"Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности"
консультация на тему

Наталья Викторовна Белова

"Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

 «Развитие творческих способностей детей

 средствами театрального искусства»

        

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

        В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно.

        Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

        Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

        Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

        В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.

        Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

        Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

        Задачи и методы:

  • Последовательное знакомство детей с видами театра;
  • Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
  • Совершенствование артистических навыков детей;
  • Раскрепощение ребёнка;
  • Работа над речью, интонациями;
  • Коллективные действия, взаимодействия;
  • Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

  • Импровизационность;
  • Гуманность;
  • Систематизация знаний;
  • Учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Начиная со второй младшей группы детей, последовательно знакомят с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актёры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

        В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

        В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

        Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.

        Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:

  • Во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных);
  • В средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
  • В старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
  • В подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Игры-драматизации;
  • Упражнения для социально-эмоционального развития детей;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки (логоритмика);
  • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют:

- специальное помещение со сценой и зрительным залом;

- костюмы и декорации;

- музыкальное сопровождение;

- детские музыкальные инструменты;

- различные атрибуты к занятиям;

- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.

        В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.

        Для того, чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты:

- диагностика (октябрь-январь-май);

- постановка кукольных спектаклей;

- драматизация сказок;

- проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

Развитие творческих способностей детей средством театрально-игровой деятельности.

В данном матереале находиться , как ребёнок развивается с помощью театра....

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства»...

Консультация «Развитие творческих способностей детей средствами театральных этюдов»

В консультации раскрыто значение театральных этюдов для развития творческих способностей дошкольников, даны методические рекомендации по их использованию....

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности

Театральное искусство поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий мир, оно оказывает огромное влияние на формирование духовной жиз...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению декораций для настольного театра в рамках деятельности областной стажерской площадки «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности»

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться в организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостояте...