: создание мотивации детей к образовательной деятельности посредством игровых технологий В.В.Воскобовича, формирование математических представлений....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ [Х-Ф] «Помоги дяде Федору добраться до Шарика и Матроскина»  

Предлагаю Вашему вниманию игру на дифференциацию звуков [х-ф], в которой необходимо пройти по дорожке и помочь встретиться дяде Федору с Шариком и Матроскиным....