Кузбасс - мой край
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Система патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект Кузбасс - мой край | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузбасс – мой край
(система патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности)
Исполнитель:
Волынская Ольга Валериевна,
Воспитатель МДОУ №234
Кемерово
Содержание
Введение - 3
1.теоритическая основа - 4
2. план реализации системы патриотического воспитания
«Кузбасс – мой край» на основе проектной деятельности -7
3. схема осуществления проекта -8
Список используемой литературы - 14
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств.
Применительно к дошкольникам понятие «чувство патриотизма» носит достаточно абстрактный характер. Для детского сада эту задачу следовало бы сформулировать иначе: формирование ценностного отношения к родному краю. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями.
В этом смысле проектный метод – наиболее целесообразная и эффективная форма для решения задач нравственно-патриотического воспитания. Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. А как писал Л.С. Выготский: «Я не согласен, что ведущим видом деятельности является игра. Я считаю – исследование». Разумеется, исследовательская деятельность дошкольника должна осуществляться в игре, которая является основным средством формирования морально-нравственных качеств. Во-вторых, проектный метод позволяет объединить, родителей и воспитателей в совместной деятельности – сформировать настоящее сообщество детей, воспитателей и родителей.
Важно при проведении работы по патриотическому воспитанию показать и рассказать детям то, что характерно только для данного края, что есть только здесь. Поэтому основой для реализации данной деятельности нами была выбрана работа Веры Лавриной «История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков и до нашего времени».
Цель данной деятельности – формирование патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своего края, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Задачи:
- формировать интерес к своей «малой Родине»;
- расширять представления детей о родном крае, формировать первоначальные представления об истории и культуре, традициях родного края;
- формировать представление о том, что наш край называется Кузбассом или Кемеровской областью. Кемерово – главный город, столица нашего края;
- продолжать знакомить с картой Кемеровской области. Показать озёра, реки, горы, леса, отдельные города;
- знакомить с флагами и гербами Кемеровской области города Кемерово;
- развивать интерес и стремление узнавать новое;
- развивать художественно-творческие способности, образную речь, воображение, логическое мышление;
- побуждать детей воплощать познанное в продуктивных видах деятельности;
- воспитывать уважение к культурно-историческим ценностям, способствовать пониманию исторической и художественной значимости предметов найденных в археологических экспедициях;
- обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;
- осваивать разнообразные социальные роли в коллективной жизни взрослых и сверстников;
- формировать у детей умения сотрудничать, отстаивать свои суждения;
- создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей с взрослыми и друг другом в различных видах деятельности;
- обеспечивать ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений;
- учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами;
- способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.
В процессе реализации системы патриотического воспитания на основе проектной деятельности «Кузбасс – мой край» у детей развиваются представления о человеке в истории и культуре на региональном материале:
- педагоги развивают у детей представления об истории цивилизации;
- сообщают элементарные сведения об образе жизни человека в древности;
- знакомят детей со сказками, рассказами;
- рассказывают о развитии труда человека (об охоте земледелии, скотоводстве как наиболее древнем труде, об основных современных профессиях Кемеровской области);
- педагоги развивают элементарные представления о техническом прогрессе;
- знакомят с усовершенствованием средств передвижения (от лодок, лыж, саней до современных видов транспорта);
- рассказывают об изменении условий быта человека;
- способствуют развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности языка;
- способствуют усвоению ребенком общественных норм и правил поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- способствуют развитию у ребенка чувства ответственности (за начатое дело за данное слово и др.);
- развивают представления о природных богатствах недр Кузбасса;
- обеспечивают условия для развития у детей географических представлений;
- знакомят с флагами и гербами Кемеровской области и ее городов.
Реализация нравственно-патриотического воспитания осуществляется посредством:
- освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;
- проведения тематических бесед, игр чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
- проведения праздников и концертов;
- организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;
- организации исследовательской деятельности;
- экскурсии.
План реализации системы патриотического воспитания
«Кузбасс – мой край» на основе проектной деятельности.
Тема блока | Название проекта | Участники | Продукт детской деятельности | Срок реализации |
«Кузнецкая земля в древности» | «Археологическая экспедиция» | Дети Родители Педагоги | Музейная экспозиция «Кузнецкая земля в древности» | 2 месяца |
«Народы нашего края» | Дети Родители Педагоги | Древо народов. Национальные костюмы | 1 месяц | |
«Наш край – часть России» | «Как наш край стал частью России» | Дети Родители Педагоги | Макет Кузнецкого острога | 1 месяц |
«Первооткрыватель Кузнецкого угля» | Дети Родители Педагоги | Альбомы: «Первооткрыватель Кузнецкого угля», «Первые заводы и рудники» | 1 месяц | |
«Моя Родина -Кузбасс» | «Символика Кемеровской области и ее городов» | Дети Родители Педагоги | Карта области с символикой городов. Герб и флаг детского сада. | 1 месяц |
«Край, в котором мы живем» | Дети Родители Педагоги | Мини-музей «Край, в котором мы живем» | 2 месяца |
Схема осуществления проекта
«Археологическая экспедиция»
Разделы программы | Виды детской деятельности | Участники |
Ребенок и окружающий мир | Экскурсия в краеведческий музей Экскурсия на «Томскую писаницу» Чтение главы «Люди каменного века» из книги «История Кузбасса В.Лавриной Чтение главы «От камня к металлу» из книги «История Кузбасса В.Лавриной Рассматривание иллюстраций и фотографий наскальных рисунков. | Дети, педагоги Дети, родители Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, родители, педагоги |
Развитие речи | Творческое рассказывание детей по темам «Занятия древнего человека», «Орудия труда древнего человека», «Люди каменного века» | Дети, родители, педагоги |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение рассказа В. Лавриной «Белый Оленёнок» | Дети, педагоги |
Изобразительная деятельность, ручной труд | Рисование «Первобытные художники» (процарапывание по воску и рисование древесным углем) Лепка «Посуда древнего человека» Ручной труд «Орудия древнего человека» Коллективная работа-коллаж «Лента времени» Изготовление макета «Стоянка древнего человека» | Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, родители Дети, родители, педагоги Дети, родители, педагоги |
Игра | Сюжетно-ролевая игра «Археологическая экспедиция» | Дети, родители, педагоги |
Культурно-досуговая деятельность | Инсценировка рассказа В. Лавриной «Белый Оленёнок» | Дети, родители, педагоги |
Схема осуществления проекта
«Народы нашего края»
Разделы программы | Виды детской деятельности | Участники |
Ребенок и окружающий мир | Чтение главы «Тагарцы» из книги «История Кузбасса В.Лавриной Чтение главы «Великое переселение народов. Таштыки.» из книги «История Кузбасса В.Лавриной Чтение главы «Империя тюрков и их потомки.» из книги «История Кузбасса В.Лавриной Чтение рассказа В. Лавриной «Крещение шорцев и телеутов» | Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги |
Развитие речи | Творческое рассказывание детей по темам «Жилища тагарцев и таштыков», «Занятия тюрков и телеутов». | Дети, родители, педагоги |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение рассказа В. Лавриной «Урук – сын воина» Чтение рассказа В. Лавриной «Шаман Анчи» | Дети, педагоги Дети, педагоги |
Изобразительная деятельность, ручной труд | Рисование «Национальный орнамент» Лепка «Керамика Таштыков» Коллаж «Жилище Таштыков» Коллективная работа-коллаж «Древо народов» Изготовление национальных костюмов тюрков и телеутов | Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, родители, педагоги Педагоги, родители |
Игра | Дидактическая игра «Поезд» | Дети, педагоги |
Схема осуществления проекта
«Как наш край стал частью России»
Разделы программы | Виды детской деятельности | Участники |
Ребенок и окружающий мир | Чтение главы «Поставили остроги крепкие» из книги «История Кузбасса В.Лавриной Чтение главы «Как русские осваивали Кузнецкий край» из книги «История Кузбасса В.Лавриной | Дети, педагоги Дети, родители |
Развитие речи | Беседа «Как русские осваивали Кузнецкий край» | Дети, педагоги |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение рассказа В. Лавриной «Как Егорка был в осаде» | Дети, педагоги |
Изобразительная деятельность, ручной труд | Изготовление макета «Кузнецкий острог» | Дети, родители, педагоги |
Игра | Дидактическая игра «Логический поезд» | Дети, педагоги |
Схема осуществления проекта
«Первооткрыватель Кузнецкого угля»
Разделы программы | Виды детской деятельности | Участники |
Ребенок и окружающий мир | Чтение главы «Первые заводы, первые рудники» из книги «История Кузбасса В.Лавриной Чтение главы «Как жили простые люди» из книги «История Кузбасса В.Лавриной Экскурсия в музей «Красная горка» | Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, родители |
Развитие речи | Беседа «Михайло Волков – первооткрыватель угля кузнецкого» | Дети, педагоги |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение рассказа В. Лавриной «Маленький рабочий». Чтение сказки Т.Савич «Сказка – быль о Михайле Волкове и горелой горе» | Дети, педагоги Дети, педагоги |
Изобразительная деятельность, ручной труд | Коллективная работа - коллаж «Красная горка». Выпуск альбома «Первооткрыватель Кузнецкого угля»; «Первые заводы и рудники» Рисование «Михайло Волков» | Дети, родители, педагоги Дети, родители, педагоги Дети, педагоги |
Игра | Дидактическая игра «Логический поезд» | Дети, педагоги |
Схема осуществления проекта «Символика
Кемеровской области и ее городов»
Разделы программы | Виды детской деятельности | Участники |
Ребенок и окружающий мир | Автобусная экскурсия по городу Кемерово Экскурсия в музей «Красна горка» (экспозиция «Шахта»). Познавательное занятие «Герб, флаг, гимн» | Дети, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги |
Развитие речи | Составление описательного рассказа «Флаги города и области» | Дети, педагоги |
Ознакомление с художественной литературой | Заучивание стихотворения А.Курицына «Мы выбрали опасный труд» | Дети, родители, педагоги |
Изобразительная деятельность, ручной труд | Аппликация «Флаги городов Кемеровской области» Коллективная работа «Карта Кемеровской области» Конкурс «Герб и флаг детского сада» | Дети, педагоги, родители Дети, педагоги Дети, родители |
Игра | Дидактические игры: «Путаница»; «Сгруппируй по признакам»; «Собери флаг»; «Логический поезд» | Дети, педагоги |
Музыкальное воспитание | Заучивание песни «Кузбассом гордимся» муз. и сл. Н.В. Федотовой; Здравствуй, Родина моя», муз. Ю.Чичкова, сл. К. Ибряева | Дети, педагоги |
Культурно-досуговая д-ть | Музыкально-поэтическая гостиная «Моя Родина – Кузбасс». | Дети, родители, педагоги |
Схема осуществления проекта «Край, в котором мы живем»
Разделы программы | Виды детской деятельности | Участники |
Ребенок и окружающий мир | Чтение главы «Как наш край стал Кузбассом» из книги «История Кузбасса В.Лавриной Экскурсия в краеведческий музей «Самородки и местные умельцы» Экскурсия в горный техникум Познавательное занятие «Историческое прошлое города» | Дети, педагоги Дети, родители, педагоги Дети, педагоги Дети, педагоги |
Развитие речи | Конкурс сочинений «Любимые места отдыха горожан» Говорят дети о родном крае «Слушай нас, наш Кузбасс» | Дети, родители, педагоги Дети, педагоги |
Ознакомление с художественной литературой | Заучивание стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края»; В.Михайлова «Мой город» | Дети, родители, педагоги |
Изобразительная деятельность, ручной труд | Рисование «Прогулки по городу». Фотомастерская по созданию альбомов «С любовью к городу»; «Династии шахтеров». Составление альбома «Страницы истории родного края». | Дети, педагоги Дети, родители, педагоги Дети, родители, педагоги |
Игра | Дидактические игры: «Путаница»; «Сгруппируй по признакам»; «Собери флаг»; «Логический поезд» | Дети, родители, педагоги |
Музыкальное воспитание | Заучивание песни «Край, в котором мы живем» муз. Г.Гладкова сл. Ю. Энтина | Дети, педагоги |
Культурно-досуговая деятельность | Семейная гостиная «К своим истокам прикоснись» Викторина «Край, в котором мы живем» | Дети, родители, педагоги Дети, родители, педагоги |
Список литературы:
- Балибалов, И.А. Кемерово вчера, сегодня, завтра. – Изд. Перераб. И доп. – Кемерово: Кн. изд-во, 1982. – 144 с.
- Виноградова, О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. - №1. – С 62
- Воспитание на региональном материале: Сборник материалов. - Кузбассвузиздат, 2002. – 44с.
- Иванова, Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 с.
- Кацюба, Д.В. История Кузбасса. Краеведческое пособие. Кемерово. Книжное издательство, 1975г.
- Куприянов, А.Н. Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи/А.Н. Куприянов, Ю.А. Манаков. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 72 с.
- Лаврина, В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени / Вера Лаврина. – 3-е изд., стереотип. Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2007. – 80 с.
- Майданкина, Н.Ю., Большакова А.Н. Приобщение старших дошкольников к культуре и истории народов мира. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. - №4. – С 62.
- Майданкина, Н.Ю., Старавойтова Е.А. Игровой проект «Археологическая экспедиция». // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. - №3. – С 68.
- Особенности гражданского воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2009. - №10. – С 14
- Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на региональном материале: Методические материалы к программе «С любовью к городу». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 144с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96с.
- Символика Российской Федерации, Кемеровской области, города Кемерово. Кемерово. Кузбассвузиздат, 2002.
- Урмина, И.А. Инновационная деятельность В ДОУ : программ.-метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников/И.А. Урмина, Т.А.Данилина. – М.: Линка-Пресс,2009. – 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУЗБАСС- НАШ КРАЙ РОДНОЙ
Занятие посвященное к 70 летию КузбассаЦель:Развивать способность видеть многообразие мира. Формировать интерес к культурным ценностям и природным богатствам родного края, чувство гордости за свою мал...
Кузбасс – наш край родной
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания.Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям наш...
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Кузбасс - шахтерский край» (по программе «Развитие»)
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы...
Кузбасс - наш край родной
Макет-коллаж "Кузбасс - наш край родной"...
Буклет для родителей "Кузбасс - наш край родной"
Даннный буклет "Кузбасс -наш край родной". Данный буклет поможет родителям расширять представления о родном крае - Кузбассе...
Развлечение для детей 6-7 лет Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Кузбасс – мой край родной»
Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» . Данный материал несёт в себе педагогическую ценность д...
КВН "Кузбасс - мой край родной!"
квн для воспитанников старшего дошкольного возраста, направленный на воспитание патриотизма у воспитанников, ознакомление с историей и достопримечаиельностями родного края...