консультация для воспитателей на тему: "Развитие логического мышления"
консультация на тему

Черная Ольга Валерьевна

консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему
«Развитие логического мышления»

Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек - все это связано с работой памяти.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра - ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления, Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.

На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как "Кто летает?", "Съедобное - несъедобное", "Загадки"- они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: "Чудесный мешочек", "Определи предмет на ощупь", "Найди предмет, отличающий от других". В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: "Что нарисовано?", "Назови предмет в ряду", "Назови предмет одним словом", "Что лишнее? Почему?", "Домино", "Как одним словом можно назвать предметы".

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как "Я знаю пять ... ". Она учит классифицировать и обобщать.

Игра "Белый лист" направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук. Такие упражнения "Рыбы-птицы-звери", "Одежда-мебель-посуда", "Овощи-фрукты-ягоды", в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.

Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения "Найди картинку с самым низким деревом", "Найди картинку с самым высоким мальчиком", "Покажи мяч средней величины" и прочие.

Игры "Лабиринты", "Продолжи ряд", "Помести недостающую фигуру", развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: "Вычислительная машина". "Ход конем", "Игры с обручами", "Где, чей дом?". Цель этих игр - формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего
школьного обучения.

Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания - смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игры на развитие логического мышления для старших дошкольников»

1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.«Разложи предметы»Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: маши...

Консультация для воспитателей "Игры на развитие логического мышления для старших дошкольников"

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.Оскар Уайльд...

Консультация для воспитателей и родителей: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помо...

Консультация для педагогов на тему "Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры"

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные пр...

Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"

Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"...

Консультация для воспитателей на тему "Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста"

содержит рекондации для воспитателей по  развитию у страших дошкольников  словесно- логического мышления...