програмный материал 1мл.гр
рабочая программа (младшая группа) на тему

Гурова Светлана Сергеевна

по программе васильевой-вераксы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnyy_material_dlya_pervoy_mladshey_grupp1.docx44.98 КБ

Предварительный просмотр:

Программный материал для первой младшей группы

КОЛИЧЕСТВО

         Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много-один (один-много), много-мало (мало-много).

ВЕЛИЧИНА

           Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом-маленький домик, большие мячи-маленькие мячи и т.д.)

ФОРМА

          Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ.

 Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальную, игровую, туалетную комнату и другие. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Первая младшая группа ( от  двух до трех лет).

             На третьем году жизни у ребенка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период перед воспитателем стоит задача- научить детей разнообразно действовать с предметами; собирать однородные предметы вместе, отсоединять част предметов (игрушек) от основной группы, с помощью взрослого отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы( такие же), передвигать их в разных направлениях: вперед, назад, вправо, влево от себя (туда, сюда), нанизывать, накладывать один предмет на другой и т.п. Сначала детей учат нанизывать на штатив кольца, шарики; собирать из трех-пяти и более колец одноцветные и разноцветные пирамидки; затем раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания ( возрастания) их величины, составлять одинаковые и разные по цвету башенки из трех и более последовательно уменьшающихся деталей, разбирать и собирать народные дидактические игрушки: матрешки, яйца, бочонки и т.п., выкладывать из деталей строительного материала одноцветные и разноцветные, длинные и короткие дорожки. Таким образом, развитие количественных представлений должно быть тесно связано с формированием сенсорного опыта ребенка.

  •           В первой младшей группе не проводятся специальные занятия по развитию математических представлений. Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприятные условия для развития таких представлений. Наряду с этим отдельные понятия, такие как  много-один, один-много, много-мало, мало-много, могут быть рассмотрены в ходе регламентированных игр-занятий в качестве их составной части (занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, лепке и другие).  Пробные занятия с математическим содержанием проводят с небольшими подгруппами детей ( 6-8человек). Причем в этих случаях они органически вводятся в контекст основных занятий. Здесь важна точная дозировка, доступность  и привлекательность для детей. В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяются несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач.

 Необходимо:

  • приучать малышей наблюдать за  действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;
  • привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, поощрять их речевую активность;
  • побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем (о количестве, величине, форме, цвете предметов).

      Таким образом, для формирования элементарных представлений о количестве важно создать условия для развития восприятия и речи.

       Уровень  сформированности психических процессов у детей третьего года жизни (особенно восприятия, внимания, памяти, мышления и др.) диктует необходимость предоставления полного развёрнутого образца всех действий. Все упражнения выполняются вместе с воспитателем или с его помощью.

К концу года ребенок может:

  • Активно участвовать в образовании групп из однородных предметов.
  • Различать много или один предмет.
  • Различать большие и маленькие предметы, называть их размер.
  • Узнавать шар и куб.
  • Знать расположение и назначение основных помещений группы: (где нужно играть, умываться, спать, раздеваться и одеваться на прогулку).
  • Показывать на себе, где находится голова (и то, что находится на голове), ноги, лицо, спина, руки и т.д.

Программный материал для второй младшей группы

КОЛИЧЕСТВО

             Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи-круглые, эти-все красные, эти- все большие и т. д.)

              Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружаю- щей обстановке.

            Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов. Познакомить с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше ,а грибов меньше» или «кружков столько же, сколько грибов».

ВЕЛИЧИНА

             Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении размеров предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте и т. д.), пользуясь приёмами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий-узкий, одинаковые (равные) по ширине и т. д.

ФОРМА

          Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

         Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади (позади), справа-слева. Учить различать правую и левую руки.

ОРИЕНТИРОВКА  ВО ВРЕМЕНИ

          Помогать ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

ВТОРАЯ  МЛАДШАЯ ГРУППА ( от 3 до 4 лет)

            Во второй младшей группе у детей активно формируют представления о свойствах предметов ближайшего окружения; с ними организуют разнообразные игры на группировку предметов, учат объединять однородные предметы в группы и характеризовать конкретные признаки предметов этих групп: «Здесь все красные (синие, жёлтые, зелёные)», «Эти все круглые, а эти все с уголками, тут все большие (длинные, высокие ), а там – маленькие (короткие, низкие)».

          В группе детей четвёртого года жизни используется дочисловой метод обучения, задача которого – подвести ребёнка к пониманию количественных отношений. Но развитие представлений о количестве во второй младшей группе имеет свои особенности: у детей формируют представления о множестве как о совокупности, состоящей  из отдельных элементов. Дети учатся действовать с различными предметными группами, сравнивать их количество, сопоставляя предметы двух множеств, поэлементно устанавливая, равные они или неравные, и обозначая результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько-сколько, одинаково. Дальше в средней и старшей группах на этой основе формируются навыки счёта и представления о числе.

        Наряду с этим детей знакомят с приёмами сравнения предметов контрастных размеров по длине, ширине, высоте; дают первые представления о геометрических фигурах; учат обследовать, различать их, группировать.

           Обучение на занятиях носит наглядно-действенный характер. Дети  усваивают знания на основе восприятия действий воспитателя и его пояснений, а также посредством самостоятельных действий с дидактическим материалом. Математические представления лучше усваивается если они преподносятся для детей в игровой форме, занятия нужно проводить в форме дидактической игры с использованием различных сюрпризных моментов (неожиданное появление «гостей», игрушек и т. п.). Следует также организовывать разнообразные игры с активными движениями, чтобы в игровом действии одновременно участвовали все дети.

            Большое значение в развитии элементарных математических представлений имеет работа с раздаточным материалом, умение выполнять действия в определённой последовательности (накладывать предметы на их изображения, на карточки-образцы, а затем класть предметы под них). Счётный раздаточный материал следует давать индивидуально каждому ребёнку в коробке или на подносе.

               Как и в первой младшей группе, воспитатель даёт детям образцы всех приёмов работы, детально разъясняет последовательность операций

Каждый способ действия нужно показывать 2-3 раза, особо выделяя новый. Многократный показ с одновременным называнием одних и тех же действий в разных ситуациях и с разным наглядным материалом способствует их лучшему усвоению.

            Математические представления формируются у детей в определённой последовательности, с учётом того, что они уже знают и умеют.

К концу года ребёнок может

  • Группировать предметы по цвету, размеру, форме.
  • При поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше, столько же.
  • Видеть разницу в размерах двух предметов по длине (ширине, высоте, величине в целом); показывать (называть), какой из двух предметов большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий или они одинаковые.
  • Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  • Понимать смысл обозначений: впереди-сзади, вверху-внизу, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска).
  • Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

ПРОГРАММНЫЙ  МАТЕРИАЛ ДЛЯ СРЕДНЕЙ  ГРУППЫ

КОЛИЧЕСТВО  И  СЧЁТ

            Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счёту). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни- красного цвета, а другие-синего; красных больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

               Учить считать до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три- всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числа 1-2, 2-2, 2-3,3-3, 3-4, 4-4, 4-5,5-5. Формировать понятия о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3больше чем 2,а 2 меньше, чем 3»           Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.

                  Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом  в пределах 5.

              Считать предметы на ощупь, считать звуки, движения (в пределах 5).

              На основе устанавливать равенство (неравенство) групп предметов  в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

ВЕЛИЧИНА

             Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить способам сравнения предметов по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.

             Учить соизмерять предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зелёной и т. д.).

            Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определённой последовательности – в порядке убывания или нарастания величины: вводить в активную речь детей понятия, обозначающие  размерные отношения предметов («Эта (красная) башенка – высокая, эта (оранжевая) – ниже, эта (розовая) – ещё ниже, а эта (жёлтая ) – ещё ниже, жёлтая башенка самая низкая» и т. д.).

ФОРМА

            Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, шаре, кубе, цилиндре. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов.

            Познакомить с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Различать и называть прямоугольник, его элементы: углы, стороны.

размеров: большой – маленький куб (шар, цилиндр,куб, квадрат, треугольник, прямоугольник).

             Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, стакан – цилиндр, окно, дверь – прямоугольник и др.

ОРИЕНТИРОВКА  В  ПРОСТРАНСТВЕ

              Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева окно, сзади на полках игрушки). Познакомить их с пространственными отношениями: далеко-близко (дом стоит близко, а березка стоит далеко).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ.

Расширять у детей представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро- день- вечер-ночь). Объяснять значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Средняя группа ( от четырех до пяти лет).

               К пятому году жизни в результате целенаправленного воспитания, обучения и обогащения детского опыта у ребенка накапливается определенный запас конкретных представлений о количестве, величине и форме предметов окружающего мира. Ребенок способен выслушать объяснение, выполнить более сложное поручение, решить более сложную умственную задачу. Создаются предпосылки для систематизации некоторых математических представлений. В средней группе дети могут заниматься математикой как в числе больших подгрупп, так и в числе полной группы. Занятия проводятся с начала сентября один раз в неделю (34-36 занятий в году). Длительность занятий по 20 минут, в процессе обучения как и в младших группах, широко используются дидактические игры.

                   На занятиях и в повседневной жизни воспитатель помогает детям лучше осознать смысл количественных и пространственных отношений: больше-меньше, поровну; длиннее-короче, шире-уже, выше- ниже, толще-тоньше, впереди-сзади, вверху-внизу, на, над-под, справа-слева, далеко-близко, вчера-сегодня-завтра; развивает представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольни-

ке, шаре, кубе, цилиндре; стремится ставить перед детьми познаватель-

ные задачи: «Сколько детей сидит за столом? Сколько им нужно чашек, тарелок, ложек?» и т. д. Воспитатель предлагает ответить на вопросы проблемного характера, например: «Через какие ворота прошла машина? Почему? и др.

                     Организуя работу по развитию у детей представлений о размере предметов, воспитатель предлагает им анализировать и сравнивать их величину, побуждает внимательно рассматривать картинки, отвечать на вопросы, например: «Почему зайка благополучно перебрался на другой берег речки, а мишка упал в воду? Кто из них шёл по какой доске?» и т. п.

               В ходе выполнения игровых заданий воспитатель побуждает каждого  ребёнка подробно пояснять  свои действия, рассказывать о том, что и как он делал, что получилось в результате.

                  В формировании математических представлений у детей средней группы большое значение имеют эмоциональный настрой и заинтересованность детей, поэтому на занятиях следует использовать красочные наглядные пособия и дидактические материалы, а в повседневной жизни – хорошо знакомые предметы, назначение которых понятно детям. На первых занятиях раздаточный материал детям даётся индивидуально каждому, а позднее 2-4 детям – на общем подносе. Дети учатся пользоваться  совместно пособиями, брать счётный материал с общего подноса, обмениваться им в процессе работы. Такое общение способствует развитию первых навыков сотрудничества, коммуникатив-

ной деятельности, умения делиться материалом, договариваться в ходе работы.

 

К концу года ребенок может

  • Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
  • Считать до 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?»
  • Сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 5), а также  путём поштучного соотнесения предметов двух групп  (составления пар); определять. Каких предметов больше, меньше, каких равное количество.
  • Сравнивать два предмета по  величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее- короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
  • Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать  их характерные отличия.
  • Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (впереди-сзади, вверху-внизу); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперёд  и назад, вверх и вниз (по лестнице).
  • Различать правую и левую руки.
  • Определять части суток.

ПРОГРАММНЫЙ  МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОЛИЧЕСТВО  И  СЧЁТ

                 Учить создавать множества из разных по качеству элементов; разбивать множество на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счёта и соотнесения предметов один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

                  Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).

                    Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства и наоборот, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.

                    Отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

                    Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

                     Познакомить с порядковым счётом в пределах 10, учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?»,  «Какой?» и правильно отвечать на них.

                    Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп.

                      Уточнять понимание независимости числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счёта (справа налево, слева направо, с любого предмета).

                     Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5- это один, ещё один, ещё один, ещё один, ещё один.

                     Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей. Учить называть части, полученные от деления; сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

ВЕЛИЧИНА

                Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и отношение между ними по размеру.

               Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

               Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже),  шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

ФОРМА

             Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

              Дать представление о четырёхугольнике; подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника.

              Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать форму знакомых предметов, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картины, одеяла – прямоугольные, подносы и блюда – овальные, тарелки, крышки и дно у кастрюль – круглые и т. д.

ОРИЕНТИРОВКА  В  ПРОСТРАНСТВЕ

               Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений: вверху, внизу, впереди (спереди), сзади, за, слева, справа, между, рядом, с, около; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения; определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов.

                  Учить ориентироваться на листе бумаги.

ОРИЕНТИРОВКА  ВО ВРЕМЕНИ

                 Дать детям представление  о том, что утро, вечер, день, ночь составляют  сутки.

               Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

СТАРШАЯ  ГРУППА (от 5 до 6 лет)

               На шестом году жизни уровень умственного развития ребёнка характеризуется значительным накоплением наглядно-чувственных представлений и простейших понятий. У ребёнка активно развивается наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщённые и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого.

               Под руководством воспитателя дети успешно овладевают количественным и порядковым счётом в пределах 10, умением сравнивать рядом стоящие числа (определять  на конкретном материале большее, меньшее на 1), знакомятся с количественным составом числа из единиц в пределах 5. Детей упражняют в счёте, пересчитывании, отсчитывании, воспроизведении нужного количества предметов, игрушек, геометрических фигур и их изображений, а также счёте и воспроизведении количества звуков, движений; учат сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы один к одному; различать и сравнивать параметры протяжённости (длину, ширину, высоту); углубляют понятие единицы, понимание отношений между целым и его частью. Воспитатель продолжает развивать основные пространственные и временные ориентировки.

            Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретённые ранее знания и опыт решения некоторых  математических проблем. Каждое новое понятие формируется на основе включения его в систему усвоенных ранее.

               В старшей группе воспитатель предлагает детям более детально анализировать свойства и отношения предметов, явления окружающего мира, подмечать не только характерные, но и менее существенные признаки в рассматриваемых фактах. Он учит обобщать эти признаки, выявлять закономерности (числовую, временную и др.); делать простейшие умозаключения, самостоятельно пользоваться известными способами доказательства. Все эти умения формируются посредством игр и игровых упражнений.

К концу года ребёнок может

  • Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счета предметов и составления пар;  понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).
  • Считать (отсчитывать) в пределах 10.
  • Правильно пользоваться порядковым и количественным числительными ( в пределах 10), отвечать на вопросы : « сколько?», «какой по счету?».
  • Сравнивать рядом стоящие числа  в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единиц).
  • Сравнивать предметы по длине (шире, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения и на глаз.
  • Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины(ширины, высоты), толщины ;понимать относительность признака величины предметов.
  • Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.
  • Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон).
  • Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
  • Знать последовательность суток(утро, день, вечер, ночь).
  • Называть текущий день недели.

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

КОЛИЧЕСТВО И СЧЁТ

               Развивать общие представления о множестве; умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в операциях объединения, дополнение множеств, удаления из множества одной части или нескольких частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов, соединения предметов стрелками или замещение реальных предметов символами.

  • Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета в пределах 10. В зависимости от освоения детьми программного материала знакомить их со счетом в пределах 20; показать как образовываются числа второго десятка. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение уменьшать и увеличивать каждое число на 1( в пределах 10).

      Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Познакомить с составом чисел второго пятка единиц (на конкретном материале). Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее ( в пределах 10, на наглядной основе). Познакомить с монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей ( указать различие, набор и размен монет). Учить на наглядном пособии составлять и решать простые арифметические задачки на сложение ( к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками: плюс(+), минус (-), знаком отношения равно (=) .

ВЕЛИЧИНА

            Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов и часть предмета. Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух- одна вторая, две части из четырех- две четвертых); устанавливать соотношения целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить детей измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах их измерения. Сравнивать все предметы (тяжелее-легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить детей с весами. Развивать представления о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

ФОРМА

                Уточнить название известных геометрических фигур, их элементов ( углы, вершины, стороны) и некоторых свойств. Дать представления о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), точке, прямой линии, отрезке, прямой. Учить распознавать фигуры в независимости от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по нескольким признакам (цвету и форме, размеру и цвету,  форме и размеру).

        Конструировать и моделировать фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов один большой прямоугольник, из четырех отрезков четырехугольник, из двух коротких отрезков один длинный; конструировать геометрические фигуры по образцу и выкройкам, словесному описанию, перечислению характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы (фигуры) из отдельных частей по контурным образцам, по описанию и представлению.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

         Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги). Познакомить с тетрадью, страницей, клеткой, строчкой, столбцом. Учить располагать предметы  и их изображения на плоскости в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (сверху, снизу, сбоку, слева, справа, в верхнем правом углу и т.д). Познакомить с планом, схемой, картой.

     Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, схемы, плана. Учить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление их движения в пространстве ( слева направо, снизу вверх); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

         Дать детям элементарные представления о некоторых свойствах времени: его текучести, периодичности, необратимости; о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до после...    

            Развивать у детей "чувство времени", умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии  со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точность до  1 часа.  

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет).

          К шести годам ребенок усваивает относительно широкий круг знаний о числе, форме и величине предметов, способен элементарно ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве и времени. В данной группе воспитатель подготавливает детей к школе, поэтому должен совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, счету на слух и по осязанию, при условии успешного овладения навыками счета в пределах 10, формируют умение счету в пределах 20.

           С начала года воспитатель  углубляет понимание детьми некоторых математических отношений и зависимостей. Можно рассмотреть на примере чисел первого и второго десятков они выясняют, как образуется каждое следующее число в натуральном ряду путем прибавления единицы к предыдущему числу или вычитания единицы из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Упражнения в делении предметов на разные части( две, четыре) и измерения величин по заданной мере у детей углубляется понимание взаимосвязи между целым и его частями, зависимости результата измерения (числа) от величины меры, вводится счёт группами (двойками, тройками и др.).

                   В процессе обучения на занятиях по развитию математических представлений в подготовительной группе детей учат классифицировать предметы по общим и отличительным признакам, устанавливать закономерности, последовательно рассуждать, формулировать ответы, делать соответствующие выводы, выбирать адекватный способ решения поставленной задачи.

                   У детей развивается пространственное воображение, начальные элементы конструкторского мышления. Они получают сведения о многоугольнике, конструируют модели геометрических фигур; анализируют более сложные по форме объекты, выделяя в них знакомые геометрические фигуры; составляют целые предметы и фигуры из различных частей.

                     Дети овладевают умением ориентироваться в ближайшем (трёхмерном) пространстве с использованием общепринятых обозначений (некоторых знаков – указателей направления движения, символов), а также в двухмерном пространстве (на листе бумаги, странице тетради, книги и т. п.), учатся моделировать пространственные отношения, правильно обозначать их словами (правее-левее, выше-ниже, правый верхний (угол), левый нижний (угол), над, под, перед, впереди, за, сзади, напротив, между, в середине, вокруг, вдоль, поперёк и др.); « читать» элементарное графическое изображение направления движения в пространстве (простейшие маршрутные карты), двигаться в соответствии со схемой, указателями на плане или определять по ним направление: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз).

                        У  детей формируют элементарные представления о времени, его необратимости, периодичности, сменяемости; последовательности дней недели, месяцев года; постепенно развивают чувство времени. Детей знакомят с часами, некоторыми единицами измерения времени: минута, час.

                     Воспитатель стремится формировать устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими в жизни, стремление самостоятельно приобретать их.

                      Очень важно в подготовительной группе на основе занятий по элементарной математике формировать у детей приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), а также развивать вариативность мышления, произвольность поведения, самоконтроль и самоанализ.

                         В подготовительной к школе группе рекомендуется проводить два занятия в неделю. На занятиях наряду с объяснением воспитателя и совместными действиями детей обязательно предусматривается самостоятельная работа каждого ребёнка с раздаточным материалом.

К концу года ребёнок может

УМЕТЬ

  • Самостоятельно  объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества его отдельные части  (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счёт в пределах 20).
  • Называть числа в прямом  (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; при решении пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+,-, =).
  • Различать величины: длину (ширину, высоту), объём (вместимость), массу (вес), время и способы их измерения.
  • Измерять длину предметов, отрезков прямых линий, объёмы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  • Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей.
  • Распознавать, называть: отрезок, угол, многоугольники, шар, куб, цилиндр; проводить их сравнение.
  • Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному  результату; составлять из малых форм большие.
  • Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться простейшими условными (знаковыми) обозначениями.
  • Определять  временные отношения (день – неделя – месяц), время по часам с точностью до одного часа.

ЗНАТЬ

  • Состав чисел  первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей; их набор и размен.
  • Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времён года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Програмно-методический материал по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Задачи:1. Определить значение воспитания культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста;2. Изучить особенности проявления навыков опрятности в период адаптации;3. Сформировать культурно-ги...

Програмно-методический материал по теме: «Игра как средство обучения общению»

«Игра как средство обучения общению»Автор: Баталина Наталья ВитальевнаМосква   2014-2015ПланВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩ...

Програмно - методический материал не тему:"Организация подвижных игр детей младшего дошкольного возраста"

Програмно-методический материал на тему: " Организация подвижных игр детей младшего дошкольного возраста"...

Програмно-методический материал"Развитие представлений о величине, цвете, размере, форме посредством развивающих игр"

Программно-методический материал по математике: "Развитие представлений о цвете, величине, форме посредством развивающих игр" Традиционно ознакомление детей со свойствами предметов предполагает в...

работа по закреплению програмного материала по ФЭМП,

quot;В поисках сокровищ"Цель:  закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обо­з...