Школа Сухомлинского – обучение и воспитание под открытым небом
методическая разработка (старшая группа) на тему

Барсукова Марина Эдуардовна

Практический материал для воспитателей детского сада. Целью этой работы является создание таких условий в процессе воспитания, которые бы активировали и развивали интерес к познанию у ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_suhomlinskogo.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа Сухомлинского – обучение и воспитание под открытым небом»

                                                       Автор:   воспитатель М.Э. Барсукова IКК

 «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А. Сухомлинский.

Последние десятилетия основной упор в процессе воспитания подрастающего поколения делается на развитие интеллекта и чувства индивидуальности. Часто приходится сталкивать с умными, но самовлюблёнными людьми, страдающими эгоизмом. Мы предлагаем идею воспитания, которая заключается в возврате к забытым истинам, возрождении их на новом качественном уровне. В условиях современного детского сада и ФГОС ДО.

          Целью нашей работы является создание таких условий в процессе воспитания, которые бы активировали и развивали интерес к познанию у ребёнка.

Достижение цели планируется с помощью решения ряда задач:

- обучение детей восприятию и наблюдению;

- усвоение истин, через познание прекрасного в окружающем нас мире;

- создание живых образов;

- перенос познавательной деятельности из-за стола в окружающее ребёнка пространство;

- развития у детей чувства коллектива.

В дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления и речи человека. Все то, что приходит в ум и сердце ребёнка из книги или организованной деятельности, как раз и приходит лишь потому, что рядом – окружающий мир, в котором малыш делает свои нелёгкие шаги от рождения до того момента, когда он сам сможет открыть и прочитать.

Чем большим кругом знаний надо будет овладеть, тем больше надо считаться с природой человеческого организма в период бурного роста, развития и становления личности – в годы детства. Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли.

Истина, в которой обобщаются предметы и явления окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействия на чувства. Как важно, чтобы первые научные истины ребёнок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли были красота и неисчерпаемая сложность природных явлений, чтобы ребёнка постепенно вводили в мир общественных отношений, труда.

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. Изучение внутреннего мира детей, особенно их мышления, является одной из важнейших задач воспитателя.

Детей надо воспитывать так, чтобы они не боялись ни зноя, ни холода. Каждый день должен обогащать разум, чувства и волю детей.

          На участке детского сада, на свежем воздухе, начинается познавательная деятельность. Сначала надо полюбоваться красотой. Дети смотрят вокруг. Как на освещённые деревья попадают солнечные искры. Здесь можно рассказать сказку о солнце и его предназначении для жизни на Земле и всего, что нас окружает. Например, показать призму и капли воды как свет проходит сквозь них, нагревание поверхности на солнце и в тени; объяснить, почему в разные сезоны на улице тепло или холодно, явление заката и рассвета.

Познавательная деятельность развивается из идеи о ребёнке как о пытливом исследователе, открывателе мира. Через сказку, фантазию, игру и неповторимое детское творчество. Каждый день дети должны открывать что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к красоте природы.

Чтобы дети не уставали, нужны постоянные живые образы сказка - рассказ о путешествии капли воды – показать явление испарения и конденсации на зеркале. Сказка – это свежий ветер раздувающий огонёк детской мысли и речи.

Для воспитателя важно соблюдать меру в рассказывании. А среди природы надо давать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. Можно только упомянуть, что вечерний сумрак и ночная темнота плывут, как реки, из далёких долин и лесов, а в воображении детей уже появятся сказочные образы – Темноты и Сумрака. Можно рассказать сказку как темнота и сумрак убаюкивают малышей.

Например, ребёнку предлагают придумать сказку – родители записывают, помогают создать разворот на одной странице рисунок на другой сказка.

Таким образом, каждый день приносит открытие об окружающем мире, каждое открытие облекается в сказку, творцами которой являются сами дети.

Работу надо заканчивать в тот момент, когда обостряется интерес к предмету наблюдения, к труду, которым они заняты. Чтобы малыши с нетерпением ожидали следующего дня, обещающего им новые радости.

Путешествие по облакам, работа с образами, с последующим рисованием. Например, белые пушистые облака могут быть для детей настоящим открытием. В этой организованной деятельности ярко раскрывается индивидуальный мир ребёнка.

Путешествуя вместе с облаками можно рассказать о далёких тропических странах, океанах и морях. Переплетается сказка с реальностью и приоткрывается окно в далёкий мир. (Можно рассказывать о земле и народах, морях и океанах, о богатстве растительного и животного мира, природных явлениях).

Рассказы воспитателя, разделяющего с детьми все радости и горести, - обязательное условие полноценного умственного развития ребёнка, его богатой духовной жизни. Основное требование к рассказу: яркий, образный, небольшой. Необходимо оставлять всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

         Познавательная деятельность должна быть перенесена, хотя бы частично под голубое небо.

Важно обращать внимание на совместную коллективную деятельность. Эмоциональное состояние коллектива – состояние радости, воодушевления – большая духовная сила, объединяющая детей, пробуждающая в равнодушных сердцах интерес к тому, что делает коллектив, чем он занят.

Детский коллектив лишь тогда становится воспитывающей силой, когда он возвышает каждого человека, утверждает в каждом чувство собственного достоинства, уважения к самому себе. Ребёнок должен гордится собой, своими поступками, оберегать свою честь и достоинство.

Ребёнок вначале может не задумываться над причинно-следственными связями, он просто рассматривает предмет, открывает в нем что-то новое. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества. Это необходимо использовать в художественно-эстетическом развитии.

Детям интересны изменения. Которые происходят каждый день в окружающем нас мире (дневник погоды: дети сами делают отметки в виде схем). Понаблюдать они могут за тем, как происходит изменение окраски листьев, созревание плодов, распускание цветов и т.д.

Можно предложить детям несколько рифм, а они самостоятельно сформируют из них стихотворную форму. Дополнят своими рифмами. Предложить совместно с родителями создать развороты со стихами 4 строчки и рисунок на заданную тему. Родитель или воспитатель начинает рифму, а ребёнок заканчивает её. Особенно талантливые дети могут сами предлагать четверостишья.

Если ребёнок почувствовал аромат слова, его сердце охватывает трепетное вдохновение. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Почему человек в годы детства овладевает столь большим количеством слов родной речи, потому что перед ним в этот период открывается красота окружающего мира.

На лужайке участка детей можно расположить поудобнее в хорошую погоду и попросить нарисовать то, что им понравится. Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, наслаждаются его красотой. Ребёнку хочется рассказать о том, что он нарисовал. Рисование развивает и речь детей. У нас есть групповой альбом с рисунками и рассказами детей, в которых они отражают самые яркие моменты своей жизни.

Ребёнка необходимо учить заботиться о живом и прекрасном. Восхищение детей красотой может переплетаться с равнодушием к судьбе красивого. Любование красотой – это первая ступень. Дети не понимают предосудительности мелких проявлений зла, из которых в итоге развивается бессердечность и равнодушие.

Делать кормушки, подкармливать птиц, ухаживать за растительностью на участке, высаживать и ухаживать за цветами на клумбе. Позволять детям самим покопаться в земле и траве. Пусть доброе дело станет привычкой, и тогда душа и сердце проснётся. Без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна подлинная душевная красота.

        Забота о живом и прекрасном постепенно должна входить в жизнь детей. Посадив цветок в плошку, ребёнок сам может за ним ухаживать – мечтать, фантазировать, создавать о нем сказки, как о живом существе, способном чувствовать и переживать наши заботы и волнения.

Коллективное чувство ласки и доброты, коллективной доброжелательности – это огромная сила. Если добрые чувства не воспитывать с детства то, потом их трудно привить, потому что они утверждаются в душе одновременно с познанием первых истин.

Стихийное воздействие кино, телевидения, интернета не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие стихийных музыкальных впечатлений. Музыка природы – это тот источник, из которого человек черпает вдохновение, создавая музыкальную мелодию. Важная цель всей системы воспитания, научить подрастающего человека жить в мире прекрасного, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.

Первая задача получить эмоциональную реакцию на мелодию. Научиться слушать музыку природы. Чувствуя в звуках оттенки человеческих чувств, ребёнок поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.

Например, послушать жужжание насекомых на участке, а затем музыкальное произведение «Полет шмеля», нарисовать насекомых, послушать ещё раз музыку природы.

Мелодии необходимо подбирать так, чтобы в ярких образах, понятных детям, передавалось то, что они слышат вокруг себя: щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, шум ветра. При этом необходимо оберегать детей от обилия музыкальных впечатлений, оно может вызвать смятение и притупить эмоциональную отзывчивость.

Не больше двух мелодий в месяц, но по каждой воспитательная работа, имеющая своей целью – пробудить у детей желание ещё и ещё раз прослушать музыку, добиться того, чтобы каждый раз ребята открывали новую красоту. Очень важно, чтобы после слушания музыки дети слушали тишину окружающего мира. Музыка – могучий источник мысли, без этого невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.

Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослых. Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях.

Дети легко запоминают даже сложные вещи, если они связаны с игрой, когда от ребёнка никто не требует: обязательно запомни, не будешь знать, будет плохо. Каждая работа должна быть маленьким продвижением вперёд.

Лучше всего простые истины познаются детьми через освоение окружающей действительности рукотворной или природной. Например освоение счета, необходимо начинать с наглядной опоры на реально существующие объекты. Вначале определяем цифру соответствующую количеству объектов, затем рядом располагаем эти объекты  в нужном количестве. Это не должны быть палочки, можно взять настоящие печенья или конфеты, фрукты или игрушки. Задачу можно разыграть с участием детей, чтобы они наглядно понимали смысл происходящего.

Пока ребёнок не почувствовал оттенков слова – нельзя вообще начинать обучение грамоте. Обучение грамоте надо тесно связывать с рисованием. Рисунок и подпись целый мир образов, звуков, красок и чувств. Каждая буква в сознании ребёнка связывается с наглядными образами, поэтому легко запоминается все слово. Яркие впечатления от окружающих предметов позволяют усвоить все. Чем больше волнует красота окружающего мира, тем глубже запоминаются сведения.

У ребёнка до 7 лет, вырабатывается ценное умение: его зрительное и мыслительное восприятие слова и части предложения. Успешным является составление описательных рассказов по образцу предложенным воспитателем, а в дальнейшем и самостоятельным.

Вывод:

Если мы предлагаем детям готовые истины, обобщения, умозаключения, мы лишаем ребят возможности даже приблизится к источнику мысли и живого слова, связывая крылья мечты, фантазии, творчества.

А Федеральные государственные образовательные стандарты, как раз требует обратного развития всего вышеперечисленного, поэтому стоит обратиться к забытым методикам развития интереса воспитанников детского сада. Например, «школа Радости» Василия Александровича Сухомлинского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная работа д/с и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»

«От того, как прошло детство,Кто вел ребенка за руку в детские годы,Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-От этого в решающей степени зависит,Каким человеком станет сегодняшний малы...

«Совместная работа д/с и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»

«От того, как прошло детство,Кто вел ребенка за руку в детские годы,Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-От этого в решающей степени зависит,Каким человеком станет сегодняшний малы...

Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей

Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...

2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО ...

2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого мероприятия с детьми)

2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого мероприятия с ...

2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого мероприятия с детьми)

2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого мероприятия с ...