Тема: понятие развивающей среды, ее основные функции
материал (подготовительная группа) на тему

Ошроева Любовь Валерьевна

Современный детский сад-это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. В дошкольном образовании за последние годы сложилась новая система нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, позволяющая дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений среды развития ребенка. Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении личности, необходимо знать и уметь реализовывать основные требования к ее организации. Она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информативной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром. Предметно- пространственная среда-это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pred._raz_kontr.docx76.91 КБ

Предварительный просмотр:

1 понятие развивающей среды, ее основные функции.

                                                      От меня до 5-летнего-один шаг;

От 5-летнего до новорожденности-

-дистанция огромного размера.
                                                                                            Л.Н. Толстой

Современный детский сад-это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной  среды.

В дошкольном образовании за последние годы сложилась новая система нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, позволяющая дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений среды развития ребенка.

Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении личности, необходимо знать и уметь реализовывать основные требования к ее организации. Она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информативной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный  лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром. Предметно-пространственная среда-это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-пространственная среда  группового помещения неотъемлемая часть целостной среды (и шире общей культурной  среды). Развитие ребенка зависит от предметной среды в той же мере, как и от воспитывающих их взрослых. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Развивающая предметно-пространственная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Однако никакое обучающее влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предметно-пространственной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит. Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка - «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества». Поясним это положение.

Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов, а также различных видов деятельности человека. Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности. Например, бытового или художественного характера - мыло необходимо для мытья, а карандаш - для рисования. Аналогично - для работы  на огороде нужны   лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т.п..Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.

Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все - он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т.п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.

Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.

С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем. Можно сказать, окружающая среда эмоционально воздействует на малыша, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически.

Физическое состояние детей во многом определяется их эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук, - все это составляет первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей. Очень важно для своевременного созревания костно-мышечной системы, которая формируется длительнее по сравнению с другими функциями организма, чтобы ребенок активно двигался.

Особенность ребенка раннего возраста состоит в том, что без специального воздействия со стороны взрослого его мышечная система не реализуется. Именно взрослый, беря малютку на руки, укладывая на живот, поворачивая на спину, помогая осваивать повороты на бок и т.п., «задает» систему целенаправленных движений для созревания мышечной ткани. Движение - органическая потребность ребенка и необходимо полностью ее удовлетворять. Поэтому важна организация двигательной среды на протяжении младенческого, раннего и дошкольного детства. Если иметь в виду детей первых лет жизни, то организация предметно-пространственной среды для них - жизненная необходимость.

Окружающая среда в широком и узком смыслах оказывает влияние на формирование  познавательной активности малыша.

В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности.

Поэтому окружающую ребенка предметно-пространственную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста - понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей, воспитательной и развивающей.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Основополагающая идея построения развивающей среды в ДОУ заложена в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ»(1993г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания»(1989г.)

Авторы данной концепции В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова в своей работе указывают на то, что особенности предметно-пространственной среды должны определяться не только принципами и требованиями, но и учитывать личностно-ориентируемую модель построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Ученые утверждают, что среда на ребенка должна оказывать непосредственное воздействие, обеспечивать безопасность их жизни, улучшение здоровья, развитие психических процессов.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим и также требует изменений. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.

Каждому ребенку в детском саду будет обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

В соответствии с  пунктом 3.1.2. Требований ФГТ к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ, предметно – развивающая среда образовательного учреждения будет способствовать реализации основных направлений развития детей:

- физическому

- социально-личностному

- познавательно-речевому

- художественно-эстетическому

2.Цель, задачи предметно – пространственной среды в ДОУ.

 Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.

В ФГОС чётко определено: организация предметно-развивающей среды должна осуществляться по следующим видам детской деятельности: Игровая;

Двигательная;

Познавательно-исследовательская;

Коммуникативная;

Продуктивная

Музыкально-художественная;

Трудовая;

Чтение художественной литературы.

Развивающая Предметно-пространственная среда, как, известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей педагогического коллектива в условиях обновления дошкольного образования, в рамках решения ФГТ, является создание предметно-развивающей среды.

Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, её активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

В работах педагогов О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.

Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.

Яркость, привлекательность.

Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.

Свобода выбора.

Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

–    создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

–    предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

–    ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

–    активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

–    ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Из всего этого следует сделать вывод:

 В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее врежиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.

3.Принципы построения предметно-пространственной  среды.

 Составная часть стандарта дошкольного образования – государственные требования к развивающей среде. Эти требования разработаны с учётом лучших традиций нашей системы. При создании педагогических методик (технологий), отвечающих на вопрос: что и как предлагается детям, а также при выборе готовых, несомненно, нужно опираться на указанные принципы, которые являются результатами многолетних психологических и педагогических исследований.

  Чтобы предметно-пространственная среда выполняла свои основные функции, педагог при ее проектировании и создании должен ориентироваться на принципы ее построения. Принцип  дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости – закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

 Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 

 Таким образом, создавая предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Установление контакта между взрослыми и детьми

Позиция  партнерства «глаза в глаза»:

разновеликая мебель,

оборудование индивидуального места ребенка,

оптимальная дистанция при организации в разных видах деятельности

Принцип активности, самостоятельности, творчества

Он должен проявляться при формировании предметного окружения ребенка: крупные игровые и дидактические пособия, рисовальная стена творчества, живописные картинки со съемными элементами изображения (с застежками, пуговицами), использование гигиенической комнаты для участия детей во взрослой жизни (хозяйственный труд, опыты с использованием большого количества воды)

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения не пересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и т.д.

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. При создании среды необходимо учитывать условия для формирования развития полноценного образа «Я»

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Важно разметить в интерьере простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку знания об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, африканской

Принципы учета половых и возрастных различий детей

Создавая предметную развивающую среду, необходимо  учитывать половые различия детей.Среда должна предоставлять возможность, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Все принципы должны опираться на возрастные возможности. Возрастной подход в организации развивающей среды заключается не столько в изобретении новых принципов, сколько в специфической реализации сформированных выше.

Принцип открытости-закрытости

Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы.

Второй аспект – это открытость культуре. В ее прогрессивных проявлениях

Третий аспект – это открытость обществу

Четвертый – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира

В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику.Альбомы и папки с фотографиями хранятся в доступном для ребенка месте, что бы он мог по желанию рассматривать их

Принцип безопасности. Педагоги соблюдают правила пожарной безопасности, нормы СанПиНа и инструкций по охране жизни и здоровья детей;

Принцип рациональности и целесообразности-это удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичность.

В названных принципах построения среды развития, в требованиях к ней заложены условия реализации личностно-развивающего подхода, учитываются возрастные особенности, период обучения, основные задачи. Если мы будем создавать предметно-развивающую среду вне реализации этих принципов, то наша среда превратится в мертвую дорогостоящую игрушку.  

4.Федеральные государственные образовательные стандарты к предметно-пространственной  среде образовательного учреждения.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что c разработкой новых Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Таким образом, организация развивающей предметно пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС  должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее

эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную двигательную деятельность детей. Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.

Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными требованиями ФГТ (Приказ №2151 от 20 июля 2011г). В соответствии с ФГТ  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предметно – развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:

Физическому развитию

 Познавательно-речевому развитию

Художественно-эстетическому развитию

Социально-личностному развитию

В основной общеобразовательной программе предметная  среда должна строиться как развивающая, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Развивающая предметно –пространственная среда включает все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности, она должно соответствовать противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

Развивающая предметно – пространственная среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться  и в ходе реализации других областей.

Предметное пространство каждой возрастной группы носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. Все игры и игрушки расположены в доступном для детей месте, игровые и развивающие пособия расположены на уровне глаз детей. В игровых зонах расположен материал, используемый в процессе специально организованного обучения; иной, но похожий; «свободный», позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других областях.

При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание уделяется развитию детской индивидуальности, учета темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. Большое внимание уделяется  свободной деятельности детей. Однако это не просто время, когда дети предоставлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Возможно, также в это время наблюдение за детьми с целью выявления способностей их к взаимодействию и деятельности.

Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования. Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ. Интегрированность, разнообразие форм и методов, учёт индивидуальных особенностей воспитанников в освоении содержания образования способствует формированию у дошкольников основ творчества, любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества дошкольного образования.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, должно включать: организацию как совместной деятельности взрослого с воспитанниками.  Самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД, но и в режимных моментах. Организацию разнообразной игровой деятельности. Развитие способностей в любых формах образовательного процесса.

Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграцию; использование образовательных технологий деятельностного типа; физическое развитие дошкольников, а также взаимодействие педагога с воспитанниками на: субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития; мотивационном подходе; доброжелательном отношении к ребенку.

Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции, включающие:

В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции (далее - игрушки и оборудование) выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка;

 Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;

 При подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений.Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра. Оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения:

набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации;

оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы;

 Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал:

оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;

группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий; Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений;

Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;

 Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

5.Содержание центров развития

Предоставление ребенку возможностей выбора реализуется, прежде всего, через организацию пространства помещения. В каждой группе должно быть несколько центров активности, содержащих разнообразные материалы для игры и других занятий. В разных группах набор центров может быть различным, однако ядро  этого набора обычно составляют центры следующего содержания:

       -Сюжетно-ролевая игра

       -Манипулятивный (настольные игры и игрушки)

       -Строительство

       -Книги и театра (произведения детской художественной литературы, согласно возраста детей)

       -Искусство

       -Любознательных и наблюдательных (природа)

       -Песок и вода

       -Открытая площадка

Помещение группы условно делится на центры (зоны)

центра искусства выбирается хорошо освещенное место в стороне от играющих детей, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Удобны и очень практичны угловые столы для продуктивной художественной деятельности. Навесные, приставные полки или этажерки должны быть наполнены необходимым изобразительным материалом. Дидактические игры, бумага, картон впрок находятся в выкатных тумбах под столами. При необходимости эти выкатные тумбы могут служить дополнительным рабочим местом для детей. Этот центр желательно оборудовать выставкой, на которую воспитанники могут самостоятельно прикреплять готовые работы. Натянутые на стене шнуры выполняют не только декоративную, но и функциональную роль: к ним прищепками крепятся детские рисунки, фотографии, записки. Для поделок из глины, бумаги, бросового и природного материала используются двух-, трехъярусные пластмассовые бытовые полочки. Их можно установить на боковой стороне мебельного модуля (шкафа), в простенке между окнами. Примерный  набор оборудования для центра искусства:
Рисование

репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили;

Лепка

Аппликация

Инвентарь для уборки в центре искусства может быть единым для всех трех рабочих мест. Главное — чтобы дети не забывали использовать его по назначению.
Центр науки (природы)

служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Его можно оформить на специально оборудованном стеллаже или в виде зимнего сада. Основная часть растений размещается в этом центре. Несколько растений используется в качестве интерьерных украшений разных частей помещения. Очень хорошо, если цветочные кашпо будут одного цвета.
Аквариум с рыбками — непременная принадлежность уголка природы любой возрастной группы. Он располагается на уровне глаз детей. Перегородки и специальные подставки со встроенными аквариумами - беспроигрышный прием современного дизайна, не теряющий популярности.
Во-первых, аквариум визуально облегчает конструкцию.
Во-вторых, он вносит в организацию пространства элементы интриги: сквозь толщу воды можно наблюдать за действиями в соседнем уголке.
В-третьих, этот декоративный элемент не требует большого пространства. Важно только обеспечить свободный доступ к воде и приборам, поддерживающим в аквариуме необходимый тепловой и кислородный режим.
Примерный набор оборудования центра науки:

растения, требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей

календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными;

литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной темам);

картотеки:

а) растения, имеющиеся в уголке природы

б) растения ближайшего окружения (на участке);
в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт);

настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания;

природный материал, материал для составления икебаны;

информация по валеологической теме.

В данном центре, если позволяют условия, размещается материал для экспериментирования: 

весы,

микроскоп, 

емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, 

мерные ложечки и сосуды, 

пооперационные карты, 

алгоритмы для проведения опытов,

карты наблюдения, 

бассейны для игр с водой, песком

Центр ручного труда

 Привычка детей работать в уголке труда, самостоятельно делать любые поделки формируется постепенно на основе устойчивого интереса к этой деятельности. Зона труда должна быть активно работающей. Материалы лучше поместить в пластиковые шкатулки, контейнеры, деревянные ящички. Коробки должны легко открываться самими детьми. Каждому виду материала отводится определенное место. Коробки располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться; это поможет детям быстрее готовиться к работе, приучит их к порядку. Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок следует проводить конкурсы и выставки оригинальных поделок (совместно с родителями). Главное, чтобы у ребенка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы смекалку. Материалы для ручного труда нужно систематически обновлять.

Обязательно, чтобы в этом центре одновременно находилось оборудование для работы с тканью, кожей, деревом, с природным материалом, для работы с канцелярским ножом и т. д.

 Содержание центра ручного труда меняется в зависимости от детского интереса (от возможностей самого уголка), от умений и навыков от личных увлечений национальных, половых особенностей детей.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе, педагоги порой не учитывают психологических особенностей и интересов мальчиков, ориентируясь при создании зон главным образом на девочек. Маленьким мужчинам нужна специфическая деятельность, обеспечивающая развитие их интеллектуальных способностей и ручных умений.
Ручной труд, и в частности работа с деревом, является привлекательным и доступным для мальчиков видом труда. Изготовление поделок из дерева, использование простейших столярных инструментов способствуют 

развитию руки ребенка,

глазомера,

наблюдательности,
умения анализировать и представить конструкцию в целом,

выделить в ней составные части,

установить их взаиморасположение, соотношение по величине, размерам.

В то же время ручной труд развивает целеустремленность, настойчивость умение преодолевать трудности на пути продвижения к цели.
Мы постоянно говорим о том, что ребенок является субъектом воспитания, что он хозяин в группе, и в то же время продолжаем прятать от него карандаши, кисточки, ножницы, стеки, иголки, забывая, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев и развивать пальцы — наша прямая обязанность. Необходимо повернуться лицом к ребенку, оказать ему доверие, не обеднять и не тормозить его развитие скудным оборудованием зоны самостоятельной деятельности. Конечно, в группе нельзя раскидывать предметы повышенной опасности без предварительного ознакомления детей с ними. Каждый инструмент необходимо детально рассмотреть с детьми, познакомить детей с его качествами, свойствами, правилами обращения с ним. Если начиная с младшего дошкольного возраста у ребенка постепенно формировать представление о правилах использования того или иного инструмента, то ребенок будет применять инструменты по прямому назначению. Педагогу необходимо создавать условия для работы ребенка с различными инструментами, что сформирует у него опыт адекватного пользования ими в соответствии с их функциональным назначением, воспитает ответственное отношение к труду, разовьет самоконтроль, умение с удовольствием заниматься любимой деятельностью.
 Центр занимательной математики.

Удобное рабочее место может состоять из одного или нескольких столов на роликовых опорах, оборудованных выкатными секциями (тумбами) для хранения дидактического материала, навесными полками, которые не занимают много места и красиво смотрятся. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф.
Модульный принцип фланелеграфа (поле, состоящее из нескольких небольших квадратов) позволяет создавать всевозможные эффектные комбинации, а функциональные и компактные части (сектора) обеспечивают их комфортное использование. Такой фланелеграф можно сделать из коврового покрытия, подобранного по цвету в тон мебели или мебельного канта.

Литературно-театральный центр.

 Принимая решение о том, где будет располагаться литературный центр, обратите внимание на окна.  Если естественного освещения недостаточно, используйте дополнительные осветительные приборы. Это может быть торшер, создающий уют домашней обстановки,  настенное бра, «прищепка». 

Литературно-театральный центр может располагаться в спальне, вдали от мест активных игр детей. Мобильный столик, стулья, кресла или мягкие пуфики помогут создать комфорт и придать привлекательность этому уголку. Штора из бамбука или соломки поможет зрительно отделить литературный центр от других зон. Уединившись за такой шторой, ребенок чувствует себя защищенным; испытывая чувство комфорта, он отдыхает с любимой книжкой в руках. В то же время педагог видит уединившихся через ажурную прозрачность занавески. Красочные издания, разнообразное содержание привлекают внимание детей к литературному центру.

 ПРИМЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

книги

выставка: или одного автора, или одного произведения в иллюстрациях разных художников и т. д.;

альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные (домашние, дикие, жарких стран, севера), птицы (перелетные, зимующие, кочующие) и т. д.;

материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры);

 пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, пальчиковые игры, буквы из наждачной бумаги, крупы, кожи и т. д.;
литературные игры, игры с грамматическим содержанием;

султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимнастики;
оборудование для театрализации: 

ширмы, 
фланелеграф, 
маски, костюмы разные виды театров: настольный,пальчиковый, бибабо, перчаточный,
пособия по краеведению:

Строительный центр.

Благодаря встроенной мебели, изготовленной точно в соответствии с особенностями помещения, можно наилучшим образом сосредоточить весь строительный материал (мелкий и крупный) в одном центре. На стеллажах, которые являются конструктивным элементом, отделяющим один центр от другого, размещаются мелкие игрушки машинки, дорожные знаки для обыгрывания построек. Чертежи, рисунки, фотографии и прочий иллюстративный материал представлен в папках-файлах рядом со строительным материалом. Часть рисунков, чертежей используется в качестве образцов с целью прямого следования им, другие способствуют развитию у детей умения закончить постройку скомбинировать ее с учетом поставленной задачи. Строительный материал хранится на открытых полках и стеллажах в деревянных, пластмассовых коробках, контейнерах. Конструктивную деятельность стимулируют фотографии ранее выполненных построек.  

Физкультурно-оздоровительный центр.

Спортивно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития.
Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
В совместной деятельности со сверстниками у детей воспитывается готовность помочь партнеру по игре, способность сопереживать его успехам или неудачам, умение радоваться общим достижениям в том или ином виде деятельности.
В набор спортивно-игровых комплектов обычно входят традиционные пособия:

гимнастическая стенка  
канат, 
веревочная лестница, 
трапеция, 
кольца, качели и другие приспособления.

С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма необходимо иметь набор матов. Крупные детали (гимнастические лестницы, рукоходы, металлические основы) должны быть прочно и надежно закреплены. Важно, чтобы все материалы соответствовали экологическим и гигиеническим требованиям.
6.Организация развивающей среды в разных возрастных группах детского сада.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда в которой проходит воспитательный процесс.При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

вариативностисообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Среда должна представлять единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической. Каждая из этих модальностей вносит в свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь с другими модальностями.Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребёнок нуждается в уединении, то в группе он найдёт специально выделенное для этого место.

В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувства прекрасного. Интерьер группы должен меняться в зависимости от растущего эмоционального развития детей и его физических потребностей.

Построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной, с тем, чтобы ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.

Развивающая предметно-пространственная среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка.Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть определенные объекты и средства, сформированы соответствующие им способы действия. Если нет необходимой предметной среды, у ребенка исчезает стремление узнать новое, возникает апатия, а желание занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление.Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности.

Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.

Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.

В структуре данной программы внутри каждого возрастного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст) представлены разделы, где прописана организация предметно-развивающей среды, построенной с учетом возрастных возможностей детей и их потребности играть и заниматься любимым делом.  Игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению; педагог заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики и т.д. Каким же общим требованиям должна отвечать развивающая предметная среда, независимо от специфики образовательного учреждения?  Предметная среда  по С.Л.Новоселовой должна быть:

быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;

инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать решению задачи создания "зоны ближайшего развития" (Л.С. Выготский) через организацию предметной среды;

обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз-рука"), его росту и предметному миру взрослых.С опорой на реализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить вариативные развивающие среды.

Младший дошкольный возраст  
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу

найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творчеству.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями ДОУ.
Средний  дошкольный возраст

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Важной задачей укрепления и умножения здоровья ребёнка является организация здорового образа жизни, что предполагает удовлетворение важнейших жизненных потребностей ребёнка, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Пятилетние дошкольники интенсивно растут, поэтому важен контроль за соответствием высоты мебели росту детей. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.                                                                                              
Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты. Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Для игры детей 2-3 года, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства.В пространстве группового помещения имеются 4 целостные тематические зоны. Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:

1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

2) кукольная кровать, шкафчик с “постельными принадлежностями”, диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;

3) домик-теремок - ширма со скамеечкой или модулями внутри, где могут “жить” мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой “дом” дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок;

4) автобус-каркас с модулями-сиденьями внутри и рулем.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, переносных ящиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям.

Во II младшей группе используется тот же принцип, что и I младшей группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Здесь воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т. е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.

В средней группе предметно-игровая среда существенным образом изменена. Постоянные тематические зоны уступают место более гибким сочетаниям игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.

Тематические зоны сокращаются до ключевого маркера условного пространства, а подходящие игрушки-персонажи располагаются в непосредственной близости на стеллажах, полках.

Кухня для кукол в этой возрастной группе уже должна быть представлена только мобильной плитой; кукольная спальня и столовая — одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное достраивается детьми из других материалов. Универсальная “водительская” зона также становится мобильной, она представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место. Пара ширм обеспечивает огораживание любого условного игрового пространства (дома, корабля и пр.).

В старшей и подготовительной группах весь игровой материал размещается таким образом, что дети могут легко подбирать игрушки, комбинировать их “под замыслы”. Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра со сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб - это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и предметами оперирования.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступные детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте).

Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро “населен” по желанию играющих

Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Поэтому в группах имеются разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре “семья”)

 Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов

взаимодействие участников педагогического процесса;

предметно-развивающая среда;

 содержание дошкольного образования.

Компоненты развивающей образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, содержание образовательной программы вносит специфику в организацию предметной среды, определяет направление педагогического поиска и самосовершенствование педагогов. С учётом специфики развития ребёнка дошкольного возраста большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса. 

Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника  коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

С введением ФГОС изменилась идеология во взаимодействии детского сада и семьи. Поэтому в содержании родительских уголков могут появится следующие разделы:

психологические особенности детей;

уголок краткой информации (высказывания великих людей, яркие

строки стихов, меткие народные пословицы и поговорки по вопросам

воспитания и обучения);

послушайте вместе с детьми (специальная запись песен или стихов для

прослушивания дома);

уголок здоровья;

наши успехи;

знаете ли вы (рубрика содержит сообщения о новых исследованиях в

области медицины, психологии);

права детей (помещается информация по соблюдению прав детства в

ДОУ и семье;

Место педагога в развивающей образовательной среде

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет Интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей»

Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:

реализация поставленных в программе общих задач психического развития;

реализация регионального компонента воспитания и образования;

цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.

Таким образом, организация образовательной среды — направление управленческой деятельности руководителя ДОУ, связанное с созданием целостной системы материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач в оптимальных условиях.Вместе с тем каждый педагог ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, эколог, инструктор по физкультуре) также решает задачу создания предметно-пространственной среды как подразделения учреждения. Важно отметить, что педагог при этом проявляет свою индивидуальность, учитывает наличные ресурсы своего образовательного пространства, но свой персональный проект обязательно согласует с моделью образовательной среды всего ДОУ. Задача каждого

педагога связана в первую очередь с обеспечением оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.

7.Алгоритм создания предметно-пространственной среды в группе.

Примерный алгоритм преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку  и анализ предметно-пространственной среды группового помещения, определив дефицитарные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.        

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вывод: При организации предметной-пространственной среды педагог должен учитывать возрастные особенности детей- индивидуальность ,  развития каждого ребенка его интересы, способности, творческие наклонности, для каждого найдется пространство для воплощения и развития своих интересов. Только в таких условиях развивается творческая личность, появляется интерес к познанию окружающего мира,  стремление познавать и желание создавать творить и эксперементировать. Но главное,  взрослый несет ответственность за решение базовых жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: Он либо принимает этот и самого себя, либо относится к нему  подозрительно и не мир верит в свои собственные силы.

Литература:

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ МО РФ от 20 июля 2011 г. № 2151.
  2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
  4. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
  5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  6. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  7. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

Методические источники

  1.  Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: Метод, рекомендации для воспитателей дошкольных
    учреждений. - Тольятти: Изд. инф.-техн. Центра, 1994.
  2. Гайказовар.Т., Кострикина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., Просвещение, 1974.
  3. Давыдов В.В., Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для
    детей // Техническая эстетика. - 1976. - № 3-4. - С. 4-6.
  4. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.
  5. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М., 2008.
  6. Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада //Воспитатель ДОУ, 2009, №5.
  7. Комарова Н.Ф. и др. Детский сад - «Открытая система»: Программно-
    метод. разраб. / С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, Н.А. Реуцкая. - М., 1994.
  8. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  9. Любимова Г.Н. О специфике предметной среды для детей дома и в до
    школьном учреждении // Техническая эстетика. - 1977. - № 12. - С. 11-12.
  10. Любимова Г.Н. О формировании предметно-пространственной среды для детей // Техническая эстетика. - 1976. - № 3-4. - С. 1-4.
  11. Материалы и оборудование для детского сада. / Под ред. Дороновой Т.Н., Коротковой Н.А. – М., 2003.
  12. Майорова Е.В. Организация предметной среды в группах раннего возраста //Кроха: метод.рекомендации к программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений /Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М., Просвещение, 2007.
  13. Михайленко Н.Я. Основные способы построения сюжетно-ролевой игры// Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Под.ред.Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. - М.: Педагогика, 1987. - С. 27-45.
  14. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению
    содержания дошкольного образования: Метод, рекомендации. - М., 1993.
  15. Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985.
  16. Новоселова С.П. Развивающая предметная среда: Метод, рекомендации по
    проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детском саду и УВК. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
  17. Оборудование игровой комнаты в школе продленного дня и в школе-интернате: Метод, рекомендации / Подг. Б.С. Кобзарь, Н.В. Кудыкина. - Киев, 1984.
  18. Одинцова Л. Организация педагогического процесса в разновозрастной
    группе // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 8. - С. 35-36.
  19. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. Автор-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград, 2009.
  20. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. - М.:Просвещение, 1982.
  21. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения: Книга для
    работников дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1988.
  22. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном
    учреждении / В.А. Петровский, Л.М Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2001.
  23. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. СПб.- Детство-пресс, 2005.
  24. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ Учебно-методическое пособие. – М.. Центр педагогического образования, 2008.
  25. Пособие по проектированию интерьера детских яслей-садов / ЦНИИЭП
    учебных заведений Госгражданстроя. - М.: Стройиздат, 1982.
  26. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
  27. Предметно-развивающая среда  детского сада в контексте ФГТ. /Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2012.
  28. Рекомендации по размещению, планировке и оборудованию участков
    дошкольных учреждений // Под ред. Т.В. Ворониной. - М.: ЦНИИЭП учебных заведений, 1984.
  29. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
  30. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Презентация на тему: "Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста"

Презентация на тему: " Предметно-развивающая среда в 1 младшей группе"Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда.Все центры развивающей среды в нашейгруппе ...

Презентация на тему "Предметно-развивающая среда в средней группе №9"

В данной презентации идет перечисление и описание необходимых в ДОУ сюжетно - ролевых игр ( "Кухня", "Парикмахерская", "Больница" и др.), уголков ( творческий, книжный,физкультурный, природный, национ...

Памятка для родителей Тема: «Предметно-развивающая среда как средство развития речи детей пяти лет с ОНР»

В памятке даны рекомендации для родителей по работе с детьми пяти лет с ОНР дома. Предложенные приемы работы способствуют накоплению словарного запаса, развитию грамматического строя и связной ре...

Статья на тему: " Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста".

В презентации представлена предметно-развивающая среда созданная нами для детей раннего возраста. ...

Понятие семья и её основные функции

семья – это основанная на браке или родстве малая социально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственностью. Одновременно – социальный инсти...

Статья на тему: «Понятие о речи. Виды и функции речи» 17 ноября 2022год

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь &md...